В недавнее время мне довелось работать в Гатчинском Центральном Военно-Морском архиве Минобороны РФ. Целью работы было установление личности пилотов самолетов, обнаруженных поисковиками г. Кингисепп в Ленинградской области. В том числе и пилота самолета Як-1, обнаруженного поисковиками районе деревни Ундово Кингисеппского района ЛО.
Результаты этой работы представлены в моем ЖЖ –
https://technik-9.livejournal.com/9649.htmlhttps://technik-9.livejournal.com/9852.html К сожалению, по исследованным документам с полной достоверностью установить, кто же был пилотом этого самолета, не удалось, однако можно утверждать, что это либо командир 1-й эскадрильи 71-го истребительного авиаполка ВВС КБФ капитан Владислав Игнатьевич Вишневский (что наиболее вероятно), либо командир звена 1 АЭ 71 АП лейтенант Юрий Петрович Лушников.
По Вишневскому удалось обнаружить следующий материал, посвященный его жизненному и боевому пути, подготовленный двоюродным внуком В.И. Вишневского. Владимиром Анатольевичем Атрошенко -
https://sites.google.com/site/pilotsbaltic/Wishnevskij-Whttps://www.bvvaul.ru/profiles/3314.php Среди прочего там имеется такое утверждение –
«В одном из таких воздушных боев в районе деревни Котлы Кингисеппского района Ленинградской области 19 июля 1941 года с явно превосходящими силами противника самолет командира эскадрильи капитана Вишневского был сбит. Выбросившись с парашютом из горящей машины, Владислав Игнатьевич приземляется на своем аэродроме уже без признаков жизни.
Сегодня мы никогда не узнаем от чьей пули он погиб. Или от наших заградительных отрядов, которые боялись, что его отнесет ветром на немецкую территорию, или от пули противника...».
Удивительно, что это утверждение принадлежит профессионалу - кандидату исторических наук, доценту, коим является Владимир Анатольевич Атрошенко. По той причине, что оно полностью опровергается документами того времени.
Согласно Оперсводке № 038 на 16.00 19.07.41 (Дело № 8 - 1п. Оперсводки 61 АБ [
Авиабригады] ВВС КБФ, ф. 226 оп. 25 д. 1 ), капитан Вишневский погиб 19 июля 1941 г.:
«… 6. Группа майора Алексеева – охраняла аэродром Котлы, производила воздушный бой с самолетами противника. Налет - 17 часов. Самолетовылетов - 21.
Четыре Як-1, два МиГ-3 и два И-16 в период 05.45 - 06.50 вели воздушный бой с тремя самолетами МФ-109 [
так в тексте], в результате воздушного боя противником сбиты наши самолеты: два Як-1 – летчики: капитан Вишневский – убит, самолет разбит. Мл. лейтенант Гаврилов ранен в ногу, самолет сгорел, МиГ-3 летчик ст. лейтенант Парфенов выбросился на парашюте, ранен в обе руки и в ногу, находится в госпитале Новый Петергоф, самолет разбит».
(группа майора Алексеева, позже майора Михайлова - в рассматриваемый период отдельная истребительная группа в составе 71 АП).
При этом ни в оперсводке, ни в сборнике "Учет потерь материальной части частями ВВС КБФ за период 22.06.1941 по 22 12.1941" (ф. 596 оп. 1 д. 7), ни в "Журнале учета потерь матчасти и личного состава в частях 61 АБ ВВС КБФ" (ф. 226 оп. 13 д. 1) не обнаружено никаких документальных подтверждений того, что Вишневский, будучи сбит, выпрыгнул с парашютом. Из записей в указанных документах следует, что с парашютом в ходе этого боя выпрыгнули летчики Парфенов и (предположительно) Гаврилов. Если бы подобное было и с Вишневским, можно считать, что это безусловно было бы отмечено в документах.
Илья Прокофьев, в недавнем прошлом руководитель Фонда поисковых отрядов Ленинградской области, по самолету Як-1 71-го ИАП ВВС КБФ, найденному в районе Ундово, сообщил:
«При вскрытии места падения (а это была воронка) среди обломков нашли всего лишь фрагмент черепа. Скорее всего, погибшего летчика извлекли с места падения еще тогда, в 1941 году, и где-то похоронили».
Т.о., утверждение о прыжке с парашютом опровергается как документами, так и обнаружением фрагмента останков летчика в обломках самолета.
Далее. Согласно карте боевых действий на подступах к Ленинграду, приведенной в статье «Боевые действия на ленинградском направлении (июль-декабрь 1941 г.)»,
http://mil.ru/files/morf/lelingrad-f-1.jpghttp://mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=12100232@cmsArticle 19 июля 1941-го фронт проходил примерно в 30 км юго-западнее аэродрома Котлы – в районе которого погиб Вишневский. На карте показана линия фронта во второй половине июля и в первой половине августа.
Имеется и еще одно подтверждение этого – запись от 17.08. 1941 г. в Журнале боевых действий 13-й Отдельной Краснознаменной истребительной эскадрильи ВВС КБФ (ф. 160 оп. 4 д. 1):
«Начальник разв. отд. 61 АБ передал обстановку на фронте (линия фронта) проходит Керстово – М. Корчаны – Волосово и на юг по ж. д.»
Т.е. и через месяц после гибели Вишневского линия фронта проходила достаточно далеко от места его гибели – аэродрома Котлы. Легко видеть, что никакой ветер не мог отнести парашютиста на территорию, занятую противником.
Профессионалу-историку следовало бы знать, что с июня 1941 г. действовали армейские подвижные контрольно-заградительные отряды, в чьи функции входили операции в основном в ближней прифронтовой зоне. И никаких именно заградотрядов НКВД (воинских формирований, предназначенных для поддержания воинской
дисциплины, предотвращения бегства военнослужащих с поля боя и т.п., в том числе в тылу наших войск) в середине июля 1941-го еще не было, приказ об их создании был отдан только 19 июля 1941 года (Приказ НКВД СССР № 00941 от 19 июля 1941 года).
(Подробнее о заградотрядах -
http://militera.lib.ru/research/pyhalov_i/13.html )
Утверждение же о возможности расстрела летчика в воздухе над своим аэродромом, да еще и «нашими заградительными отрядами», попросту граничит с паранойей.
Не очень понятно, зачем добротное историческое исследование было дополнено инсинуациями в стиле вранья академика Сахарова о расстрелах советскими вертолетами окруженных афганскими моджахедами советских солдат, чтобы они не могли сдаться в плен. Прискорбно, что в определенных кругах подобное все еще практикуется.