Большой передел мира
246,477,556 499,871
 

  mn01 ( Эксперт )
06 май 2019 08:49:13

О какой победе над Россией говорят в США?

новая дискуссия Статья  1.688

Почему нас должны волновать не объемы поставок американского СПГ в Европу, а совсем другие проблемы


Иван Шилов © ИА REGNUM, СПГ-танкер

Александр Запольскис

Длившаяся полвека глобализация мировой экономики вызвала закономерный эффект. Усложнение взаимных связей между рынками и странами привело к снижению внятности понимания общей итоговой картины. Утрата целостности ее восприятия выдвинула на первый план медийное значение отдельных локальных результатов, смысл которых перестал отражать их реальное объективное значение. Наглядным тому примером служат некоторые итоги поставок американского СПГ в Европу.

У заокеанских газовиков праздник. Согласно свежему отчету Еврокомиссии, по состоянию на конец апреля 2019 года США нарастили поставки СПГ в Европу на 272% или почти в 3 раза, став третьим по общему объему импорта (10,4 млрд кубометров) поставщиком в ЕС с долей в 12,6%. Вполне достойный повод для банкета и выплаты бонусов особо отличившимся.

Правда кроется тут один любопытный нюанс. Европейское статистическое ведомство цифры выдало не как обычно, за год, а за период с июля 2018-го по апрель 2019-го, то есть за отопительный сезон, что их конечный смысл заметно меняет.

Если считать как обычно, год к году, картина выглядит несколько иначе. За прошлый год «Газпром» поставил в дальнее зарубежье 200,8 млрд кубических метров газа. 81% этого количества — в Западную Европу (включая Турцию). В том числе 58,8 млрд м3 — по трубопроводу «Северный поток — 1». Таким образом, суммарный российский объем газовых поставок в 20 раз превысил весь американский СПГ-экспорт в Евросоюз.


Иллюстрация: Nord-stream.com, Запуск трубопровода «Северный поток»

Впрочем, если говорить только о сжиженном газе, Россия (4,43 млн тонн) пока занимает четвертое место, уступая Катару (16,42 млн), Алжиру (9,29 млн) и Нигерии (9,07 млн). США с их 2,7 млн тонн в общем зачете за 2018 год только пятые.

Кстати говоря, на азиатском рынке мы (12,86 млн тонн) тоже стоим четвертыми. Перед нами Австралия (66,54 млн), Катар (56,78 млн) и Малайзия (24,66 млн). Соединенные Штаты (10,73 млн тонн) снова позади.

Если брать за год, то общий мировой рынок СПГ в 2018-м вырос всего на 8,3%, достигнув отметки в 313,8 миллиона тонн и в целом почти не изменился. Россия на нем за два года расширила свою долю до 5,5% и планомерно идет к отметке в 9%. Непосредственно Европа купила 54,48 млн тонн СПГ, в которых доля российских поставок составила 8,1%. Это несколько ниже планов в 9%, но близко к ним.

Как же тогда получился триумф у Вашингтона? Очень просто. Через попытку красиво сыграть выборкой цифр за самый удачный период. Под давлением американского лобби Еврокомиссия сдвинула отчетный период с января на июль 2018-го и учла в нем только 10 месяцев вместо двенадцати.

Конечно же, по чистой случайности в него попали итоги успешного политического давления США на некоторых европейских партнеров. В частности, поляков и литовцев, которым удалось впихнуть приличные разовые партии газа. И, безусловно, тоже случайно в сводном результате оказались учтены 1,5 млн тонн, приехавшие в Евросоюз в апреле текущего года.

Короткий локальный рывок — и вуаля! — триумф с громкими здравицами в СМИ. И многочисленными намеками экспертов на безусловность сохранения такой динамики в дальнейшем. Америка уже поставляет в Европу 37% всего своего СПГ-экспорта и в скором времени полностью догонит и перегонит там русских. Для справки, в феврале 2019 только «Ямал-СПГ» поставил в Европу 1,41 млн тонн.


