На первый взгляд, он ближе всех находится к президентскому креслу, поскольку занимает его в текущий момент в качестве не избранного, но назначенного президента. Этого достаточно не только, чтобы почувствовать вкус власти, но и укрепить позиции, нарастив влияние в органах государственного управления, наладить отношения с бизнес-средой и финансовыми группами, заручиться поддержкой зарубежных кругов, а, при эффективной работе и завоевать популярность среди населения. Все эти задачи достижимы в относительно короткий период.
Препятствием является лишь предусмотренный п.2 ст.41 Конституции РК ценз, четко ограничивающий, что президентом Казахстана может быть избрано лицо, проживающее на территории страны последние 15 лет. В то время как Касым-Жомарт Токаев с марта 2011 по октябрь 2013 года проживал в Женеве в статусе заместителя Генерального секретаря ООН. То есть, проживает в стране лишь неполные 6 лет. Очевидно, что
при отсутствии соответствующих изменений в Основной Закон шансы Касым-Жомарта Токаева попасть в избирательный бюллетень сводятся к минимуму. Однако это не означает, что в определенный момент Елбасы или депутаты Парламента не инициируют соответствующих поправок в Конституцию, тем самым, скорректировав норму, препятствующую Касым-Жомарту Кемелевичу быть зарегистрированным в качестве кандидата в Президенты.
Но до этих пор можно не рассматривать данную фигуру в круге потенциальных участников предвыборной гонки.Следуя данной логике,
можно предположить, что нынешнему президенту изначально отведена переходная роль, с целью обеспечения безболезненности и процедурной чистоты многоступенчатого транзитного процесса. В этом формате наличие вышеприведенной нормы является исчерпывающей гарантией его неучастия в следующих выборах и, соответственно, полного соблюдения кулуарных договоренностей.
Это же служит иммунитетом для Касым-Жомарта Токаева от потенциальных атак партнеров по транзитной конструкции и претендентов на президентский пост,
поскольку в текущих условиях он не является конкурентом по определению.