Я вчера вынужденно втянулся в дискуссию о том, является ли Украина для Запада обузой («чемоданом без ручки») или наоборот, ценным трофеем. Я высказался в том смысле, что скорее второе. По здравому размышлению решил немного добавить, потому что этот вопрос совершенно неоднозначный.
Во-первых, когда я писал, что, по моему мнению, «Запад весьма успешно эксплуатирует Украину, изымая из нее порядка $8 млрд. в год», я мысленно держал перед глазами платежный баланс Украины, а именно:
«Доходы от инвестиций» с минусом и «Выплаты» с плюсом означают, что Украина выплачивает остальному миру вот такие суммы в год в виде процентов по кредитам и облигациям, дивидендов и т. п. С одной стороны, 2011-13 гг. с этой точки зрения тоже были тяжелыми для Украины, но тогда ВВП Украины составлял почти $150 млрд. в год, а сейчас только-только отрос до $113 млрд.
Кроме того, в 2010-13 г. на Украине наблюдался заметный приток капитала, более значительный, чем в последние три года (2016-18 гг.).
Прим.: «Минус» означает приток капитала.
Глядя на эти цифры, можно сказать, что после 2014 г. Украину превратили в «дойную корову» и доят ее, главным образом, западные компании.
Однако такой вывод был бы поспешным, потому что экономика не ограничивается получением и выплатой доходов от инвестиций. Есть еще внешняя торговля, от которой стороны получают разные выгоды. А здесь картина выглядит уже не в пользу Запада. Вот, к примеру, динамика импорта Украины из стран ЕС, в млрд. долл. США:
Если вспомнить, что в импорте из стран ЕС сейчас фигурирует российский газ на сумму несколько млрд. долл., то можно понять, что ЕС потеряло после 2014 г. порядка десятка млрд. в год в торговле с Украиной в смысле оборота и, вероятно, порядка сотни млн. долл. в год в смысле прибыли от этой торговли.
Однако и это еще не все и даже не главное при подведении баланса прибылей и убытков Запада в отношениях с Украиной. Есть еще потери товарооборота с Россией в результате санкций и контрсанкций и потери от сокращения инвестиций в Россию. Эти потери измеряются уже десятками млрд. долл. в год.
Парадокс, но верными могут оказаться оба утверждения:
1. Украина штука дорогая. Запад ее бросит и прокормить будет не в состоянии – чемодан без ручки никому не нужен,..
2. Запад выдоит из Украины все. Получит на ее базе баснословные прибыли и доходы,..
Ситуация осложняется еще тем, что прибыли и убытки распределяются неравномерно: одним на Западе достались убытки, а другим прибыли.
Кроме того, ситуация не статична, со временем меняется. Товарооборот ЕС с Украиной сначала катастрофически сократился, а теперь, вроде бы, восстанавливается. С другой стороны, прибыли, полученные от финансовых инвестиций, вроде бы, бодро растут, но картина сильно изменится, если потребуется новая реструктуризация и частичное списание долга. Словом, все достаточно запутано и неоднозначно даже с точки зрения простой бухгалтерии. Наверняка есть еще нюансы.