Борис отпущения
новая дискуссия
Аналитика
2.218
Борис отпущения
Великобритания пережила один премьерский шок и ожидает ее еще больший шок. Вместо Терезы Мэй, оставляющей после себя не самое лучшее политическое наследство на политический олимп британской политики взбирается Борис Джонсон. Борис лицо в британской политике не новое. Эксцентричный мэр Лондона, парламентарий, монстр иностранных дел Соединенного Королевства с весьма сомнительными достижениями на данном поприще. И все это на фоне консервативной партии Великобритании, испытывающей если и не полномасштабный политический кризис (хотя кто и старых европейских партий сейчас его не испытывает?), о по крайней мере состояние к нему близкое. Своеобразным фоном выступают и трудности в британской экономике, когда многие компании предпочитают сделаться свой выбор в пользу континентальной Европы с понятным (на первый взгляд) общеевропейским будущим, а не Великобритании, имеющей прекрасные шансы на заключение торгового договора с США, но и имеющей риск покинуть Европейский союз без сделки, что безусловно приведет к крайне негативным последствиям как для экономики, так и для политики Великобритании.
Кто же такой «мистер Джонсон»
Появление Джонсона на капитанском мостике британской политики с одной стороны свидетельство кризиса политической системы Великобритании, а с другой свидетельством, что даже на самую грязную политическую работу в Британии сыщется исполнитель, отрабатывающий поставленную тему. При этом в отличие от Терезы Мей Джонсона никак не назовешь политическим самоубийцей. Если Мэй на момент назначения премьер-министром фактически нечего было терять. Неудачный период председательства в партии в 2002-2003 году, получила в 2020 должность министра внутренних дел и после референдума о Брекзит назначенная премьер-министром. Без экономической программы, без своих людей, без какой-либо идеи о собственном политическом будущем. Сейчас, после отставки Т. Мей уже 62 года и ее ждет несколько лет в палате общин и уход на «заслуженный отдых» из британской политики.
Джонсон - это совсем другое дело. Он не прост амбициозен, он гиперамбициозен. Вряд ли ошибется тот, кто скажет, что сам Борис Джонсон видит следующее десятилетие «десятилетием Джонсона» в британской политике. А для этого ему нужно и самосохраниться и показать приемлемый результат. Какой результат можно считать приемлемым? Только победа только филигранно проведенная операция по завершению Брекзит (развода Великобритании и ЕС) и обеспечение экономического роста после этого события. И если первое представляется для Джонсона неизбежным (не важно, что будет делать Джонсон помимо, но Брекзит он провести обязан, в противном случае его политическая карьера завершится окончательно). То второе – крайне затруднительным, поскольку премьер-министру Великобритании придется столкнуться одновременно с большим числом вызовов и испытаний. Эти испытания будут как связаны с экономической политикой, так и находится вне ее.
Очевидно, что Джонсон проводится в политику в качестве своеобразного «козла отпущения» на которого спустят всех собак в случае, если что-то пойдет не так. Очевидно, что Джонсон не настолько глуп, чтобы не понимать каким угрозам он себя подвергает. Однако есть ли у него выбор? На самом деле, фактически нет. Джонсон не имеет серьезных и влиятельных партийных бонз, готовых продвинуть его на вершину Олимпа власти. Джонсон не имеет серьезных контактов с финансовыми кругами (точнее не имел до того, как стал министром иностранных дел в правительстве Мэй), Джонсон имеет очевидных конкурентов, чьи шансы на лидерство гораздо выше, нежели чем у него. И это Джордж Осборн, являвшимся министром финансов (лордом казначеем) в правительствах Кэмерона. Сейчас он (Осборн) не пытается вырваться вперед и не участвует в сомнительных процедурах, типа выборов нового лидера консерваторов. Сейчас Осборн занимается экономической журналистикой, образованием, наводит мосты с финансовыми кругами и зарубежными фондами. То есть наблюдает из засады за всеми, кто готов пойти с открытым забралом воплощать в жизнь референдума 2016 года по выходу Великобритании из ЕС. Осборн неглуп, чтобы подвергать себя опасности подставиться на Брекзите и не настолько одинок, чтобы рассматривать свою политическую активность сейчас как неизбежность. Ему всего 48 лет. В 2022 будет 51. Если Консерваторы проиграют на выборах 22 года (а это очень вероятный сценарий с учетом и политических и экономических факторов) то именно Осборн может стать теневым лидером консерваторов и повести их к следующему избирательному циклу в котором практически гарантированно победить. Дело в том, что лейбористы, приди они к победе на выборах устроят метания по поводу продвижения идеи взаимодействия с ЕС даже за пределами ЕС, а во-вторых с персоналиями типа лидера лейбористов Корбина британской экономике будет все хуже и хуже. А это значит, что еще через 5 лет на выборах с огромной долей вероятности победят консерваторы и 56 летний Осборн спокойно сможет сделать свое «десятилетние Осборна» периодом развития, а не деградации. Естественно в этом светлом осборновском будущем места для Джонсона нет в принципе (поговаривают, что они друг друга недолюбливают еще со студенчества)
Пути земные к Брекзит.
