24 июня 2019 г. в Государственную Думу внесён
законопроект № 738437-7 "О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". В пояснительной записке к законопроекту (Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам) в частности говорится:
В настоящее время в условиях сложившейся экономической ситуации возникла необходимость создания альтернативного доллару США средства накопления населения и привлекательного инструмента инвестирования в российскую экономику.В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах коммерческие банки реализуют мерные слитки физическим лицам с налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) 20%, а приобретают у физических лиц без НДС в случае, когда физическое лицо забирает слитки из хранилища коммерческого банка. Таким образом, приобретение слитков из драгоценных металлов не рассматривается гражданами Российской Федерации в качестве средства накопления.
По данным Всемирного совета по золоту частный инвестиционный спрос напрямую зависит от системы налогообложения в странах. В Российской Федерации ставка НДС в размере 20% - самая высокая. В то же время во многих странах инвестиционное золото НДС не облагается. Именно поэтому, в Российской Федерации, при производстве 307 т золота (в 2017 году) частный инвестиционный спрос составил только 4 т (1,3% от производства), в то время как в Китае при добыче 453,5 т золота частный инвестиционный спрос составил около 280 т (61% от добычи). В Германии при отсутствии добычи частный инвестиционный спрос на золото составил более 100 т. Аналогичная ситуация существует также в ряде других стран, таких как Индия, США, Таиланд и др.
Следует также иметь в виду, что использование существующих различных налоговых режимов в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней, во-первых, создает неравные условия для ведения этого бизнеса, а, во‑вторых, позволяет использовать нелегальные схемы в виде незаконного возмещения НДС и уклонения от уплаты НДС, что наносит значительный ущерб федеральному бюджету....Таким образом, предлагаемые изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации должны решить следующие задачи:- исключить возможность применения нелегальных схем уклонения от уплаты НДС;
- использовать драгоценные металлы в качестве альтернативного средства накопления граждан;
- привлечь дополнительные инвестиции в золотодобывающую отрасль;
- установить равные условия участия всех субъектов в сфере оборота драгоценных металлов;
- увеличить налоговые поступления по налогу на прибыль организаций добывающих компаний и банков.
Нормы Федерального закона вступают в силу с 1 января 2020 года....
Реализация данного Федерального закона должна повысить привлекательность инвестирования накоплений российских граждан в золото и способствовать совершенствованию системы налогообложения в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов.