СШГЭС и сходные системные проблемы
399,654 1,445
 

  грейпфрут ( Слушатель )
20 авг 2009 15:18:48

Тред №138440

новая дискуссия Дискуссия  126

Если память мне не изменяет - порядка 200 об/мин, а то и 150. Не помню.
То, о чем вы говорите - это неавтоматическая система, к тому же рассчитанная на нормальные условия. Нормальных условий там не было.
На Саяны была поставлена автоматическая система вибрационного контроля от канадской вибросистем, заведенная в АСУ ТП. Вибрации железа статора, поперечных и продольных биений вала, подшипников и подпятников измеряются в реальном времени и алгоритмом автоматики предусмотрена остановка агрегатов при критических условиях. Я конечно программу технологической автоматики не писал, но ТЗ - читал. Так что при аварийных условиях (к коим относится даже рассогласование лопаток НА) защита должна была сработать. Почему не сработала - расскажет комиссия. Ну или инсайд ))

P. S. Сейчас вспомнил - на тех гидрогенераторах по 20 пар полюсов вроде бы, стало быть частота вращения 150 об/мин.
Отредактировано: грейпфрут - 20 авг 2009 15:35:38
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (5)
 
 
  753 ( Слушатель )
20 авг 2009 16:34:52

"При кретических условиях.."  Только при кретических?  Ой ли?
Есть правила техники безопасности. Осмотр оборудования, ответственные лица, допуск, ремонтные и профилактические работы по регламенту.
Скорость была очень маленькой для такой аварии от "вибрации и разбалансировки".
Нет, нет, вибрация, шумы, биения -  дело не одного дня. Такие вещи вдруг не появляются сами по себе. Все нарастает постепенно: износ, качение, вибро и шум. Персонал бы этого не допустил. Он не имел на это право по правилам безопасности. Тут даже приказ начальства не указ.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Кстати, по вопросу ахмадинежада. Старые турбины, на старых ГЭС (20х-50х годов) и их расположение, как отличаются от конструкции новых турбин?  КПД новых турбин повышено за счет безопасности основания конструкции?
Там не было никакой гарантии безопасности конструкции от внезапного, мощного давления воды. Работали на пределе расчетного.
Заел механизм, сломался, ошибся человек и конец.
Это вопрос к конструкторам.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  грейпфрут ( Слушатель )
20 авг 2009 17:11:21

Все правильно, только я как раз о том и говорю - авария развивалась на столько быстро, что АСУ ТП зафиксировала скачок вибрации на 2 машине (не выходящий в закритическую область), после чего отключилась. Трэнды там сохраняются на контроллерах машзала с точностью в 1 мс, а на ЦПУ передаются несколько раз в секунду значительными объемами. То, что мы сейчас имеем по трэндам ничего закритического до момента аварии не несет, штатные ситуации. Стало быть основная масса данных по ходу аварии уже третий день плавает в Енисее в контроллерах машзала.
Про разбалансировку я имел в виду не ГА 2, а ГА 7 и ГА9 - также разрушившиеся, они вообще работали в штатном режиме и начали отключаться, когда в них залилась вода из машзала. На них АСУ ТП зафиксировала срабатывание защит, но инерция была большая, они продолжали вращаться, тем более система управления к тому моменту уже отключилась по коротышу питания, вот они от разбалансировки о края "стакана" и побились.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  753 ( Слушатель )
20 авг 2009 17:59:00

От "разбалансировки".
Ротор у вас находится в свободном качении или он жестко закреплен на обоих концах?
А может эта "разбалансировка" была вызвана не "вибрацией", а КЗ?
КЗ сразу остановила на месте ротор (или его приварила), а маховое движение осталось, и она по инерции сорвала и скрутило всю верхнюю часть конструкции 9 и 7 генераторов.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  nihilist ( Слушатель )
20 авг 2009 18:59:35

Немножко диковато звучит. Получается, что струя воды закоротила линии связи раньше, чем через секудну от момента возникновения нештатной ситуации. Сама по себе тушка генератора очень тяжелая. Давление воды помноженное на площадь могло ее разогнать и вынести, но не за секунду. Обломки в виде срезанных болтов, фрагментов крышки летали, конечно, быстрее, но не настолько, чтобы убить всю связь через секунду после начала торможения колеса турбины посторонним предметом.
Я это к тому, что большие машины умирают сравнительно долго. Отсутствие записей нештатных трендов хотябы для начала процесса внушает удивление само по себе.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  Нетак ( Слушатель )
20 авг 2009 19:11:03

Я думаю, если таких записей действительно нет, то это тема отдельного расследования.
  • +0.00 / 0
  • АУ