Балканский узел, или Балканский капкан?
В последние месяцы все больше и больше накаляется ситуация вокруг Балканского полуострова. Само о себе это не ново. В разные исторические эпохи Балканы были точкой столкновения цивилизаций, местом, где проявлялись противоречия между великими державами своего времени, а история меняла свой ход. Вряд ли в мире есть еще один регион, где страны, с учетом своего исторического опыта, имели бы столько оснований для конфликтов, между собой, а ситуация была бы столь напряженной, что грозило миру новыми и новыми кризисами. Балканы справедливо называли «пороховой бочкой Европы» события вокруг которой могли в корне поменять расклад сил на европейском континенте, с ситуации вокруг событий, произошедших здесь началась Первая мировая война. Это все это страницы истории. А в текущем моменте Балканы являются площадкой глобального геополитического противостояния, в котором переплетаются аспекты участия многих игроков.
Развод по-югославски. Балканы и без того непростые, в качестве геополитического региона на протяжении всего послевоенного периода находились в состоянии мира и вроде ы согласия. Да, была Албания Элвера Ходжи, закрывшаяся и ощетинившаяся ДОТами ото всех вокруг, были некоторые территориальные претензии друг к другу отдельных балканских государств, не перераставшие, впрочем, в конфликт, была линия противостояния между Грецией и Турцией в НАТО и балканскими странами Варшавского договора. Но в целом ситуация была стабильная и не предвещавшая чего-то катастрофического.
Тем страшнее оказался «развод по-югославски», когда республики бывшей Югославии погрузились в череду конфликтов – боснийский, сербо-хорватский и т.д. Распад Югославии оказался одним из самых кровавых и разрушительных из аналогичных событий в мире. При этом раны данного события еще не зажили, рубцы остались и продолжают болеть у многих балканских народов, а происходившие события находят отражения и в будущем.
Особой строчкой можно назвать Гаагский трибунал по бывшей Югославии, который открыл «новые грани» правосудия фактически дискредитировав всю систему международной юстиций. Процессы над С, Милошевичем, Р. Караджичем, Р. Младичем с одной стороны, показавшие не способность трибунала к обеспечению равных прав участников процесса и ставшие, фактически, сведением счетов с обвиняемыми, а равно попустительство и откровенное беззаконие вокруг ситуации с «попытками» (а иначе это назвать невозможно) суда над боевиками косовской UCK или командирами боснийских мусульман, основной задачей трибунала по делам о которых было нахождение аргументов к не привлечению к ответственности. В результате скомпрометированная идея международных судов, которая основывалась на высокой планке Нюрнбергского трибунала оказалась не только девальвированной, но и фактически уничтоженной во имя сиюминутной политической целесообразности «выгодоприобретателей» югославской трагедии.
Самым ярким аккордом югославской драмы стал конфликт в Косово и Метохии, когда законные права Югославии на наведение конституционного порядка на собственной территории привели к многодневным бомбардировкам и фактическому отторжению автономного края, являющегося по сути сербской национальной святыни (таи находится легендарное Косово-поле, древние православные монастыри) от Югославии. Этот акт фактически растоптал идеи заключительного акта ОБСЕ в Хельсинки 1975 года и перевернул страницу мировой истории, на которой еще действовали базовые международные институты и правила. После этого акта официального международного терроризма в исполнении США и стран НАТО была перевернута не только страница в восприятии международных институтов, но и явлена та черта до которой дошло внешнеполитическое и геополитическое отступление России. После разворота Е. Примакова над Атлантикой, который все же был более показательным жестом, чем реально действующим механизмом. Суть больше западные государства «напряг» знаменитый рейд российских десантников на Приштину. Между тем, стало очевидно, что прежний мир больше существовать не может.
Заочная борьба с «российским геополитическим влиянием»Фактически все время с начала 90-х годов стало периодом борьбы с Россией на Балканах. И США, и европейские государства, среди которых особо выделялась Германия (особенно в Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине), пытались построить на Балканах новое пространство, свободное от российского влияния.