Иван Шилов © ИА REGNUM, Ямал СПГ

Отметили ли американский успех в России? Да. Посчитали ли его угрозой? Нет. Причин тому три. Во-первых, потому что без малого семь лет развития своих СПГ-проектов, США сумели довести объем экспортных поставок лишь до 20,7 млн тонн, тогда как Россия, находясь фактически еще на старте, менее чем за два года («Ямал-СПГ» плюс «Сахалин-2») уже вышла на отметку в 18,4 млн тонн, из которых до миллиона оказалось поставлено в сами США. Так что в темпах развития отрасли мы превосходим американцев если не на голову, то все равно более чем серьезно.

Во-вторых, потому что американское достижение фактически является так называемым эффектом низкой базы. Скажем, ваши продажи на миллиардном рынке составляли рубль. За год вы увеличили их аж втрое, до трех рублей. В процентах это выглядит потрясающе, но по отношению к рынку в целом, в абсолютных цифрах в десятки раз уступает лидерам, имевшим выручку в 500 рублей и нарастившим ее только на 10%. Соотношение фактического американского и российского результата выглядит примерно также.

Кроме того собственные европейские источники вполне обоснованно говорят, что с нынешних 7,6 млн тонн годового объема (даже с учетом хитро накрученных методик статистики) американские поставщики смогут нарастить поставки в Европу только до 8 млн тонн.

Причина проста. Продавать свой товар американцам удается всего в трех вариантах. В течение коротких, не более 4−6 недель, периодов особо низких зимних температур, когда цена на спотах взлетает с обычных там средних 7,5 до 12, а местами и 13,5 долларов за миллион британских тепловых единиц (МБТЕ). Себестоимость американского сжиженного газа, с учетом доставки, скажем, до Франции, составляет от 7,7 до 8,4 долларов/МБТЕ.

Далее идут совершенно политизированные решения о закупках. Например польская PGNiG заключила контракт с Cheniere Energy на покупку девяти партий американского СПГ (0,6 млн тонн) в целях снижения зависимости от «единственного российского поставщика». Кроме того, сейчас Варшава подписала еще один контракт с тремя другими заводами (Port Arthur, Calcasieu Pass и Plaquemines LNG) на 4 млн тонн в год начиная с 2023 года. Официально — чтобы сократить зависимость от России вдвое. Фактически… в контракте не говорится, что газ должен будет потребляться именно в Польшу, а не перепродаваться на других рынках.


lightgraphs, СПГ-танкер

Третью часть успеха формируют продажи американского СПГ в Южную Европу. Прежде всего, Испанию и Португалию, которые довольно слабо связаны с североевропейской газотранспортной системой и вообще почти не имеют ни с кем долгосрочных контрактов по твердым ценам.

Из всех выше упомянутых пазликов картина складывается достаточно простой. Россия уверенно лидирует как в Европе в целом, так и особенно в ее западной и северо-западной частях. Как раз там, где формируется подавляющее большинство газового потребления. Уверенно наращивая как перекачку по трубам, так и поставки сжиженного газа. Наша доля в совокупных европейских закупках имеет все шансы в течение ближайших пяти лет достичь 48 и даже 53% благодаря падению добычи в Северном море.

Тогда как американцы добирают крохи исключительно в узком секторе спроса Южной Европы, где конкурируют не с «Газпромом» или «Новатэком», а выдавливают прежде всего Катар. Потом еще Алжир с Нигерией. Впрочем, Африка неплохо сопротивляется, фактически находясь в собственности либо под доминирующим управлением европейских нефтегазовых компаний.

Потому перспективы у американского СПГ в Европе и не превышают размера зазора между возможностями Африки по добыче и фактическим сиюминутным сезонным спросом на споте. По этой же причине Вашингтон снова пытается раздуть истерику в прессе. Русский газ может и сильно дешевле американского, но как бы не забывайте, что сама Россия является крайне ненадежным поставщиком — заявил глава Минэнерго США Рик Перри на пресс-конференции в Брюсселе.


Рик Перри и Дональд Трамп

Словом, происходящее на мировых рынках, в том числе американские шаги на них, Россия, безусловно, отмечает, но сколько-нибудь существенной угрозой происходящее не считает. И ввиду уже отмеченных выше причин, и потому, что основным по объему для нас остается как раз азиатское направление (Япония, Южная Корея, Тайвань, Китай).

