Большой передел мира
247,945,911 501,671
 

  Пахарь Арепо ( Слушатель )
25 мар 2019 10:23:54

О срыве "большой сделки по сирии" и новой стратегии Великобритании на Ближнем Востоке и в Иране

новая дискуссия Аналитика  1.900

К настоящему времени можно констатировать срыв или, по меньшей мере, «заморозку» проекта "большой сделки" по Сирии, продвигаемого с конца 2018 г. "окружением Д. Трампа". Эта сделка предусматривала вывод американских войск из страны в обмен на одобрение турецкой военной операции на севере Сирии и возвращение Турции к стратегическому сотрудничеству с США в интересах, стоящих за Д. Трампом контрэлит. 
Эта сделка носила широкой комплексный характер и отчасти учитывала интересы всех заинтересованных игроков, в том числе России, Ирана, Израиля и Саудовской Аравии, а также включала компромиссные договоренности с ними по другим направлениям внешнеполитической повестки. Россия, в частности, должна была стать гарантом выполнения договоренностей между США и Турцией по северу Сирии (не допустить проведения военной операции в этом регионе силами сирийской армии и иранских формирований).  Взамен России предлагались определённые гарантии со стороны США по учёту её интересов при реализации политического сценария сирийского урегулирования, а также российских экономических интересов в ходе процесса восстановления страны. Помимо этого, обсуждался и целый ряд других уступок по иным направлениям (в том числе, по вопросу строительства газопроводов "Турецкий поток" и "Северный поток -2"). При этом сделка с РФ должна была носить комплексный характер и включать элементы договорённостей по Венесуэле, КНДР и, возможно, Украине.
Между тем, мощное внутриполитическое давление на Д. Трампа внутри США, а также невозможность договориться с Турцией и целый ряд интриг других международный игроков, имеющих интересы на Ближнем Востоке, в итоге привели к тому, что Д. Трамп решил пересмотреть свою стратегию в Сирии. Речь идёт не только о сохранении там значительного контингента американских войск, но и об активном участии в борьбе за власть в стране в долгосрочной перспективе. В рамках нового сценария прежний вариант "Асад должен уйти” несколько модифицирован. Б. Асад сохранит свой пост в рамках процесса политического урегулирования, но должен будет его покинуть через 5-6 лет с началом нового политического цикла и выборов в стране, в ходе которых к власти должны прийти новые люди, никак не связанные ни с кланом Асадов, ни с иранской политической и религиозной элитой.
 
На фоне смены стратегии США в регионе и серьезных проблем у Д. Трампа в вопросе сдерживания Ирана резко возросла активность других заинтересованных игроков, прежде всего, Великобритании.  Великобритания приступила к реализации плана по наращиванию своего военного присутствия на Ближнем Востоке без прямого масштабного вмешательства в уже идущие конфликты в Сирии или Йемене с целью перехватить ту роль, которую ранее играли в регионе США и с учетом очень сильного недовольства стран Персидского залива стратегией Д. Трампа по уходу из региона. В рамках этого направления представители Великобритании начиная с декабря 2018 г. ведут активные переговоры по созданию своей военной базы в Кувейте в районе Персидского залива, а также об увеличении воинского контингента на базе в Омане с 2000 до 5500 военнослужащих уже до конца марта т.г.
 
Другим ключевым направлением данного плана является подрыв американской инициативы по формированию военного союза арабских стран - т.н. ”арабского НАТО" (Ближневосточного стратегического альянса - MESA). Он должен объединить шесть стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC) — Саудовскую Аравию (КСА), ОАЭ, Кувейт, Катар, Оман, Бахрейн, а также Египет и Иорданию.

Ключевая цель этого проекта - противодействие Ирану на фоне выхода США из региона и обеспечение собственной безопасности уже не силами военных баз США, а силами MESA. Этот проект также должен стать важным элементом более масштабного стратегического плана по "примирению" Израиля с арабскими странами (т.н. "сделка века") на основе разработанного зятем и советником Д. Трампа Дж. Кушнером плана решения палестинского вопроса и превращения Ирана (шиитов) вместо Израиля в ключевого противника всех арабских стран (суннитов).
 