Фактически все геополитические удары по Югославии, а впоследствии и по Сербии стали косвенно – ударами по гипотетическому возвращению России на Балканы. В этом плане практически все действия, предпринимаемые «западными демократиями», сводились к тому, чтобы, когда Россия вернется на Балканы (а в то, что такое возвращение будет никто не сомневался даже в самые тяжелые для России годы) геополитические эффекты от такого возвращения оказались предельно минимальными.
Со всей очевидностью в этом ряду была и нарезка Боснии и Герцеговины, где Республика Сербская была фактически разрезана напополам, что практически исключает ее выход из состава этого новосозданного государства. И ликвидация Сербской Краины в Хорватии и отторжение от Югославии Черногории, что фактически приводило к утрате потенциального выхода к Адриатике и размещения там российской военно-морской базы, последовавшее вступление в НАТО Черногории и действия по референдуму о названии Македонии (или как она теперь называется Северной Македонии) с последующими перспективами НАТО. Создание в Косово и Метохии территории подчиненной албанским боевиками фактически вписывалось в ту же стратегию и давало возможность подготовить плацдарм для последующих действий (которые, собственно мы видим сейчас).
Предельно ослабить и обрезать Сербию, предотвратить возможности геополитического продвижения российского влияния через Сербию и в конечном итоге полное пресечение возможности российского участия в Балканских делах вероятно были целью участников всего этого действа.
При этом, самое интересное, что в течение почти 20 лет с 1989 года до начала 10-х годов XXI века Россия практически не препятствовала таким изменениям, либо делало это формально, не имея, видимо комплексной стратегии продвижения.
Сербия, традиционно воспринимаемая как самое политически дружественное России государство на Балканах, при этом не рассматривалось как фундамент для геополитических продвижений. Вместо этого был использована дипломатия газовых труб, которая, видимо, по мнению ее апологетов должна была обеспечить продвижение российских интересов за счет заинтересованности в сохранении газового транзита Балканских государств.
Возвращение или стагнация?В последнее десятилетие ситуация несколько изменилось. И речь в данном случае не столько о конкретных российских шагах, хотя они и были предприняты, например, открытие Российско-Сербского гуманитарного центра МЧС в г. Ниш (
http://ihc.rs/), который впоследствии некоторыми борзописцами тал называться чуть ли не закамуфлированной военной базой России и ряд иных проектов.
В основном же, действия России проявлялись в государственных визитах и вербальной поддержке сербских властей со стороны российского руководства и ситуативной работе в международных организациях по непризнанию отторжения Косово, решению Боснийской проблемы и т.д.
Еще один пласт влияния скорее нужно признать спекулятивным, а не реальным. Речь идет о том, что Россия якобы вмешивалась в дела отдельных бывших югославских государств, то готовя переворот в Черногории (это дело было настолько шито белыми нитками, что очевидно вызывало даже оторопь), то обвинения в готовности к влиянию на выборы в Республике Сербской, то якобы деятельность по подрыву референдума о переименовании Македонии и прочее, прочее, прочее.
Это, впрочем, мало чем отличалось от других стандартных обвинений в адрес России, как повода к санкциям или просто для разжигания компании ненависти по отношению к России и ее политическому руководству.
При любых обстоятельствах мы должны констатировать факт. Россия на Балканы вернутся попыталась, пытается и будет пытаться (можно при этом конечно сказать, что Россия с Балкан никуда не уходила, но нельзя отрицать понижение степени активности 90-х годов) но сделала это одномерно, с уклоном на ресурсно-инфраструктурный элемент.
В то же время оппоненты не теряли времени. Речь идет и о включении в институты ЕС и НАТО большинства государств Балканского полуострова и о развитии программ гражданского общества и образовательных программ по всем Балканам, и об экономической экспансии (в некоторых балканских странах львиная доля промышленности принадлежит ведущим странам ЕС) и о поставках вооружения и о существующих военных базах, в том числе печально известной, крупнейшей базы Кэмп-Бодстил. Полный набор по продвижению своей политики.