Что же будет делать Джонсон в кресле премьер-министра? Как ни странно - «хамить». Хамить евробюрократии по поводу выхода Великобритании из ЕС. Настаивать на сделке, которая выгодна Великобритании и не выгодна ЕС, настаивать на разведении политической и экономической дороги Брекзита, настаивать на том, что именно из-за позиции ЕС в Великобритании имеются те экономические трудности, которые там появятся уже в недалеком будущем. По сути главная задача Джонсона сейчас сыграть на публику выставив ответственным за все беды Европейский Союз. Очевидно, что на невыгодную сделку ЕС не пойдет. Задача еврочиновников загнать Британию в такой угол, в котором последняя даст задний ход и останется в составе Союза на имеющихся условиях. Более того Т. Мэй уже готовила почву для того, чтобы обеспечить сохранение Великобритании в ЕС. По крайней мере постоянное перекладывание ответственности за Брекзит на голосование парламента в котором лейбористы с радостью заволокитят выход из ЕС (по двум причинам: первое – это часть их актуальной повестки – Великобритания в ЕС, второе - чем дольше консерваторы не решаются осуществить окончательный выход из ЕС, тем меньше их шансы на выборах 2022 года).
Но Джонсону не легче. Как пишет журнал Forbs «Большинство британских политических комментаторов предсказывают, что Бориса на новом месте ждет провал. Его жесткая позиция в отношении ЕС неминуемо приведет к эскалации конфликта в партии, которая и так напоминает горящий дом: группа противников жесткого «Брекзита», которая с избранием Бориса только окрепнет, почти наверняка будет сводить на нет любые идеи Джонсона, как до сих пор противники договора делали с Терезой Мэй.
Русская служба Би-би-си подсчитала, что с такими противоречивыми настроениями в собственной партии Борису будет очень сложно проводить через палату общин свои инициативы. Кроме того, противники Бориса из числа тори, объединив усилия с оппозицией, могут не только блокировать предложения Бориса, но и отправить его в отставку с помощью вотума недоверия. Не исключена и вероятность того, что Борис объявит досрочные выборы в парламент. Правда, это будет очень рискованно в первую очередь для тори: Джонсон ранее говорил, что внеочередные выборы уничтожат Консервативную партию, если провести их до «Брекзита».
25 июля палата общин британского парламента уходит на каникулы, и если противники Джонсона не попытаются снять его немедленно, то борьба развернется осенью.»
Немедленно его не сниму. Точно также, как и осенью снять его будет крайне сложно, так как если Джонсон что-то и может сделать, так это потопить корабль консерваторов вместе с собой, так как без выхода из ЕС консерваторам на выборах лучше не показываться. Лейбористский электорат их не поддержит, как смутьянов и разрушителей, а консервативный не поймет, чему были посвящены три последних после референдума года работы консервативных правительств.
