К белорусскому вопросу
новая дискуссия
Аналитика
2.285
Российско-белорусские взаимоотношения с середины 2018 г. начали стремительно деградировать и подошли к опасной черте прекращения их союзнического характера. После длительного периода обострения по итогам трехдневных переговоров В. Путина и А. Лукашенко в Сочи в феврале т.г. наметилось некоторое улучшение, однако затем снова последовали взаимные обвинения, сопровождавшиеся жесткой дипломатической риторикой. Отмечаются следующие непубличные факты и комментарии:
Что касается дипломатического скандала вокруг высказываний посла РФ в Белоруссии М. Бабича, переросшего в заочную полемику с руководством МИД Белоруссии в крайне жестких и недипломатических тонах, то её фактически спровоцировал лично А. Лукашенко. Причиной стали не столько резкие высказывания А. Бабича, сколько его не согласованные с А. Лукашенко встречи с представителями белорусской оппозиции. После того, как руководство КГБ Белоруссии доложило президенту о том, что жёсткое интервью М. Бабича (в котором он усомнился в достоверности озвученных А. Лукашенко параметров экономических отношений с РФ), а также, возможно, его встречи с оппозицией не являются его личной инициативой, а были согласованы с главой МИД РФ С. Лавровым и первым замруководителя Администрации Президента РФ А. Громовым, А. Лукашенко лично распорядился, чтобы МИД Белоруссии подготовил максимально жёсткий ответ на интервью российского посла.
По мере приближения очередных президентских выборов в Белоруссии (должны пройти не позднее 30 августа 2020 г.) для А. Лукашенко на первый план выходит вопрос сохранения власти или передачи её лояльному преемнику. При этом, ключевой проблемой для президента Белоруссии является то, что результаты выборов должны быть признаны и легитимированы как Россией, так и странами Запада, в первую очередь, США, а также поддержаны большинством представителей белоруской элиты, для которых принципиально важно сохранение собственного экономического суверенитета. Именно этой проблемой объясняется настойчивые попытки А. Лукашенко вести активную дипломатическую игру сразу по нескольким направлениям. Однако пока это не привело к серьезным прорывам ни по одному из них.
Это обусловлено тем, что ключевые политические требования, выдвигаемые А. Лукашенко со стороны ближайшего окружения В. Путина и представителями американских элит, являются практически взаимоисключающими. Поэтому на переговорах в Сочи и в ходе других встреч с В. Путиным А. Лукашенко пытался сместить основной акцент в сторону экономических вопросов, так как весьма специфические политические требования, предъявляемые российской стороной, в частности, касающейся интеграции ряда государственных структур двух стран и общей валюты, ставят под угрозу лояльность белорусской элиты.
Что касается основных политических требований, предъявляемых А. Лукашенко со стороны Запада в качестве условия признания итогов предстоящих выборов и предоставления масштабного финансирования со стороны МВФ, то они в основном сводятся к следующему:
1) Проведение ряда политических реформ в направлении преобразования Белоруссии в парламентскую республику;
2) Обеспечение на предстоящих парламентских выборах "равных" условий для оппозиционных партий, которые позволят им сформировать в Палате представителей Белоруссии значительную фракцию (не менее 20%), а также получить трибуну для продвижения и лоббирования либеральных реформ;
3) В ближайшей перспективе создание политических условий для выхода Белоруссии из Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Союзного государства с РФ.
К этому добавляется комплекс традиционных требований МВФ относительно экономических реформ, снижающих "социальную" нагрузку на бюджет и создающих более благоприятные инвестиционные условия для работы ТНК в Белоруссии.
Продвижением этих целей в Белоруссии занимается целая группа американских дипломатов, экспертов и политконсультантов, но все они в основном относятся к "группам влияния", находящимся в оппозиции к Президенту США Д. Трампу.
В частности, большая их часть связана с представителями демократического истеблишмента, публичным выразителем интересов которых является Дж. Байден, а также с т.н. "джонсоновскими демократами" (представители высшего звена английского и американского разведывательного сообщества и ряд неоконсерваторов). Их работу в Белоруссии курирует непосредственно зампомощника госсекретаря США Дж. Кент, ответственный за государства Восточной Европы и Кавказа. Эксперты отмечают, что именно он в должности помощника посла США на Украине фактически курировал государственный переворот в стране в 2014 г.
К другим наиболее значимым представителям американской элиты, которые в последнее время регулярно посещают Белоруссию и ведут там консультации, в том числе по линии развития военно-технического сотрудничества с США, являются бывший помощник госсекретаря А. У. Митчелл, сейчас работающий в Атлантическом совете, глава Джеймстаунского института (Jamestown Foundation, ключевой мозговой центр "джонсоновских демократов") Г. Ховард, бывший командующий Сухопутными войсками США в Европе генерал Б. Ходжес, занимающий сейчас должность эксперта американского Центра анализа европейской политики (Center for European Policy Analysis, СЕРА), старший директор Центра Дж. Байдена по глобальному взаимодействию М. Карпентер, бывший военный атташе посольства США в РФ Б. МакКлинток, работающий сейчас в мозговом центре РЭНД, а также еще целый ряд аналитиков и экспертов Джеймстаунского института, Института Кеннана, Фонда Карнеги, Института Брукингса и Германского фонда Маршалла.