Да, европейский рынок несколько разбалансируется. Спотовые цены увеличивают волатильность как в среднем, так и особенно между конкретными европейскими хабами. В ряде случаев мгновенная разбежка кратковременно превышала даже 1 доллар/МБТЕ, что позволяло оперативным игрокам извлекать до 12−13% рентабельности на чистых спекуляциях внутри ЕС.

Также следует отметить размывание этими качелями ранее стабильной ценовой границы между Европой и Азией. Если два года назад она стабильно составляла от 20 до 30%, то спекулятивная раскачка рынка в прошлом году местами сокращали ее до 1,5 долларов за МБТЕ, существенно нарушая инвестиционные планы практически всех крупных поставщиков.

С одной стороны, это хорошо. Будучи изначально заточенными под премиальный рынок Азии, особенно американские, СПГ-проекты сейчас оказались в той стадии, когда достроить их уже дешевле, чем заморозить. Это касается как собственно мощностей по сжижению, так и строительства танкеров, также оказавшихся в дефиците.

Если для перевозки нефти судно стоит порядка 80 млн долларов, то аналогичный по размерам газовоз обходится в 180 млн. Причем последний еще и строится почти вдвое дольше. Острый недостаток транспортных мощностей уже привел к тому, что при стоимости фрахта газовоза через Атлантику по долгосрочному контракту на уровне 30 тыс. долларов, срочный разовый контракт может достигать 140−160 тыс.


Ken Hodge, СПГ-танкер

Таким образом, заявляемые к введению в строй (прежде всего, в США) заводы по сжижению газа изначально имеют «дорогую экономику», а значит, чисто физически не смогут предлагать конкурентоспособные цены относительно российских компаний.

Но в то же время, продолжая наращивание объемов добычи и масштабов экспорта, Россия постепенно переходит из крупных региональных в ведущие международные экспортеры. И… как ни странно, на отдельных рынках уже постепенно оказывается вынуждена конкурировать практически сама с собой.

Как отмечает аналитик Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Александр Собко, за первые два месяца текущего года «Газпром» по трубопроводам поставил в Европу на 2 млрд кубометров газа меньше, чем в аналогичный период рекордного 2018 года. Но только за февраль 2019 туда же ушел аналогичный объем сжиженного газа. Так что в целом Россия масштаб газового экспорта расширила и даже сумела сформировать механизм, позволяющий обходить политически мотивированные попытки Еврокомиссии блокировать трубопроводные поставки «Газпрома». Но в то же время возросла важность четкости стратегической ценовой координации действий отечественных экспортеров, прежде всего, «Газпрома» и «Новатэка».

Все ранее просчитанные стратегии основывались на прогнозах, исходящих из высокой стабильности энергетического рынка, позволявшей прогнозировать его динамику с достаточной точностью. Происходящие в мире геополитические перемены эту стабильность очевидно разрушают.

Например, нынешняя американо-китайская торговая война превращает КНР в сильный фактор непредсказуемости. Китай сегодня формирует более 40% мирового спроса на газ, в том числе сжиженный. Если он дальше продолжит руководствоваться рыночными критериями в импорте энергоносителей, то Россия и Катар останутся, безусловно, предпочтительными партнерами. Но будучи серьезно зависимым от рынков сбыта в США, Пекин может оказаться вынужден, хотя бы частично, переориентировать часть импорта на американский СПГ, что неизбежно скажется на ценах и объемах покупок у прочих источников.


Иллюстрация: Russian.news.cn, У СПГ-терминала «Цзянсу»

Кроме того, появились некоторые признаки, свидетельствующие о формировании на газовом рынке определенного избытка предложения в целом. Например, из-за снижения предсказуемости импортной политики Поднебесной. Если в течение ряда лет ее спрос увеличивался на 40−50% в год, то в минувшем январе она взяла газа лишь на 28% больше, чем годом ранее. Учитывая общие масштабы спроса Китая, разница создала заметную напряженность. Если темпы китайских закупок не вернутся к былым значениям, инвестиционные и сбытовые планы придется корректировать многим. В том числе, нам. И это куда важнее мелкого шаманства Вашингтона с газовыми поставками на южную периферию Евросоюза.

