Ответы генерального секретаря НАТО Й.Столтенберга на вопросы журналистов по итогам пресс-конференции, посвященной публикации итогового доклада о деятельности альянса за 2018 год. Сначала вопрос, курсивом – ответ.
1.
Washington Post: расскажите о вашем приглашении выступить перед американским конгрессом, и о желании Трампа, чтобы Европа тратила в полтора раза больше на содержание американских войск на своей территории
Я очень рад, это отличная возможность для всего альянса и знак признания нашей деятельности. Что касается инициативы – это предложение не обсуждалось в НАТО. Европейские союзники начали тратить больше на оборону, мы видим значительные изменения.2.
Reuters: что вы можете сказать министерству финансов Германии, которая не тратит 2% на оборону?
Германия начала тратить больше. Германия – пример члена НАТО, который в прошлом значительно сократил расходы на оборону, но теперь начал их наращивать. К тому же, burden sharing – это не только о финансах, но и об участии страны в миссиях НАТО.3.
Deutsche Welle: что вы думаете о позиции США по отношении к Германии и другим европейским странами и требовании тратить больше? Достаточно ли того, что Германия «движется по направлению к 2%», но пока еще далека от этого показателя?
Американское присутствие в Европе важно для НАТО, но также важно и для самих Штатов. То, что войска США есть в Европе, - это не только обеспечение европейской безопасности, но и распространение американского влияния в регионе (projecting power beyond Europe).4.
Swiss television: что думает НАТО о брексите в контектсе гибридных угроз и безопасности выборов в Европе?
Брексит – это сложный и важный вопрос. Но я считаю, что альянс не должен иметь какого-то мнения о брексите, так как это не окажет никакого влияния на членство Британии в НАТО. Британия останется важным и сильным союзником.5.
Georgian TV: как вы оцениваете прогресс в движении Грузии к членству в НАТО?
Грузия – очень ценный партнер, мы продолжим ее поддерживать.6.
Defense Weekly: еще один вопрос о расходах на оборону. У многих членов НАТО наблюдается очень небольшой рост оборонных расходов. Например, Испания и Германия еще очень далеки от 2% от ВВП.
Все равно мы видим значительный прогресс в этом вопросе. Я ожидаю, что все союзники начнут делать еще больше.7.
Europa Press: если говорить о расходах, то учитывается ли вклад союзников, выраженный в нефинансовом эквиваленте? Многие страны активно участвуют в миссиях НАТО. Есть ли какой-то инструмент для оценки того, кто сколько и чего вкладывает? И расскажите еще раз о трамповской инициативе «cost plus 50», а то я выходила.
Вот в докладе как раз написано, что вклад союзников оценивается не только по их расходам на оборону. Там есть таблички, где показано, кто как участвует в миссиях – в Афганистане, Косово и везде. «Cost plus 50» в НАТО не обсуждали.8.
«Интерфакс Украина»: расскажите о собрании в Вашингтоне, на которое вас пригласили. Оно пройдет в закрытом формате или туда
будут приглашены партнеры альянса типа Грузии и Украины? Стоит ли Украине ожидать прогресса в ее принятии в НАТО в текущем году? Может, включите нас в План действий по членству в НАТО? А грядущие выборы повлияют на ваши планы нас принять?
В Вашингтоне будет очень короткая встреча, однако оно будет сопровождаться многочисленными мероприятиями «на полях», куда и будут приглашены представители стран-союзников и стран-партнеров.9.
Kabul Times: что скажете о мирных переговорах в Катаре между США и Талибаном? Каков будущий план действий НАТО в Афганистане?
В докладе про Афганистан много всего написано, читайте там.10. Прозвучал вопрос про "Северный поток - 2". Считает ли Столтенберг его угрозой безопасности.
Йенс конкретно замялся, секунд 5 молчал:) Сказал, что основная задача НАТО – это коллективная оборона, и это касается, в том числе, энергетических систем, но конкретного мнения НАТО по вопросу "Северного потока -2" он не имеет.11.
Грузинские СМИ: недавно в Сирии погиб гражданин Грузии, что скажете.
НАТО выражает огромную поддержку ГрузииОбратите внимание на то, как
Йенс грамотно динамит грузинскую и, особенно, украинскую прессу (5,8,11 вопросы). А так же на тот факт, что намерения Трампа увеличить в полтора раза стоимость нахождения американских войск зарубежом – в Брюсселе
не обсуждались, конкретного мнения на счет «Северного потока – 2» у Столтенберга нет.