Так что Джонсон будет стараться изо всех сил вывести Великобританию из ЕС как можно раньше. Палки в колеса ему будут вставлять не только оппозиция и конкурирующие группы среди консерваторов. Первую скрипку будут играть евро чиновники. Выход Великобритании из ЕС – огромный риск для экономики Великобритании. Не меньший риск это для перспектив ЕС как такового. Выход Великобритании уничтожат зеркальность Евросоюза как неизбежного будущего европейских государств. Он покажет путь. Он продемонстрирует политическим кругам других стран ЕС, что путь из ЕС есть и что он реален и не катастрофичен. Допустить этого ЕС не может. В результате одной из первых реакций на премьерство Джонсона стало заявление Меркель с предложением рассмотреть возможность продления периода обсуждения вопроса о сделке по выходу. Это предложение, очевидно не для Джонсона, он уже неоднократно заявлял, что Великобритания выйдет из ЕС в положенный срок, осенью 2019 года, выйдет хоть тушкой, хоть чучелом, не важной со сделкой или нет. Это предложение для его противников, которые в один голос будут заявлять, что стоит продолжить переговоры и выйти из ЕС на более устраивающих условиях со сделкой. Время работает против Джонсона. Но на самом деле ни внутренние, ни внешние враги не в силах помешать Джонсону провести выход. Естественно это произойдет только после выхода британского парламента с каникул. Но по факту выход неизбежен, так как на кон поставлена карьера Джонсона.
Две дороги к одному результату.
А что дальше? А дальше выбор, который предстоит сделать самому Джонсону. Либо сразу после выхода Великобритании из ЕС объявить о новых выборах и в качестве основы компании использовать справедливое утверждение, что консерваторы обещали вывести Великобританию из ЕС и они сделали то, что обещали. Это плохой вариант. Он плох потому, что пресса вряд ли позитивно отнесется к выходу из ЕС без сделки. Финансовые аналитики будут пророчить трудные времена для фунта, а экономисты сложности для британской экономики. Но все это мелочи по сравнению с тем, что может ожидать дальше. А дальше неминуемый экономический спад, как следствие жесткого разрыва с ЕС. Но спад проявится не сразу, так что если уж и проводить выборы, то сразу после Брекзит. В таком случае возможно консерваторы и потеряют что-то, но по крайней мере имеют реальный шанс выиграть выборы.
Вторая дорога не менее, а, наверное, даже более рискованная. Риск заключается в следующем. Мы уже сказали, что экономике Великобритании сразу после Брекзита (в пределах полугода-года) будет больно. Больно будет в любом случае, поскольку многие британские компании обращены лицом к Европейскому союзу. И они пострадают. Однако у Джонсона будет шанс, которым он гипотетически сможет воспользоваться. Если провести Брекзит осенью 2019 года, то 2020 и 2021 годы будут для него временем активных действий для разгона экономики. При этом от Джонсона не ждут чудес. Его задача запустить экономику в работу в позитивном ключе, показать хоть какой-то плюс. И тогда можно будет ссылаясь на недостаточное время для коренных преобразований и идею дать шанс развитию экономики выиграть очередные выборы.
Но если этого не будет, а процесс восстановления экономики Великобритании после Брекзита не дат «зеленых ростков» в 2021, начале 2022 года? Что тогда? Тогда это будет самым грандиозным провалом консерваторов в их истории. Им припомнят и Брекзит и мытарства Мэй и убийственную внешнюю политику. Все. От точки и до точки.
Что же может предпринять Джонсон? По сути он может застраховаться только одним. Плотным и тесным взаимодействием с США. Не секрет, что рано или поздно США ожидает экономическая схватка не только с Китаем, но и с Европейским Союзом. За финансовые рычаги, за инвестиции, за капиталовложения в третьи страны. Бой будет жестким. На фоне этого Великобритания могла бы стать опорой США для экспансии в Европу. В случае подписания удобных для Великобритании торговых контрактов с США есть шанс, выплыть за счет заокеанского партнера. Видимо это сейчас Джонсон и делает. Судя по всему, у него уже давно заготовлены и сценарные ходы, и связи с аппаратом Д. Трампа.
Возможно в период между должностью главы МИД и премьерством Джонсон активно взаимодействовал в американской президентской администрацией и смог наметить контуры работы. Очевидно, что поддержка со стороны США могла бы стать спасательным кругом для Джонсона. Как бы то ни было именно Трамп одним из первых поздравил Джонсона с избранием. Так что можно предположить, что некоторая игра ведется. Однако понять кто больше играет и получает результата от этой игры Великобритания или США практически невозможно. Симбиоз двух паразитов может как творить чудеса, так и убить зараженный объект.
Отредактировано: ConstB - 27 июл 2019 20:18:50