Последнее может полностью стереть ценовую разницу между азиатским и европейским рынками. Понятно, что в этом случае сильно проиграет Австралия, чисто географически вынужденная дорого платить за логистику. Та же география играет в пользу России. В трубопроводном сегменте мы оказываемся вне конкуренции, а значит минимум 180−200 млрд кубов экспорта в год точно останутся нашими. Тогда как в сегменте СПГ основная борьба развернется между РФ, США и Катаром.

Алжир с Нигерией фактически и так являются «европейскими». ЕС наверняка постарается прикрыть их через введение каких-нибудь особых статусов, как это они провернули с Третьим энергопакетом, в попытке заблокировать «монополию Газпрома».

В таком раскладе российское производство на Сахалине по-прежнему сохранит ориентацию на азиатский рынок. Уже хотя бы потому, что там до Японии или Южной Кореи в буквальном смысле рукой подать. Оба наших ключевых конкурента по логистике проигрывают вчистую. Но если Катар противопоставить не в состоянии ничего, то у США еще остаются возможности монетизации геополитического давления на своих давних союзников. В какой степени их выйдет реализовать практически — пока остается вопросом.

Положение в Европе несколько отличается. Географически туда из Ямала ближе, чем до Азии. Уже сегодня он отгружает в Европу практически весь свой объем. И, вероятно, в таком сценарии туда же пойдет продукция и новых строящихся там очередей.

Географическое положение Катара для поставок в Европу также достаточно выгодно. В случае выравнивания уровня рыночных цен между Азией и ЕС Доха неизбежно предпочтет сменить направление поставок хотя бы потому, что возить в Италию, Грецию или Испанию с Португалией окажется сильно ближе, а значит существенно дешевле, то есть куда прибыльнее.


Roy Luck, Американский СПГ-завод Sabine Pass

Но все перечисленное уже сегодня рассматривается Вашингтоном в качестве главного стратегического рынка продаж американского СПГ в Европе. В ее северо-западной части он неконкурентоспособен сегодня и окажется тем более дорог в случае проседания цен из-за появления избытка предложения в будущем. Так что выбор у США будет невелик. Или вылететь с рынка СПГ полностью или найти способ выбить с него Катар. Естественно, под громкие разговоры о спасении Евросоюза от российской газовой экспансии. Надо признать, тут у Вашингтона определенные шансы монетизировать геополитическое влияние имеются.

Зато у России появляется серьезная перспектива обменять поддержку Катара в Европе на существенное, с его помощью, укрепление влияния Москвы на Ближнем Востоке в целом. Что сулит куда большие деньги. Причем у Дохи особого выбора, по сути, и не остается. Или налаживать кооперацию с Россией или тягаться с США в одиночку с достаточно предсказуемым негативным результатом.

Без России они проигрывают точно, тогда как с Россией получают перспективу вытолкнуть Соединенные Штаты со всем своих ключевых рынков. К вящей пользе как для себя, так и для нас.

В таком раскладе какие-то лишние полмиллиона — миллион тонн американского СПГ в Испании выглядят сущими пустяками. Американцы хотят? Да, пожалуйста. Флаг в руки, барабан на шею и попутный ветер в спину. Тут речь идет о куда более масштабных и долгосрочных перспективах. Хотя их, конечно, нам еще требуется тщательно просчитать и подготовить.

