Цитата: Поверонов от 30.06.2019 23:05:42Секретариат ЦК подчинялся Генеральному Секретарю, а не членам Политбюро. Можно конечно себе представить что Громыко добивался бы от Политбюро решений, исполнение которых возлагалось бы на международный отдел ЦК. Такое было возможно но чисто теоретически.
Решения политбюро формально принимались на его заседаниях простым голосованием членов этого самого политбюро. То есть Громыко имел, как минимум, право голоса. Но предварительно, когда решения готовились, проводилась соответствующая работа, одни члены политбюро (инициаторы решения) убеждали других поддержать его, пока не получали поддержки большинства.
Это если совсем упрощенно. А на самом деле интриги плелись, куда там мадридскому двору...
и А. А, Громыко, как член политбюро был допущен ко всей этой кухне.
И насчет секретариата. Там все было ещё хитрее устроено. Кроме членства в политбюро, была ещё должность "секретарь ЦК". Не генеральный (им был Брежнев), а просто "секретарь". Их было несколько, в разное время по-разному. При этом некоторые из этих секретарей также были членами политбюро, а некоторые не были. И соответственно не все члены политбюро были секретарями ЦК.
Ну и надо учесть реалии того периода. Формально секретариат подчинялся генсеку. Вопрос (риторический). Хватало ли у Брежнева к концу 70-х гг энергии на то, чтобы реально им руководить? Следующий вопрос, кто на самом деле в этот период руководил секретариатом ЦК?
Ответ, ХЗ. Точнее, правильный ответ в том, что единоличного руководителя в тот период ни у секретариата ЦК, ни у политбюро, ни у страны в целом не было. Брежнев чисто физически не тянул. Но его держали на посту, потому что он был удобной компромиссной фигурой. Такую ситуацию он старательно организовывал сам, пока был в форме и таки организовал. В результате в его уходе не была заинтересована ни одна из более-менее влиятельных группировок.
А решения принимались через переговоры и временные союзы между этими группировками, группами и группочками (которые непрерывно организовывались и распадались, видоизменялись и т.д.) и найденные между ними компромиссы по конкретным вопросам. И повторяю, Громыко в этой кухне варился едва ли не дольше всех из них, наверняка ориентировался, и уж точно обладал каким-то влиянием.
Не случайно, после того, как он предложил избрать Горбачева генсеком других предложений не поступило, а это - прошло единогласно. И Это при том, что Громыко до этого додумался не сам, а его уговорили внести данное предложение. Кто уговаривал так и неизвестно. История широко известная.
Так что песенка о том, что все внешнеполитические достижения СССР - заслуга исключительно Громыко, а все косяки - вина исключительно Международного отдела ЦК мягко говоря также не соответствуют действительности, как и о том, что вообще все достижения - заслуга исключительно коммунистов, а все допущенные при этом косяки - исключительно результат происков замаскировавшихся врагов коммунистической идеи. Но и обратная точка зрения, что Громыко на своем посту занимался исключительно вредительством, столь же не верна.
На самом деле всё несколько сложнее.
Не говоря уж о том, что у человека на протяжение жизни меняется темперамент, часто меняются взгляды и мировоззрение под влиянием воздействия окружающей среды. Поэтому, весьма вероятно, что А. А. Громыко в 40-60 гг очень сильно отличался от того же Громыко в 80-е.