В структуре министерства обороны США существует Управление промышленной политики (INDPOL), назначением которого является мониторинг общего состояния военно-промышленного комплекса США на степень способности промышленной базы страны обеспечивать практическое исполнение Национальной стратегии обороны.
Ежегодно его аналитики готовят для Сената подробный аналитический доклад о промышленном потенциале США с указанием всех узких мест и рекомендациями по методам их устранения. На данный момент он является самым фундаментальным и структурированным обзором (документ содержит 132 страницы) реального состояния, так сказать, американского тыла, доступным в открытых источниках.
Важно отметить: его авторы не преследуют целью выбить из законодателей каких-либо конкретных денег, что делает документ важным информационным источником о реальном состоянии дел в военно-промышленном комплексе нашего главного геополитического противника.
Также немаловажным полезным моментом служит существенно отличающийся от российского базовый подход к экономическому фундаменту страны. Мы привыкли воспринимать военно-промышленный комплекс как полностью принадлежащий государству и действующий исключительно в его интересах производственный механизм, тогда как эксперты INDPOL оценивают экономику ВПК, прежде всего, с рыночных позиций.
По мнению аналитиков Управления, военно-промышленный комплекс предназначен не только для выпуска продукции оборонного назначения, но и для успешного завоевания мирового рынка вооружений, а также обеспечения максимальной доходности инвесторам. По состоянию на 2017 год их маржа по EBITDA находилась в коридоре от 15 до 17%, хотя некоторые подрядчики добиваются гораздо более высокой прибыльности. Например, у компании Transdigm на протяжении последних пяти лет она не опускается ниже 42-45%.
Хотя с выполнением военных контрактов в целом связано более 28 тыс. всевозможных компаний, фактическими подрядчиками Пентагона является только так называемая "Большая шестерка" (Big 6), состоящая из Lockheed Martin, Northrop Grumman, Raytheon, General Dynamics, BAE Systems и Boeing. На нее традиционно приходится 2/3 всех военных заказов Америки. Прочие фирмы выстроены в пирамиду субподрядчиков, имеющую пять иерархических уровней. И вот с этого момента начинаются проблемы.
Рыночный характер бизнеса сформировал две тенденции. Во-первых, несмотря на огромный размер военных расходов США, характер их цикличности вынуждает даже Big 6 сокращать издержки на свои военные департаменты в пользу расширения выпуска гражданской продукции. Во-вторых, конечность объемов рынка инициировала процесс слияний и поглощений, закончившийся максимальной консолидацией активов.
В результате по большинству направлений (в документе авторы оперируют семнадцатью базовыми группами, в частности: флот, сухопутная армия, авиация, электроника, военное производство, ядерное оружие, космос и так далее) уже не менее чем в трети случаев Пентагон вынужден размещать заказы у единственного поставщика, что начинает негативно сказываться на качестве, сроках и цене.
Далее -