Источник
Отредактировано: mn01 - 06 май 2019 09:01:24
  • +2.54 / 47
  • АУ
ОТВЕТЫ (5)
 
 
  Алексей N ( Специалист )
06 май 2019 09:12:32

  При этом не упоминается, что поставки российского СПГ в Штаты прекратились по совсем простой причине, они законтрактованы вперед. С действующих мощностей, имеется в виду. Хотя французы успели им довольно прибыльно поспекулировать в США в 2017- 2018гг. Там цены подскакивали до фантастических 6,3 тысячи долларов за тысячу кубометров. тыц
 С вводом новых мощностей на Ямале и на Сахалине, Россия становится глобальным игроком на споте. Американцев просто забьют ногами их же союзники.
  • +1.51 / 26
  • АУ
 
  ИРС ( Специалист )
06 май 2019 10:44:50

как сразу припомнился вой и ехидные "страдания за Россию" либрастни от прошлого года - просто из одной бочки
всего лишь непроверенные цыфири в новости от ТАСС - а вони на полгода ухумацы хватило

....Сразу стоит заметить, что первоисточник новости – фраза главы президентского комитета по северному экономическому сотрудничеству Республики Корея Сон Ён Гиля.
"Что касается сотрудничества России и [Южной] Кореи в области судостроения, то следует обратить внимание на следующие результаты: получение заказа на строительство 15 танкеров-ледоколов, предназначенных для перевозки СПГ, в рамках проекта "Ямал СПГ", получение заказа на строительство 29 нефтетанкеров и других судов", - так передали журналисты из ТАСС слова корейца.
И тут же общественность посчитала все в уме, округлила до 45 единиц и переключилась в обличительный режим. Заголовки так и гласили - "Россия заказала у Кореи строительство 45 судов".
Спустя несколько дней ТАССовцы повнимательнее присмотрелись к своей новости и "урезали осетра". Текст был исправлен на следующий:

"Что касается сотрудничества России и [Южной] Кореи в области судостроения, то следует обратить внимание на следующие результаты: получение заказа на строительство 29 судов, среди которых 15 танкеров-ледоколов, предназначенных для перевозки СПГ, в рамках проекта "Ямал СПГ", нефтетанкеры и другие суда".
Так одним движением компьютерной мышки огромный заказ сокращается в полтора раза. Правда, эту поправку уже мало кто заметил. 
"Корабел.ру" обратился за пояснениями к экспертам в нефтегазовой сфере и выяснил, что ситуация далеко не столь трагична, как рисуется многими. Хотя и благостной ее, конечно, тоже не назовешь.



"Газпром нефть", ООО


Дискуссия с Путиным

Первое, на что стоит обратить внимание, – новость по сути не является новостью. В ней не идет речь о том, что Россия вот прямо сейчас что-то решила заказывать на верфях Пусана. Контракт на 15 танкеров ледового класса для проекта "Ямал СПГ", например, был заключен давным-давно и уже вовсю реализуется. Знаменитый "Кристоф де Маржери" не взялся из воздуха – он как раз плод этого самого контракта, первая ласточка в серии.

– Первый танкер заказал "Совкомфлот" в обмен на долгосрочный контракт с "Новатэком" на перевозку СПГ. С остальными судами работает та же схема – по сути они в долгосрочной аренде у "Новатэка", а владеют ими разные компании. Помимо "Совкомфлота", это консорциумы иностранных компаний, – пояснил "Корабелу" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. 




"Совкомфлот", ПАО


Ставился ли вопрос размещения этих заказов на "Звезде" в свое время? Да, ставился. Но "Новатэк" ориентировался на то, что проект "Ямал СПГ" должен быть запущен уже в 2017 году, и к этому времени в распоряжении компании уже должны быть суда для перевозки продукции. Теоретически заказ на эти 15 танкеров мог бы стать якорным для завода "Звезда", но такое решение было сопряжено с рядом рисков и так и не было принято.

В 2014 году в Астрахани было заседание комиссии по стратегии развития ТЭК под председательством президента Владимира Путина, где присутствовал в том числе Леонид Михельсон, глава "Новатэка". Согласно размещенной позднее в открытом доступе стенограмме, президент настойчиво спрашивал у Михельсона, почему тот не размещает свои заказы на российских верфях. Потому что нет таких мощностей – отвечал его собеседник. Дальше последовало предложение сделать якорный заказ на эти танкеры для "Звезды", которая как раз под такие цели и строится на Дальнем Востоке. Но тут уже палкой в колесе стали сроки – к 2017 году первый танкер вряд ли поспел бы.

