Парусные корабли и яхты.
56,829 220
 

  Slav Rus ( Слушатель )
19 мар 2019 14:16:28

Немного истории. “Персей” - первое советское научно-исследовательское судно

новая дискуссия Статья  334



Поселок судоремонтников Лайский Док и сейчас числится заштатным, и в начале 20-х прошлого века, несмотря на свою близость к Архангельску, был таким же. 
Но именно здесь, в тихом устье таежной Лаи, в феврале 1923 года произошло знаменательное событие – на первом российском научно-исследовательском судне подняли государственный флаг.


Ещё в 1916-м крупный северный промышленник Епимах Васильевич Могучий вознамерился построить для снабжения дальних поморских стойбищ так называемое наживочное судно.
Однако довести свое начинание до конца ему не удалось. Первую подобную шхуну Епимах назвал «Андромедой», а от второй к началу 20-х годов оставались недостроенный корпус и название – «Персей».
Вот этого обладателя мифологического имени и отыскали работники Плавучего морского научного института в затоне Лайского Дока, когда решили построить для себя специальное экспедиционное судно – первое и в Советской России, и в российском флоте вообще. А как строили его – история вообще особая.


“Персей” - первое советское научно-исследовательское судно. Изначально задумывался как зверобойное, для работы во льдах, и обводами корпуса напоминал знаменитый “Фрам”. Корпус недостроенного “Персея” был передан молодым ученым из только что организованного Плавучего морского научного института. Они собственноручно подготовили его к плаванию и переоборудовали в научно-исследовательское судно. 

Необходимые запчасти, детали и механизмы собирали по всему Архангельску, демонтируя с кораблей с менее удачной судьбой. “Персей” стал кузницей кадров и на нём работало множество именитых впоследствии ученых. 

С первых дней на “Персее” ходил Всеволод Аполлинарьевич Васнецов - сын художника Васнецова - со своим другом, который также был художником Володей Голицыным. Именно они придумали, как должен выглядеть вымпел ПлавМорНина, изобразив созвездие Персея на синем фоне. Название института много раз менялось, но символ остался неизменным и по сей день. 

“Персей” прошел по арктическим морям более 80 экспедиций и внёс огромный вклад в изучение северных морей.

В 1941 г. немецкая авиация потопила судно в губе Эйна, возле полуострова Рыбачий, но “Персей” продолжил служить на благо отечества, работая причалом.

В 1969 г. сотрудники “ПИНРО” (бывший ПлавМорНин) подняли со дна несколько деталей “Персея” - теперь они хранятся в музее института в Мурманске.
О плаваниях на “Персее” написана не одна книга, и о его приключениях весьма интересно почитать



Экспедиционное судно "Персей"
  • Водоизмещение - 551 тонн

  • Число лабораторий - 7

  • Мощность паровой машины - 360 л.с.

  • Площадь парусов - 286 кв.м

  • Скорость - 7 узлов

  • Запас угля - 85 тонн

  • Длина - 41,5 м

  • Ширина - 8 м

  • Осадка - 3 м

  • Экипаж - 24 моряка, 16 научных сотрудников


http://seaman-sea.ru…ersey.html
  • +0.07 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!