Однако, что мы имеем сейчас?
Открытие ящика ПандорыСказать, что Балканы Россию сейчас не беспокоят конечно же нельзя. Ситуация на полуострове традиционно в поле зрения как МИД, так и комментаторов. Но в последнее время наблюдается резкое обострение Балканской повестки дня и изменение ее основной темы.
И если в прошлых периодах основными проблемами были выборы в Боснии и Герцеговине и референдум по названию в Македонии, то сейчас на повестке дня самой горячей является косовская тема.
Косовские власти были взращены и взлелеяны коллективными усилиями США и стран ЕС. Точнее делалось это вприглядку из своих зон в Косово, но с явным намерением не допустить первенства «партнеров». Под этим «присмотром» Косово стали называть одной из самых мощных точек транзита наркотиков, фабрикой по незаконному изъятию органов (о чем намекала прокурор Карла дель Понте), местом отмывки преступных доходов, организации нелегальной миграции, торговли оружием и людьми. В общем такой преступный Клондайк. При этом во многих странах ЕС серьезной угрозой стали албанские преступные группировки в значительной мере созданные выходцами из Косово.
При этом и сам край (самопровозглашённый и признанный целым рядом стран в качестве государства) стал площадкой борьбы местных князьков в числе которых бывшие боевики (и освобожденные якобы за невиновностью «узники» Гаагского трибунала) Хачим Тачи и Рамуш Харадинай. Имея разных кураторов и реализуя разные интересы они за последние годы превратили Косово в поставщика самых угрожающих новостей на Балканах. В 2018 году Тачи заявлял о готовности Косово объявить о сове полной независимости. Уже в этом году заявлялось о необходимости создания собственных вооруженных сил.
В октябре 2018 года косовские «власти» пытались совершать маневры в районе электростанции на водохранилище Газиводе с целью «отжать» стратегический ресурс.
Но все это было либо пиаром отдельных косовских политиканов, игрой на нервах кураторов, попыткой показать свою силу официальному Белграду, т.е. преследовало многомерные цели,
В последние же недели ситуация в крае не просто накалилась, а приобрела очень интересный оттенок. Действия косовских «властей» стали не просто провокационными. К этому уже давно все привыкли и особо не обращают внимания на выкрики из Приштины очередного умопомрачительного плана. Эти действия стали переходящими все разумные пределы.
Началось все неделю назад с набега косовского полицейского спецназа на район Косовской Митровице, населенной этническими сербами. Ранее косовские «власти» не особо пытались лезть в эти районы, резонно полагая, что это может вызвать социальный протест, который в условиях Балкан нередко перерастает в вооруженное столкновение. Однако сейчас не просто был проведен якобы полицейский рейд, но и похищено 16 человек. Среди похищенных/задержанных был и гражданин России, сотрудник миссии ООН Михаил Краснощеков, получивший в ходе действий косовских сил травмы и некоторое время не выпускавшийся с территории контролируемой косоварами. Само по себе удержание сотрудника миссии ООН является ситуацией нетривиальной. ООН призвана заботиться о безопасности членов своих миссий и обычно за такое идет неминуемая и крайне жесткая отповедь. Но тут в дело очевидно вмешались кураторы для того чтобы «прикрыть» подопечных от гнева ООН. С другой стороны этот рейд, как и похищения являются не только вызовом Сербии (защита сербов в Косово является одним из традиционных приоритетов поддерживаемых всеми политическими силами), хотя и привели к протесту прозападных политических сил против президента Вучича, но и России, чей гражданин был задержан, а также странам ЕС и в правую очередь Германии, пытающейся дипломатически прикрывать косовский шабаш. Данный инцидент, безусловно вызовет некоторые сложности в отношениях между Москвой и Брюсселем (ЕС), а также заронит зерно недоверия, которое может вызревать очень и очень долго.