Этот диалог еще некоторое время развивался в той же плоскости. Путин говорил, что если не размещать заказы у российских верфей, то ни мощностей, ни компетенций у них так и не появится. Михельсон разводил руками – мол, рад бы, но не в этот раз, поскольку сроки очень жесткие. В итоге договорились побеседовать на эту тему отдельно – с глазу на глаз.

– Заходите обязательно. Я не то что готов – я хочу с вами поговорить. Я хочу с вами поговорить так же откровенно, как и с вашими некоторыми акционерами, – предложил президент главе "Новатэка". 




На территории "Звезды" / "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта"


Так что же решили?

Судя по тому, как разворачивались события дальше, заказ на 15 танкеров для южнокорейских верфей было решено оставить в силе. У Михельсона все-таки нашлись веские аргументы. Как мы помним, в прошлом декабре Владимир Путин лично прибыл в порт Сабетту давать старт отгрузке первой партии газа на "Кристоф де Маржери".

– Газовозы – это новый продукт для верфи "Звезда", и не совсем ясно, насколько быстро они смогут его освоить. И, видимо, итоговая договоренность была такая: вы строите эти танкеры в Корее, но при этом передаете всю документацию по ним, грубо говоря, чертежи на эти газовозы, на "Звезду". А там это все подробно изучается, чтобы получить компетенцию по строительству подобных вещей. И дальнейшие заказы на танкеры, которые "Новатэк" собирается строить для Ямала, будут размещаться именно там, на "Звезде", – считает Игорь Юшков.

Правда, сейчас, по его словам, "Новатэк" попадает в ту же самую ситуацию. Оказалось, что он вводит очереди по сжижению газа быстрее, чем планировал. Первая очередь была запущена в конце 2017 года. Вторая планировалась на конец сентября – начало октября 2018-го. Но буквально на прошлой неделе компания заявила, что она уже готова и в начале августа будет запущена на два-три месяца быстрее, чем ожидалось. Третью очередь завода они запустят не в начале 2019 года, как планировалось, а в конце 2018-го.

– Спешка приводит к тому, что газовозов арктического класса не хватает. "Новатэк" пытается решить эту проблему. Во-первых, он хочет сократить транспортное плечо – построить базу перевалки на Камчатке. Газовозы будут приходить туда, отгружать СПГ и уходить обратно, чтобы не идти до потребителя в Китае или Южной Корее. И, вероятно, такая же база будет строиться в Мурманске, хотя полной определенности на этот счет еще нет. Во-вторых, сейчас идет речь о том, чтобы изменить правила судоходства по Северному морскому пути и снизить требования к танкерам по ледовому классу с Arc7 до Arc4, что позволит быстро построить еще ряд судов. Но пока это в стадии обсуждения, – говорит эксперт. 




"Новатэк"


Новый заказ на газовозы, который "Новатэк", по его мнению, разместит уже на "Звезде", будет предназначаться для нужд проекта "Арктик СПГ 2", который по мощности намного превзойдет "Ямал СПГ". Соответственно он потребует и больше танкеров под перевозку газа. Правда, тут тоже возникает вопрос – а успеет ли "Звезда" заработать на полную мощность, чтобы справиться с таким заказом?

– Думаю, что по крайней мере первый заказ будет размещен, а дальше, если "Звезда" не будет успевать, "Новатэк" будет лоббировать разрешение у Путина, чтобы часть судов строить в той же самой Южной Корее. Все будет зависеть от того, на какую производительность выйдет "Звезда". Пока все идет к тому, что действительно жестко всех поджимают, ориентируя отдавать заказы на танкеры именно российским верфям, – делится эксперт своими соображения.

По его словам, в эту историю включился Минпромторг – именно здесь кроются корни идеи запретить провоз по Северному морскому пути углеводородов судам, построенным за границей. Эта инициатива активно продвигается.

– Единственное, что "Новатэк" смог пролоббировать, это вывод из-под ограничения судов, построенных до 2019 года. То есть тех самых, что он уже заказал корейцам. А дальше будем возить ресурсы только на российских. Это довольно жесткая позиция, которая прежде всего идет от президента. Поэтому, скорее всего, мы действительно придем к тому, что подобные суда будут строиться в России – на "Звезде", – уверен Игорь Юшков.

