Цитата: сибиряк42 от 16.03.2019 07:40:57
Звук "ы" распространен среди тюркских и монгольских языков. В русском всегда шло смягчение слов. КИпчак, кИргиз и т.д. кЫргыз, кЫпчак и т.д. в начале 1920-х вводились в русский, как форма борьбы с великодержавным русским шовинизмом, но к середине 30-х сошли на нет. Забавно видеть как Брянский продвигает звук "ы" в треде.
Касаемо самоназвания. После распада Белой орды образовалась Узбекская орда из которой после поражения от ойратов в Семиречье откачевало 2 чингизида со своими людьми - Жанибек и Кирей. Где и организовали свое государство, отказавшись подчиняться Абдулхаиру. Они приняли самоназвание "казаки", лично я склоняюсь к двум переводам: "свободный" или "скиталец".
На наших картах 16 -17 века они часта именуются "Казацкой ордой". Потом в Питере репу почесали и решили, дабы не путаться - назвать их киргизами или киргиз-кайсаками. Вот вам карта из атласа Российской Империи который издавался в 1796 году:
При приходе к власти большевиков была создана Киргизская АССР в 1920. В 1925 была преобразована в Казацкую АССР. При переводе ее статуса в Союзный в 1936 она получила современное название Казахская ССР, а киргизов начали называть казахи.
А вообще вся эта путаница с названиями как в анекдоте: "...а звать я тебя буду Федором...не хочешь Федором? Хорошо - буду звать Василием.". Именно так Советская власть создала украинцев, а Тито македонцев.
А теперь мы и болгары расхлебываем последствия тех решений.
Думаю в ближайшее время начнутся пляски Варфоломея с Македонией.
Цитата30 мая в ответ на обращение премьер-министра Македонии Зорана Заева синод Константинопольской церкви объявил, что берётся за рассмотрение статуса «Церкви Македонии».
А так как без исторической справки не понятен этот балканский узел, прошу не пинать меня сильно и если банить, то не удалять пост.
Город Охрид и Преспа, временные столицы Первого Болгарского царства (перед его завоеванием Константинополем) великого царя Самуила
находятся в Македонии.В 1019 году константинопольский император Василий II Болгаробоец завоевал Болгарию.
Охридскую патриархию понизили до архиепископии, но оставили автономный статус.В 1185 году болгарские бояры братья Петр и Иван Асени подняли восстание и отвоевали Север Болгарии, основав Второе Болгарское царство со столицей в Тырнове. Соответственно, в Тырнове организовали болгарскую независимую архиепископию, чей архиепископ Василий короновал Ивана.
В 1235 году, дабы закрепить болгарско-византийский союз, был созван Церковный Собор, на котором Тырновская ариепископия была приобразована в патриархат. У болгар есть своя патриархия и на подконтрольной грекам территории автономная архиепископия.
Македония же была завоевана Сербской державой в конце 13 века, Скопье стало одним из двух мест резиденцией сербского короля.
В 1395 году вся Македония была захвачена турками.17 июля 1393 года османская армия захватила Тырново.
Патриарх Евфимий фактически возглавил оборону города. Тырновская патриархия была ликвидирована (была подчинена Константинополю как митрополия).
Охридская архиепископия стала главным духовным и культурным центром болгар, хоть и находилась под сильным давлением греков-фанариотов.
Но в 1767 году и она была лишена автономного статуса.
Что характерно, на начальном этапе турецкого владычества между греками и болгарами не было этнической неприязни. Одним из руководителей, подготавливавшим 1
Тырновское восстание 1598 года был грек - Тырновский митрополит Дионисий. 12 тырновских священников и 18 влиятельных мирян вместе с митрополитом поклялись до самой смерти оставаться верными делу освобождения Болгарии.
После ликвидации церковной независимости, элинизация болгар приняла масштабы ига. Болгарские книги сжигались, надписи на церковно-славянском в храмах заменялись на греческий.
Основоположником болгарского возрождения стал иеромонах Паисий Хиландарский, который во второй половине 18 столетия, основываясь на греческих источниках монастырских библиотек Афона написал книгу - «История славяно-болгарская о народах, о царях и о святых болгарских». Из книги: «
О, неразумный и юродствующий! – взывал преподобный Паисий. –
Почему стесняешься называться болгарином? … Ты – болгарин, помни себя, знай свой род и язык и учись своему языку!»
