Мне кажется что И.Сечин говоря откровенно на ПЭФ об ситуации с Русалом,
инстинктивно понимает то что
"В 1917-м главным был вопрос о земле, а сейчас это металлургия, нефть и газ"Почему россияне все больше готовы протестовать – разбираемся с доктором исторических наукЧем богаче становятся российские миллиардеры, тем больше протестный потенциал – по крайней мере, такое впечатление складывается от последних исследований. Так, "Левада-центр" опубликовал соцопрос, из которого следует, что доля респондентов, готовых протестовать против падения уровня жизни, равна 27%. По словам специалистов, это заметный прирост."Обычно готовы к экономическим протестам 17–20%, а сейчас – 26–28%. Те, кто готов участвовать в протестах, ждут подкрепления со стороны других", - заявил директор "Левада-центра" Лев Гудков.
При этом доля готовых протестовать впервые превысила долю тех, кто говорит о вероятности самих протестов (26%), и катализатором к увеличению таких настроений стали последние митинги, благодаря которым политически активные люди почувствовали, что что-то сдвинулось, уверен Гудков.
Все это происходит на фоне того, как и без того не бедные "социально ответственные бизнесмены" стали еще богаче. По данным Bloomberg, из 500 самых богатых людей мира россиян – 23 человека, и их состояние за пять месяцев текущего года еще увеличилось на $22,7 млрд. Таким образом, низы все больше не хотят по-старому, а верхи? Своим мнением о складывающейся ситуации с Накануне.RU поделился доктор исторических наук, депутат Госдумы шестого созыва Вячеслав Тетекин. – Очевидно, что все больше россиян готовы протестовать не из-за рейтингов "Блумберг", но тем не менее, между этими показателями есть взаимосвязь?
– Конечно, взаимосвязь довольно тесная – пропорциональная. Чем богаче становится российская олигархия, тем беднее народ, потому что деньги, все эти миллиарды, берутся не из воздуха, они выкачиваются из народа. И нарастание протестных настроений тоже имеет прямую связь с усилением социального неравенства.Что всегда лежит за любыми политическими трансформациями и возмущениями? Прежде всего социальное неравенство. Оно бьет по людям сильнее, чем просто нищета. Во времена Великой Отечественной войны было много голода, потому что продовольствие шло на фронт, и мужики ушли на фронт – жили бедно все, включая высших чинов. Россказни о том, что они какой-то сладкой жизнью жили – это клевета. Тогда был голод, но было социальное равенство.– А сейчас?– Сейчас голод распространяется на 19 млн человек, которые официально считаются как люди, живущие в нищете. Хотя на самом деле по многим оценкам уровень бедности уже превышает 50%, 2/3 семей не могут купить себе товары длительного пользования. Они могут позволить купить себе только продовольствие. Что это, если не бедность, переходящая в нищету?И на этом фоне того, что российская олигархия прибавляет сказочными темпами — это не может не вызвать взрыв негодования народа. – Но ведь у нас, как говорили чиновники, "социально ответственные бизнесмены", которые, конечно же, сами все заработали?
– Для того чтобы легитимизировались в общественном сознании результаты приватизации, которая прошла в нашей стране (а на самом деле это было присвоение общенародных богатств небольшой кучкой людей), должно пройти 2-3 поколения, чтобы следующее поколение забыло о том, что это была общенародная собственность.
Сейчас по-прежнему в строю, в силе и здравом уме то поколение, которое и создавало эти общенародные богатства, оно прекрасно помнит об этом и рассказывает об этом своим детям и внукам – что совсем недавно в историческом масштабе времени (а 30 лет – это ничто) у нас была достойная жизнь, когда росла экономика, росло благосостояние, существовало социальное равенство. А потом произошел грабеж этой общенародной собственности.
И если в "тучные" годы капли денежного дождя доставались всем, я имею в виду до 2008 года, то сегодня, когда дождь прекратился, народ очнулся – "подождите, мы так не договаривались!" Если вы отказываетесь делиться, то с какой стати мы будем это положение терпеть?
– Вы считаете, что люди начали не просто злиться на власть имущих, а еще и вспоминать о том, как было раньше?
– Сейчас очень быстро вернется понимание того, что все эти алюминиевые заводы, гидроэлектростанции, гиганты металлургии, нефтяные и газовые месторождения – все бесконечные трубо- и газо-проводы были созданы при советской власти за счет вложений, приходящих из налогов всего населения. То есть все население, все общество вложилось в создание этих материальных благ, и никто об этом не забыл, я вас уверяю.
Так что никто не будет говорить, что это они своими ручками построили – начал лопатой копать, а через некоторое время на том же месте построил лопатой металлургический комбинат. Нет, все понимают, что комбинат всегда существовал, со времен довоенных или сразу после войны. Построило его при советской власти все общество, и с какой стати оно оказалось в руках олигархов? Это простой вопрос, и чем дальше, тем громче его будут задавать, и тем шире будут обсуждать
– Сейчас часто сравнивают текущее положение с предреволюционным временем, с 1917 годом, но тогда люди не могли сказать, что какие-то нувориши забрали себе предприятия, построенные общим трудом. Так все-таки похожи ли исторические моменты?
– Абсолютно похожи. Дело в том, что реальной экономической подоплекой двух революций 1917 года был вопрос о земле. Большевики просто реализовали давнюю многовековую мечту народа о получении земли. Крестьяне справедливо говорили: земля — это общая собственность, с какой стати один помещик владеет землей, а мы влачим полуголодное, а иногда голодное существование? То есть двигателем революции 1917 года был вопрос о собственности - общенародной собственности. Только тогда это была земля как главная производительная сила, главный инструмент производства.
Сейчас главный инструмент – это металлургия, энергетика, нефтегазовые мощности и так далее. Но политэкономическая сущность явления от этого никак не изменилась. Народ настаивает на справедливости в обращении с общенародной собственностью. И никто не сможет сказать, что это честно заработано нынешними владельцами. Достаточно знать полный расклад о так называемых залоговых аукционах, когда за государственный счет олигархи приобретали себе вот эти бесценные общенародные богатства.
Это была "афера века", в мире никогда такого не было.
– И какие перспективы вы видите, если богатые продолжат богатеть, а о бедных так никто и не вспомнит?
– С одной стороны, растет негодование населения вот этой самой социальной несправедливостью. С другой – правящая группировка все больше и больше показывает неспособность элементарно управлять страной. Более того она даже не понимает сути происходящих процессов, потому что дальнейшее вытягивание последних крох из карманов населения все больше усиливает протест, а за ним и революционные настроения. То есть, насколько можно судить, мы приближаемся к очень серьезным социальным трансформациям, которые могут произойти уже в следующем году.