Между тем, на данный момент благодаря британской теневой дипломатии большинство потенциальных участников MESA фактически заморозили переговоры с США на эту тему.
Безоговорочно поддерживают план объединения только КСА и ОАЭ, а все остальные страны GCC, а также Египет и Иордания по возможности уклоняются от участия в переговорах под подлогом необходимости консультация с партнёрами. Между тем,
по факту они начали альтернативные активные переговоры с Великобританией о путях обеспечения своей безопасности после выхода США из региона и обеспечении своих геополитических интересов при военной и финансовой поддержке со стороны Соединенного Королевства.
 
Третьим ключевым элементом британского плана по установлению своего контроля над Ближним Востоком является налаживание более тесных и продуктивных дипломатических и торговых связей с Ираном и включение его в орбиту британского влияния.
На фоне выхода США из ядерного соглашения с Ираном и весьма вялых и непоследовательных действий европейских стран (в первую очередь, ФРГ и Франции) по защите этой сделки и смягчения последствий американских санкций Великобритания стала наращивать активность по развитию неофициальных каналов влияния на иранскую элиту.
Для этого используются такие влиятельные международные общественные организации, как Британский совет, который прекратил свою работу в Иране в 2009 г., но сейчас ведутся переговоры по его возвращению, а также "Фонд следующего тысячелетия" (The Next Century Foundation (NCF). Последний - это англо-американский "мозговой центр", который специализируется на урегулировании международных конфликтов на Ближнем Востоке. Помимо самых влиятельных представителей британской элиты (включая принца Георга, а также покойного лорда Э. Кавендиша), туда входят целый ряд известных политиков и бизнесменов, имеющих личные связи и бизнес-интересы в Иране.
 
В их числе член Палаты лордов, иранский еврей по происхождению барон Д. Эллианс, который еще в 1980-х гг. пытался организовать посредничество и процесс примирения между Израилем и Ираном, а также глава Лондонской еврейской общины, президент организации "Shamrim" раввин Г. Глюк, который во второй половине 2000-х гг. принимал непосредственное участие в подготовке т.н. "зеленой" революции в Иране.
В частности, он лично контактировал с бывшим главнокомандующим Корпуса "Стражей исламской революции" (КСИР) Я. Сафави на предмет возможного участия в организации переворота в стране. Тогда заговор провалился, в 2007 г. Я. Сафави был смещён с поста главы КСИР и получил формальный пост старшего советника при верховном главнокомандующем, который фактически лишил его какого-либо влияния, - в результате попытка использовать массовые протесты в Иране в 2009 г. для смены власти не увенчалась успехом. Тем не менее,
Д. Эллианс, Г. Глюк и некоторые другие влиятельные члены NCF продолжают поддерживать активные неформальные связи с представителями иранской политической и бизнес-элиты на предмет возможного расширения сотрудничества с Великобританией при условии коррекции политического курса Ирана. 
В частности, этот фонд приложил свою руку к попытке организации цветной революции в Иране путем инспирирования массовых протестов в провинции в декабре 2017- январе 2018 гг. Цель этого проекта снести религиозную власть и вернуть Иран к прежней секулярной модели развития до исламской революции 1978-1979 гг. под протекторатом Великобритании.
 Внешнеполитическую активность Великобритании в Иране и на Ближнем Востоке, а также в Афганистане курирует новый министр обороны Великобритании Г. Уильямсон, который является одним из ключевых претендентов на роль нового премьер-министра страны. Он открыто заявляет о необходимости вернуть своей стране роль ключевой международной сверхдержавы, - в этой связи вся его деятельность на занимаемом посту носит ярко выраженный экспансионистский характер. Г. Уильямсон пользуется поддержкой широкого конгломерата групп международной глобалистской элиты, включая руководство разведслужб Великобритании и бывших вице- президента США Дж. Байдена и госсекретаря США Дж. Керри, а также тех, чьи интересы публично представляет Дне. Сорос.  Они рассматривают возможность его прихода к власти, отмену Brexit и перестройку политической системы Великобритании как возможность реанимировать тот глобальный проект, который реализовывался при Президенте США Б. Обаме и был фактически сорван Д. Трампом. Для этой группы приоритетным на Ближнем Востоке остается иранский проект, который включает две важные составляющие: доступ ТНК к иранским газовым месторождениям и приведение к власти в Иране полностью прозападной элиты с отказом страны от модели верховной власти духовенства.
 
