Цитата: зарун от 26.03.2019 07:27:27Метрополь.
Я, кстати, всегда удивлялся, почему Эйзенштйна за этот фильм всячески чествовали, мне казалась какая-то примитивщина снята. Ан нет, оказывается, он был первый во многом, на чём стоит современное кино.
ОтсюдаЦитатаЧтобы лучше понять, почему фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» произвел эффект разорвавшейся бомбы во всем мире, нужно понимать, на каком низком уровне находился кинематограф в начале ХХ века. Это было искусство для бедных. В иерархии развлечений, на вершине которой находились классическая музыка и театр, место кино было в самом низу – где-то между цирком и ярмаркой. Табачный дым, семечки, взрывы хохота, мат и остроумные комментарии от зрителей. Пригласить тогда интеллигентную девушку в кино было примерно тем же, как сегодня позвать ее посмотреть представление лилипутов:
— Вы хотите говорить по телефону?
— Нет, по граммофону. Ха-ха-ха!
Сюжеты фильмов были невероятно примитивны. Герои гнались друг за другом, падали в речку или в грязную лужу; жена била мужа, приходившего домой пьяным; героя обливали водой; муж ссорился с тещей, которая в результате его и избивала. От актеров часто требовались не драматические способности, а умение эффектно падать перед камерой. До начала Первой мировой войны в кино вообще не было профессиональных актеров: для съемок приглашались работники театров, цирка и эстрады. При этом известные театральные актеры презирали его: «Кино — это для ярмарочных балаганов». Понемногу в кино стали появляться свои звезды. К комедиям затрещин добавились мелодраматические фильмы про роковую любовь. В результате диапазон фильмов немного расширился. От Петросяна до Донцовой.
Качество съемки первых фильмов было тоже невысоким. Все снималось одним кадром без монтажа и панорамирования. Кинооператор устанавливал свой аппарат так, чтобы в кадре была вся декорация. Персонажи всегда снимались в полный рост, без деления на средние, крупные и общие планы. Если актер переступал отведенные границы, обозначенные прибитыми на полу планками, и его ноги обрезались кадровой рамкой, дубль считался бракованным, потому что «человек не может ходить без ног». Не существовало и профессии осветителя – фильм снимали при солнечном свете. Но к середине 20-х годов проявилась более совершенные киноаппараты. И режиссеры начали разрабатывать новый язык кинематографа. Очень много для этого сделал именно Эйзенштейн.
В 1925 году большевики собирались праздновать круглую дату – двадцатилетие Первой русской революции. Как обычно, все сроки были сорваны. Сценарий утвердили только в июне, а премьера должна была состояться не позднее декабря. Кровь из носу. Ведь это же юбилей. Съемку доверили молодому 27-летнему режиссеру Сергею Эйзенштейну. По первоначальному сценарию в фильм должно было войти множество эпизодов, связанных с революцией 1905 года: русско-японская война, резня армян, революционные события в Санкт-Петербурге, бои в Москве. Снимать «1905 год» собирались в Москве, Ленинграде, Одессе, Севастополе, Краснодаре, Тифлисе, Баку, Батуме, Шуше, Махинджаури, Златоусте и т.д, Но времени не было совершенно, и было принято решение снимать только Одессу – восстание на корабле «Князь Потемкин-Таврический»
Очень необычно выглядит сегодня игра актеров. Как они все чудовищно переигрывают. Необходимость такой пантомимы диктовалось тем, что кино было немым и мимика была одним из главных средств воздействия на зрителя. Никто не знал – каким должно быть кино. И кинематограф лепили с театра. У театральных это называется «хлопотать лицом» – играть так, чтобы эмоция считывалась даже на галерке. Отсюда все эти широко открытые рты, выпученные глаза, заламывания рук и прочие пердимонокли.
...
Геббельс запретил его для показа в Германии, внеся в топ-лист самых потенциально опасных произведений искусства.
При демонстрации фильма в Голландии наиболее «опасные» места сопровождались специальными «комментариями». Перед сценой расстрела на одесской лестнице следовала надпись: «Ужасы революции. Невинные погибают, виновники же избегают пули. Хвала Богу, что мы ограждены от подобных событий».
Франция разрешила показ фильма в 1953 году. Великобритания в 1954. Япония — в 1959. Португалия продержалась до 1975 года.