И пара слов про нефтетанкеры

Это к вопросу о газовозах. Теперь что касается нефтетанкеров – о них, как мы помним, тоже шла речь в заявлении корейского высокопоставленного чиновника. Точной информации о том, кто именно сделал такой заказ нашим восточным коллегам, нет. Но догадаться нетрудно.

– Думаю, что "Роснефть" и "Газпромнефть" – основные заказчики подобных судов, – считает наш собеседник. –"Роснефть" активно отгружает углеводороды с Сахалина. "Газпромнефти" тоже нужны танкеры ледовой нагрузки для того, чтобы экспортировать нефть с Приразломного и Новопортовского месторождений. Но опять же это заказы, которые уже были размещены. Причем мы даже не совсем можем понять, какой именно лаг. Большинство из этих судов скорее всего уже построены. Поэтому здесь шла речь, видимо, о том, сколько вообще Россия размещала в Корее заказов на крупные суда.

Самое важное, говорит Игорь Юшков, что новых заказов в Корее не будет — власть однозначно против этого, да и сами компании видят, что строительство судов на иностранных верфях после 2019 года серьезно ограничит их возможность работы в акватории Арктики.
 




Приразломное месторождение. Печорское море, апрель 2014 года / "Википедия"


– Нефтянники и газовики, я думаю, прекрасно понимают, что история со свободным выбором верфей по сути закончилась, – подводит итог эксперт.
источник

собственно самая горькая пилюлька огорчения для овощечеловеков - 

"Единственное, что "Новатэк" смог пролоббировать, это вывод из-под ограничения судов, построенных до 2019 года. То есть тех самых, что он уже заказал корейцам."

еще выяснилось что вся документация от уже сделанных заказов уходит на "Звезду"
но что значат поправки новости? ежели такими новостями невозможно полить власти продуктами жизнедеятельности? они на ухе свое уже отвыли

кстати вот хороший пример - не успели бы размещенный заказ (еже ли бы принудили) на "Звезде" выполнить - не вышли бы на 18 с хвостиком млн.тонн по СПГ уже сегодня
решение не просто правильное  - власти умеют считать- выверенное - не тянуть за ботву для ускорения роста, а подкормить (проектной документацией) "Звезду" и "Новатэк" не сбился с шага и нет потери темпа/качества

разрыв меж новостями всего год! как сократилось время отдачи аднака...
  • +2.74 / 36
  • АУ
 
  Иеремия ( Слушатель )
08 май 2019 09:12:24

Для тупорылого Запольскиса
Газпром эти  200 кубов поставил в Европу + Турция  , а не дальнее зарубежье .
Если недоумок не может правильно  списать да же - нахер с пляжа . 
  • +0.04 / 12
  • АУ
 
 
  qwertov ( Слушатель )
08 май 2019 10:22:10

Между нетупорылым вами и тупорылым Запольскисом я безусловно выберу Запольскиса, разница в информационной насыщенности  обязывает. Качестве контента, как сейчас говорят.
200 кубов даже одно домохозяйство может сжечь за несколько месяцев холодов, для Европы и Турции на год этого будет несколько маловато.
Ближнее зарубежье для России - довольно давнее и устойчивое обозначение других бывших республик СССР. Соответственно, всё, что не они, то дальнее зарубежье. И Финляндия, и Польша, и все другие страны, указываемые "Газпромом" отдельным списком зарубежных покупателей, в 2018 году и получившие те самые 200 млрд.кубометров газа. Ни Белоруссия, ни украина, ни другие страны ближнего зарубежья в этот список не входят. Без знания элементарных вещей, действительно, кому-то пора нахер с пляжа..
  • +0.75 / 18
  • АУ
 
 
 
  Иеремия ( Слушатель )
08 май 2019 11:38:31

От того что ты выберешь , тупорылось копипстера не способного сложить два и два не изменит .
а для упоротых лучше чем сопли размазывать , лучше источник почитать 
  • +0.00 / 0
  • АУ