Однако не погасив еще искры этого инцидента косовские «власти» начали новую атаку, на это раз непосредственно на Брюссель. Требуя от ЕС визовой либерализации. ЕС эта либерализация в текущем моменте не нужна. Ни новых партий косовских криминальных элементов, ни новых волн беженцев (легальных на этот раз) Брюссель не желает. Да и осложнений на внешнеполитической арене в том числе с Москвой европейские структуры не желают. Это же не удобный повод для критики Москвы, а скорее необходимость оправдываться, чего Брюссель очевидно не хочет. Приштина же выставляет аргумент якобы полного выполнения всех требований для такой либерализации.
При этом поднимается тема геополитического шантажа. Х. Тачи заявляет, что в случае не введения такой визовой либерализации вести речь о присоединении Косово к Албании, даже о формировании так называемой Великой Албании (с присоединением к существующему государству Албания Косово, части Греции, Македонии, Черногории и некоторых районов южной Сербии). Такая постановка вопроса делает ситуацию не просто напряженной и взрывоопасной.
Нет разумеется. В текущем моменте никакой «Великой Албании» и даже объединения Косовой и Албании не будет. К этому не готовы в первую очередь сами власти Албании. Допустить на свою «политическую грядку» волков типа Тачи и Харадиная наследники Скандерберга не желают даже в страшном сне, понимая, что это внесет разлад во внутри албанские дела с одной стороны и может быть основанием для оттеснения (если не насильственного устранения) некоторых политических сил под напором косовских боевиков.
С другой стороны, та же Греция (страна НАТО), со всей очевидностью не будет сидеть сложа руки, видя, что на ее целостность посягают косовско-албанские сепаратисты. Дело тут только и исключительно в давлении, который оказывается на Брюссель, который бездействуя и не проявляя должно реакции дискредитирует себя, усложняет взаимодействие с Москвой и приводит к утрате гибкости в действиях на Балканах.
Осевидно, что выгодны такие действия (бесплодные, но шумные) могут быть только и исключительно США. Зачем? Как средство давления. Не исключаю, что в ходе многочисленных визитов госсекретаря США М. Помпео в Европу европейским политикам обращалось внимание, что проблема косовского демарша сложна и требует решения. Более того, очевидно, США готовы были бы урегулировать данный вопрос (это трудно не сделать, учитывая, что виновник скандала твой цепной пес) взамен на небольшие услуги ЕС. В частности в виде присоединения к режиму блокировки китайской компании Хуавэй, поддержке американских демаршей по отношению к Ирану и т.д. Ничего личного. Просто монетизация с американской стороны политического капитала влияния на косовских сепаратистов.
При этом, если Вы думаете, что история закончена, то вероятно Вы заблуждаетесь. Скорее всего в самое ближайшее время (с учетом того, что Брюссель не пойдет ни на легализацию визового режима с Косово, ни на соглашение с США по санкциям против Китая) мы увидим следующий раунд развития ситуации.
Косовские сепаратисты с очень большой вероятностью попытаются сделать два шага. Во-первых, постараются обострить ситуацию в Южной Сербии (Прешевская долина), инсценируя якобы гонения против албанцев-косоваров со стороны сербских властей, и заявляя о готовности поддержать этих самых албанцев силами косовского спецназа. Другой аспект, скорее всего может быть связан с угрозой опубликования компромата на европейских кураторов косовского проекта в том числе от спецслужб с упоминанием и наркотического следа и участия в отмывании преступных денежных средств. А это в свою очередь может быть крайне болезненно с учетом пертурбаций, ожидающих Евробюрократию.
Таким образом Балканский узел созданный в том числе ЕС в целях продвижения своих геополитических позиций и накрепко повязанный с темой признания Косово, может прекратиться в капкан, останавливающий политические амбиции некоторых персоналий. А шкурный интерес, как мы понимаем, может быть дороже и торговых отношений с Китаем, и стратегической свободы действий европейских органов. Игра продолжается.