В 1858 г. в Константинополе состоялся Собор, на котором присутствовали 4 болгарских представителя, выдвинувших два основных требования:
разрешение избирать болгарских архиереев на местах; знание греческими архиереями болгарского языка. Эти требования, были отклонены греческим духовенством.
Пока греки сильно не бузили против осман, они были их оружием в этноциде болгар (братьев русских). Но после ряда греческих восстаний, решили наказать их и в 1870 году предоставили болгарам право создать свой Болгарский Экзархат.
В 1871 г. в Болгарии собрался Церковно-Народный Собор, который выработал
Устав Болгарского Экзархата. По Уставу Экзархат делился на епархии, благочиния и приходы. Главой Церкви признавался
Экзарх – высший представитель Церкви с исполнительной властью; он
избирается пожизненно из болгарских митрополитов.
В 1872 г. болгарам удалось избрать своего первого Экзарха, которым стал епископ Ловчанский Иларион. Через 5 дней из-за своих немощей он отказался от этого поста. На его место был избран
митрополит Видинский Анфим (1872 – 1877), выпускник Халкинской школы и
Московской Духовной Академии, в сан иеромонаха
рукоположен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Кто не понял - это русский, митрополит Моссковский и Коломенский.Экзарх Анфим продолжил переговоры с Константинополем, но все было тщетным. Тогда 11 мая 1872 г.
1872 г. Анфим провозгласил Болгарскую Православную Церковь автокефальной. Константинополь ответил протестом, объявил о низложении Анфима, о лишении его священства, сподвижники Экзарха, митрополиты Ловчанский Иларион и Пловдивский Панарет, объявлялись отлученными от Церкви, а епископ Макариопольский Иларион предавался «геенне огненной и вечной анафеме». Кроме того, Константинопольский Патриарх на Поместном Соборе 16 сентября 1872 г. осудил «филетизм», то есть племенное (народное) деление в Православии, а
Болгарскую Церковь объявил схиз-матической. Греки рассчитывали на то, что схизма напугает болгар, но она еще сильнее закрепила обособление болгар от Вселенской Патриархии.
Православная Полнота (Иерусалимский Патриарх Кирилл II, епископат Антиохийской, Румынской, Сербской, Русской Церквей) не приняла этих прещений Константинополя.
В 1873 года среди паствы Скопской и
Охридской епархий были проведены плебисциты, по результатам которых обе епархии без разрешения Константинополя были присоединены к
Болгарскому Экзархату.
После русско-турецкой войны 1877–1878 гг (порядка 1 тыс добровольцев с территории Македонии были в наших рядах)., по условиям Сан-Стефанского мирного договора
должно было образоваться автономное Болгарское княжество,
включавшее в свой состав всю Македонию. Но против этого выступили западные державы, Греция и Сербия. В результате по условиям Берлинского мирного договора территория Болгарии сильно усекалась, а
Македония оставалась в составе Османской империи.
Территория Болгарского Экзархата оказалась распределена между 5 государствами: Княжеством Болгария, Восточной Румелией,
Турцией (вилайеты Македонии и Восточной Фракии),
Сербией (Нишская и Пиротская епархии перешли под духовную юрисдикцию Сербской Церкви) и Румынией (Северная Добруджа (Тулчанский округ)).
Обалдевшее от такого поворота болгарское население Македонии подняло Кресненское восстание, которое было подавлено в 1879.Резиденция экзарха была временно перенесена в Пловдив (на территорию Восточной Румелии), где Иосиф I развернул активную дипломатическую деятельность, установив контакты с членами временного русского управления, а также с представителями государств-участников Европейской комиссии, разрабатывавшей Органический устав Восточной Румелии, доказывая необходимость единого духовного руководства для всего болгарского народа.
Константинополь, где развернул активную деятельность по созданию органов управления Экзархата,
добивался от османских властей права поставить архиереев в те епархии, которыми до русско-турецкой войны управляли болгарские владыки (
Охрид, Велес, Скопье). Через так называемые истилямы (опросы консультативного характера) население Дабарской, Струмицкой и Кукушской епархий выразило желание перейти под юрисдикцию Болгарского Экзархата, но
турецкое правительство не только не удовлетворяло их чаяний, но и
постоянно задерживало отправку архиереев Экзархата в болгарские епархии Македонии и Восточной Фракии.Значительные средства, полученные от болгарских налогоплательщиков, расходовались как на нужды управления Экзархата в Константинополе, так и
на выплату жалованья учителям и священникам в Македонии и Восточной Фракии.