В этой связи, недавний демарш министра иностранных дел Ирана Дж. Зарифа – а именно, его попытка уйти в отставку сразу после визита в страну президента Сирии Б. Асада обусловлены серьезными изменениями, происходящими в рамках усиливающегося давления США на Иран. В рамках разделения сфер влияния внутри иранской системы власти в стране фактически действуют два министерства иностранных дел. Официальный МИД во главе с Дж. Зарифом отвечает за выстраивание отношений с западными странами и поддержание контакта с международными институтами и элитами, тогда как весь комплекс отношений с непосредственными соседями Ирана и другими ближневосточными странами курирует одно из подразделений КСИР - бригада IRGC-Quds под командованием К. Сулеймани.
 
Исторически это было обусловлено большей ролью военной составляющей в выстраивании отношений с соседями после исламской революции, однако со временем роль КСИР во внешнеполитических вопросах расширялась, и он стал фактически выполнять функции полноценного второго министерства иностранных дел.
В частности, в Сирии КСИР полностью финансирует семью Б. Асада, а также обеспечивает её безопасность и безопасность высшего офицерского состава сирийской арабской армии (САР). Кроме того, КСИР курирует деятельность огромного корпуса иранских и иных "добровольцев", воющих в Сирии не только в составе официальных иранских формирований, но и в составе регулярных подразделений САР, - по некоторым оценкам, их общая численность превышает 50 тыс. чел.
 В этой связи вполне закономерно, что именно КСИР курирует весь комплекс внешнеполитических вопросов, связанных с Сирией. Именно поэтому Дж. Зарифа не пригласили на встречу с Б. Асадом. Однако, его демарш связан не столько с этим инцидентом, сколько с общим снижением влияния МИД Ирана на ключевые вопросы внешней политики. В частности, именно КСИР курирует такие ключевые для Ирана направления, как Йемен, Ливан, Ирак, Афганистан, при этом К. Сулеймани демонстрирует чрезвычайную эффективность на этих направлениях. Между тем, в последние два года по мере введения всё новых и новых санкций со стороны США и проблем в выстраивании отношений с европейскими странами реальная сфера влияния МИД и лично Дж. Зарифа постоянно сужалась.
 
По некоторым сведениям, за этот период он уже более 10 раз подавал прошение об отставке (но ранее делал это непублично), однако всякий раз это прошение не удовлетворяли. Дело в том, что Дж. Зариф представляет очень влиятельную группу иранской элиты, настроенную на выстраивание стратегических отношений с Западом в рамках запуска целого ряда бизнес-проектов на основе освоения газовых месторождений - вторых в мире. 
 Дж. Зариф очень близок к советнику аятоллы Али Хаменеи по международным делам Али Акбару Велаяти, который дважды боролся за президентский пост от имени прогрессивных "прозападных сил".  В этой связи многие эксперты воспринимают демарш Дж. Зарифа с попыткой публичного ухода в отставку отнюдь не как желание уйти из политики, а, напротив, как PR-ход, который должен "оживить" внешнеполитический курс на более тесное экономическое и политическое сотрудничество с европейскими странами. В частности, социальные опросы зафиксировали резкий рост популярности Дж. Зарифа после его публичного демарша, - при этом м
... многие эксперты в Иране считают, что он вполне способен бороться за пост президента страны на следующих выборах, выступая противовесом "радикальному крылу" в иранской элите.
Отредактировано: Пахарь Арепо - 25 мар 2019 10:28:06
  • +1.76 / 23
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  blirchinausb ( Слушатель )
25 мар 2019 13:58:26

Такая "сделка" всего лишь американские хотелки и ничего больше. Было очевидно что подобное предложение нас не заинтересует.
  • +0.10 / 2
  • АУ