Одним из главных итогов дипломатической работы США в Белоруссии стало одобрение властями страны мероприятий, связанных с празднованием 101 годовщины образования Белорусской народной республики (БНР), которое было задумано как важный сигнал об ослаблении давления на оппозицию. Другим важным итогом стало снятие действовавшего с 2008 г. ограничения на количество сотрудников посольства США в Минске, что означает фактическое предоставление возможностей для расширения агентурной сети.
Что касается требований к А. Лукашенко с российской стороны, то они включают два больших блока. Политический – сближение официальной позиции Белоруссии и РФ по крымскому, украинскому, абхазскому и другим вопросам, прекращение слишком явных "заигрываний" с США, а также отставка ответственного за это направление министра иностранных дел В. Макея. Одним из наиболее важных для "ближайшего окружения В. Путина" экономических требований является переориентация экспортных потоков Белоруссии на Россию, поскольку развитие активной торговли Белоруссии со странами Балтии наносит серьезный ущерб российским проектам по развитию транспортной и логистической инфраструктуры Калининградской и Ленинградской областей. Однако ключевым экономическим требованием, уже давно присутствующим в повестке российско-белорусских переговоров, по-прежнему является допуск российских компаний к приватизации ключевых белорусских промышленных активов.
Это требование является важной частью глобального проекта ближайшего окружения Президента РФ по возвращению в зону российского влияния и легализации на территории РФ большого объема финансовых средств, ранее выведенных российскими "группами влияния" в офшоры, а сейчас оказавшимися под угрозой из-за санкций. Возможность вложения этих средств в РФ, в том числе в рамках крупных национальных проектов практически исчерпана, тогда как белорусские промышленные предприятия являются отличными потенциальным объектом инвестиций в рамках деоффшоризации. В случае согласия А. Лукашенко на приватизацию в интересах российских компаний Россия готова пойти на ряд уступок в области других вопросов экономического взаимодействия, а также предоставить большой объём кредитных средств, которые станут альтернативой займам со стороны МВФ.
Это требование является наиболее "болезненным" для А. Лукашенко, поскольку подрывает основу экономического суверенитета, сформировавшейся в Белоруссии политической элиты, контролирующей ключевые предприятия страны в рамках системы государственного управления. Вместе с тем, прекращение роста белорусской экономики, начиная с 2008 г. ставит А. Лукашенко перед необходимостью выбора, т.к. страна нуждается в дополнительном финансировании для сохранения высокого уровня социальных выплат – ключевого элемента выстроенной А. Лукашенко системы власти, обеспечивающей его популярность среди населения и высокий электоральный рейтинг.
Несмотря на чрезвычайно сложную для А. Лукашенко ситуацию, в рамках которой он практически не имеет возможности согласиться на российские требования и лишён возможности серьёзного маневра, диалог и поиск возможных точек соприкосновения между РФ и Белоруссией продолжается. Дело в том, что в руководстве Белоруссии есть чёткое понимание того, что затягивание переговоров с РФ неизбежно приведет к ухудшению социально-экономической обстановки, которая создаст благоприятные условия для достижения политических целей Запада в Белоруссии уже не путём уступок и компромиссов с действующей властью, а путём прямого давления через развитие несистемной оппозиции и дестабилизации ситуации в стране по украинскому сценарию.
К тому же что часть представителей американской элиты, действующих в Белоруссии, напрямую выступает за повторение в стране украинского сценария. При этом власти Белоруссии переоценивают степень контроля КГБ страны над различными националистическим группировками и недооценивают опасность их интеграции в сеть американского влияния, так как препятствия для этого были в значительной степени сняты после санкции на расширение количества сотрудников посольства США в стране.
Пока наиболее важным результатом в рамках поиска компромисса между РФ и Белоруссией по экономическим вопросам стало создание при правительстве Белоруссии специальной рабочей группы по актуальным вопросам белорусско-российского сотрудничества. Надежды также возлагались на состоявшийся в конце апреля форум "Один пояс — один путь", который должны были посетить В. Путин и А. Лукашенко. Лидеры РФ и Белоруссии планировали провести совместные переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином.
На таком формате настаивает президент Белоруссии, который хочет, чтобы глава КНР по сути выступил гарантом заключенных с Россией экономических договоренностей. Дело в том, что ближнее окружение А. Лукашенко не понимает насколько устойчиво в долгосрочной перспективе окружение Президента РФ, как в связи с санкциями, так и в виду неясности вопроса с преемником В. Путина. Именно поэтому президент Белоруссии хочет, чтобы экономическая интеграция с РФ происходила в рамках более глобальных китайских проектов.