В октябре 1883 года Иосиф I не был приглашен на прием во дворце султана, на котором присутствовали главы всех признанных в Османской империи религиозных общин, что было расценено болгарами как шаг к устранению экзарха и привело к волнениям среди населения Македонии, Вост. Фракии и Восточной Румелии. Однако в этой ситуации Болгарский Экзархат нашел поддержку со стороны России. Османскому правительству пришлось уступить, и 17 декабря 1883 года экзарх Иосиф I был принят султаном Абдул-Хамидом II. Было подтверждено действие фирмана 1870 года, кафедра экзарха была оставлена в Константинополе и было дано обещание, что церковные права болгар будут и впредь соблюдаться в вилайетах империи.
После воссоединения Болгарского княжества с Восточной Румелией (1885), сербско-болгарской войны 1885 года, отречения князя Александра I Баттенберга (1886) и восшествия на его место князя Фердинанда I Кобургского (1887) курс османского правительства в отношении Болгарского Экзархата в Константинополе изменился.
В 1890 году были изданы бераты, подтверждавшие назначение митрополитов Синесия в Охрид и Феодосия в Скопье.Размах революционной деятельности заставил весной 1903 года экзарха Иосифа I обратиться к болгарскому князю Фердинанду I с письмом, в котором он отмечал, что бедность и отчаяние породили «революционных апостолов», призывающих народ к восстанию и обещающих ему политическую автономию, и предупреждал, что война Болгарии с Турцией станет катастрофой для всего болгарского народа. Во время Ильинденьского восстания 1903 года
экзарх употребил все свое влияние для спасения населения Македонии и Фракии от массовых репрессий. До 1912 года в диоцез Болгарского Экзархата вошли 7 епархий во главе с митрополитами, а также епархии, управляемые «наместниками экзарха»:
8 в Македонии (Костурская, Леринская (Могленская), Воденская, Солунская, Поленинская (Кукушская), Серская, Мелникская, Драмская) и 1 в Восточной Фракии (Одринская). На этой территории было около 1600 приходских храмов и часовен, 73 монастыря и 1310 священников.
В Княжестве Болгария первоначально существовали следующие епархии: Софийская, Самоковская, Кюстендилская, Врачанская, Видинская, Ловчанская, Тырновская, Доростоло-Червенская и Варненско-Преславская. После объединения Княжества Болгария и Восточной Румелии (1885) к ним прибавились Пловдивская и Сливенская епархии, в 1896 году была учреждена Старозагорская епархия, а после Балканских войн 1912–1913 гг. к Болгарии отошла также Неврокопская епархия.
1-я (1912–1913) и 2-я (1913) Балканские войны и заключенный в июле 1913 года Бухарестский мир привели к утрате Экзархатом духовной власти в пределах европейской части Турции:
Охридская, Битольская, Велесская, Дабарская и Скопская епархии вошли в юрисдикцию Сербской Православной Церкви, а Солунская (Фессалоникийская) была присоединена к Элладской Церкви.В подчинении Болгарского Экзархата осталась лишь Маронийская епархия в Западной Фракии (с центром в Гюмюрджине). Экзарх Иосиф I сохранил паству главным образом в Константинополе, Одрине (Эдирне) и Лозенграде и принял решение перенести свою кафедру в Софию
.После вступления Болгарии в первую мировую войну на стороне Германии (1915) часть бывшей епархий временно вернулась в состав Болгарского Экзархата (Вардарская Македония). После первой мировой войны епархии в Македонии вновь отпали от Болгарского Экзархата.Примерно в это же время сербы запускают идею македонизма. Ее подхватывает местная молодежь. Идея того, что македоняне - это отдельный народ со своим языком получила толчек своего развития. В 1946 году Македония вошлакак союзная республика в состав Югославской федерации.
В октябре 1958 года в Охриде с одобрения властей состоялся Церковный и Национальный собор, собравший 220 священников и мирян, на котором было решено восстановить и древнюю архиепископскую кафедру в Охриде. Таким образом создаваемая структура рассматривалась как правопреемница древней автокефальной Охридской архиепископии. Сербская православная церковь поддержала их.
Но
в 1967 году они собрали Собор в Охриде и приняли решение о собственной автокефалии. Их все считают раскольниками. Но на Болгарскую православную церковь оказывается сильное давление со стороны подпиндосной власти по их признанию. А как признать, если Охрид один из краеугольных камней болгарской истории и Церкви?