Перепрограммирование маяка LLS 1A.
21 Мая 2019
Красногорский завод им. С.А. Зверева представил разработанную совместно со специалистами Центрального научно-исследовательского института Войск воздушно-космической обороны лазерную курсоглиссадную систему посадки воздушных судов LLS 1A. Она предназначена для безопасной посадки самолетов и вертолетов в сумерках, ночью и при сложных метеоусловиях.Лазерная система состоит из трех маяков: двух глиссадных и одного курсового. Благодаря лазерным лучам маяков экипаж способен визуально наблюдать идеальную траекторию захода на посадку, рассказали Mil.Press Военное разработчики системы. Это позволяет выдерживать безопасную высоту полета, практически исключающую возможность неконтролируемого касания поверхности земли, точную соосность с ВПП, а также определять точку выравнивания и визуально наблюдать рекомендуемую точку касания ВПП.
При этом, по словам создателей LLS 1A, для экипажа излучение безопасно на любом расстоянии от маяка, так как даже на выходе из лазерного модуля плотность луча в сорок раз меньше, чем у бытовой лазерной указки.
По словам советника директора научно-технического центра ПАО «КМЗ», почетного авиастроителя России Петра Сыгурова, испытания показали, что лучи системы в некоторых случаях можно обнаружить за 7 км от аэродрома при видимости вдоль ВВП на дальность, не превышающую 250 метров.
Дальность видимости маяков по данным ПАО "КМЗ".
Также Петр Сыгуров рассказал, что система полностью адаптирована для использования в условиях арктических аэродромов.
"Удлинение корпуса с одной из сторон сделано специально - в нем дефлекторы, которые не дают снегу забивать лазерные модули. Подогрев системы мы убрали, потому что при любом обогреве тает снег, происходит наращивание льда. Все это сделано специально, чтобы устанавливать маяки на острове Котельном, на Новой Земле, и в сложных условиях обозначивать идеальную траекторию захода на посадку. В условиях полярной ночи система очень хорошо себя проявляет", - рассказал специалист.
Источник Mil.Press Военное, который занимался метеорологическим обеспечением полетов на аэродроме Темп, согласился, что такая система может быть полезна. Например, когда на остров Котельный срочно требуется санитарный борт, а погодные условия неудовлетворительные. В таких ситуациях дополнительная помощь летчикам не будет лишней.
Генерал-майор авиации Александр Ахлюстин скептически отнесся к представлению нового изделия: "История с лазерными курсоглиссадными системами старая, и широкого применения она не нашла, разве что на авианосцах. Мы готовим боевую авиацию для посадки по глиссадным радиомаякам. Где-то на полевом аэродроме можно поставить лазерную систему, ее проще развернуть, чем радиомаяк, но это будет демаскировать аэродром и заходящий на посадку самолет," - считает офицер.
Профессор Петр Сыгуров парирует аргумент военного летчика России:
"Радиолокационные системы посадки ILS (instrument landing system - ред.), MLS (microwave landing system - ред.) и прочие легко выводят на себя противорадиолокационные ракеты подавления. Поэтому даже при рассредоточении авиации на запасные аэродромы и аэродромы подскока, радиолокационные системы посадки ставят будут их демаскировать". Впервые лазерную систему для визуализации курса и глиссады при посадках самолетов применил главный конструктор КБ автоматических систем Игорь Бережной в 1971-1973 годах.
https://военное.рф/2019/Прогресс60/