Китайская CNPC планирует открыть десятки автозаправок в Мьянме, став первым крупным иностранным инвестором, пришедшим на самый быстрорастущий рынок розничной торговли нефтепродуктами стран Юго-Восточной Азии.China National Petroleum Corp. (CNPC)
намерена вложить в мьянманские заправки десятки миллионов долларов. Это – очередной шаг в реализации новой стратегии этого китайского гиганта, стремящегося расширять подобные проекты за рубежом, поскольку внутренний топливный рынок Китая уже насыщен. Он последовал за аналогичными, но более крупными инвестициями в Бразилии, где CNPC в прошлом году купила 30% ведущего бразильского дилера нефтепродуктов.
CNPC рассматривает Мьянму в качестве основного рынка розничной торговли нефтепродуктами вдоль границ КНР, где иностранное участие минимально, но спрос растет примерно на 10% в год из-за быстро растущего автопарка. При этом мощности местных нефтеперерабатывающих предприятий не могут удовлетворить спрос на нефтепродукты.
Мьянма является самой быстрорастущей экономикой в Юго-Восточной Азии. Азиатский банк развития (АБР) прогнозирует рост ВВП этой страны в следующем году на 6,8%.Отказ Мьянмы от субсидирования топлива в 2007 году и открытие рынка для частных инвесторов привели к тому, что количество автозаправочных станций за последнее десятилетие увеличилось в 10 раз, и сейчас их по стране более 2 тысяч. При этом, CNPC уже имеет сильные позиции в Мьянме, эксплуатируя трубопроводы, по которым нефть и газ транспортируются из Чаупхью на западном побережье Мьянмы в китайскую провинцию Юньнань. При этом, компанию не останавливают существующие в Мьянме проблемы - такие как сложность получения земли под проекты и необходимость обеспечивать безопасность при организации доставки топлива.
CNPC планирует начать работу с «нескольких десятков» автозаправочных станций в Янгоне, Мандалае и столице страны Нейпьидо. При этом долгосрочная цель компании - создать в Мьянме сотни заправок. Вместо своего бренда PetroChina, под которым в Китае работают тысячи АЗС, первая заправочная станция CNPC в Мьянме открылась под ярко-красным логотипом Singapore Petroleum Company (SPC) - нефтеперерабатывающего завода, приобретенного CNPC в 2009 году. Этот завод мощностью 290 тысяч баррелей в день поставляет в Мьянму около миллиона тонн нефтепродуктов в год, в основном в виде бензина и дизельного топлива.
Автозаправочная станция в Мьянме - первое предприятие под брендом SPC за пределами Сингапура, где эта компания является четвертым по величине розничным дистрибьютором нефтепродуктов. Она расположена в центре Янгона и является совместным предприятием с частным мьянманским конгломератом «Шве Таун», который сейчас совместно с SPC запустил модернизацию и ребрендинг 18 имеющихся у него АЗС. Дальнейшие инвестиции будут зависеть от ситуации на рынке.
Следует отметить, что CNPC - не первая иностранная компания, проявляющая интерес к мьянманскому рынку розничной продажи нефтепродуктов. Сингапурская компания Hin Leong Trading, давно являющаяся основным поставщиком топлива в Мьянму, в настоящее время изучает возможности входа на этот рынок в Мьянме с местным партнером. При этом, мировой нефтяной бренд Royal Dutch Shell сейчас пересматривает ранее заключенное лицензионное соглашение с местным мьянманским дистрибьютором топлива Max Energy Pte Ltd из-за снижения прибыли. Puma Energy, контролируемая швейцарским трейдером Trafigura, также планировала войти в розничный топливный бизнес в Мьянме в мае 2017 года, после открытия там терминала и хранилища для нефтепродуктов, но неясно, была ли начата реализация этих проектов.
CORRECTED-China's CNPC breaks into Myanmar fuel retailing with Singapore brand