Удивительно, от каких порой мелочей зависит судьба как отдельных людей, так и целых государств. Хотя про историю и сослагательное наклонение кто только не говорил, но всплывающие время от времени кажущиеся невероятными факты заставляют снова и снова задуматься о том, как хрупок наш мир и как легко (по крайней мере, так представляется) он мог бы превратиться если не в свою противоположность, но уж во что-то не(или трудно)узнаваемое - наверняка.
Мало кто знает, что, если бы не роковая случайность, геополитическая картина мира имела все шансы выглядеть совсем по-другому, а сегодняшние аутсайдеры вполне могли бы занимать позиции сегодняшних лидеров. И, соответственно, наоборот.И одним из таких несостоявшихся лидеров является Румыния, которую давно уже серьёзно не воспринимает никто. Учитывает, конечно, но как фактор и силу в лучшем случае второстепенную.Именно о ней ходит байка (байка ли?), что на чьей стороне Румыния ни выступи...
Впрочем, вот цитата, пусть и из художественного произведения:
«
В генеральном штабе меня ждали, и, естественно, ждали моего доклада. Но мой доклад был чрезвычайно лапидарен.… Если румынский король выступит на стороне Германии, нашей России потребуется пятнадцать дивизий, чтобы разбить его армию. Если же румынский король примкнёт к нам, то России потребуется пятнадцать дивизий, чтобы спасать Румынию от разгрома её немцами. В любом случае, мы ничего не выигрываем. В любом случае мы теряем лишь пятнадцать боевых дивизий.»
В. Пикуль «Честь имею» Москва, «Просвещение», 1992 год. Стр. 414 - 415
А что тут поделаешь? Репутация, она вещь такая... прилипчивая.
Но вот если бы не невероятная случайность чуть более ста лет назад, сейчас о Румынии никто не рискнул бы говорить пренебрежительно.
1912 год. До начала Великой войны остаётся всего ничего. Все страны лихорадочно готовятся к ней, разрабатывая и совершенствуя вооружения.
Особенно этот процесс заметен в военно-морском деле - Британия уже построила свой знаменитый
Дредноут,
давший название целому классу кораблей, и массово строит его систершипы, а в России испытан ставший не менее революционным эсминец класса
Новик, тоже не оставшийся в единственном экземпляре.
Именно классические линкоры, крейсера и эсминцы пока ещё доминируют на морях, не подозревая, что скоро им придётся значительно потесниться перед новым хозяином моря - авианосцем.
Правда, никаких авианосцев пока ещё нет. Во всяком случае, в классическом понимании. Во многих флотах присутствуют так называемые гидрокрейсера, например, румынская «Принчипесса Мария», в авиагруппу которой входит 7 самолётов.
С оговоркой - это гидросамолёты, то есть взлёт производится с воды, так же, как и посадка - на воду.
Самолёт надо сначала специальным краном спустить на воду, и только тогда он сможет взлететь. Ну, а посадка - в обратном порядке. Сколько на это уходит времени, пояснять, полагаю, не надо. Да и даже небольшое волнение делает полёты невозможными.
Однако кроме «Принчипессы Марии» у Румынии есть, оказывается, и кое-то посолиднее!
Знакомьтесь - «
Влад Цепеш», созданный забытым гением кораблестроения румынским инженером Ионой Думитреску и руками рабочих верфей Констанцы из переоборудованного корпуса пассажирского лайнера «Император Траян».
Водоизмещение - 28 500 тонн, экипаж - 785 человек, максимальная скорость - 26 узлов, автономность - 30 суток. Заложен 18 апреля 1910 года, после достижения 50%-й готовности, в сентябре 1911, начато переоборудование в авианосец. Постройка закончена в июне 1912.
«Влад Цепеш» во время первого и последнего выхода в мореЭто практически классический авианосец - из обязательных атрибутов нет только так называемого
острова, надстройки по правому борту, где сосредоточены основные органы управления, да паровой катапульты, разгоняющей самолёты при старте - который несёт аж 24 (!!!) бомбардировщика-торпедоносца.
Правда, своих самолётов у Румынии не было, поэтому были заказаны в Британии
Суордфиши (
Swordfish — «рыба-меч»), в количестве 36 штук, 12 учебных и 24 боевых.
Самолёты эти, кстати, оказались настолько удачными, что использовались, после ремоторизации и некоторых доработок, вплоть до 1945 года, уже на британском флоте. Самый известный (хотя и далеко не единственный) эпизод с их участием - обнаружение и нанесение критического повреждения германскому линкору «Бисмарк» 26 мая 1941 года, который был потоплен надводными кораблями на следующий день.
А теперь представьте,
что могли натворить эти самолёты в Первую Мировую...
Однако не натворили. Из-за того, что первый же выход в море румынской
Принцессы оказался и последним.
Пятница, 13 сентября 1912 года. В 08:00 «
Влад Цепеш» отдаёт швартовы, и под прикрытием дымовой завесы, от излишне любопытных глаз, выходит в открытое море для проведения учебного бомбометания боевыми зарядами.
На борту находится и Иона Думитреску, автор проекта, желающий насладиться триумфом лично.
Через 6 часов корабль выходит в заданный район, в 120 милях от ближайшего берега...
Первая эскадрилья, 12 машин, с двумя 500-килограммовыми бомбами каждая, благополучно взлетает. На самолёты второй эскадрильи подвешены торпеды - в планах предусмотрена отработка комбинированного удара.
Проходит полчаса - и вся группа в воздухе.
И в этот момент происходит непредвиденное.
У последнего из взлетевших торпедоносцев самопроизвольно срабатывает замок механизма сброса, и торпеда, упав в воду, начинает описывать циркуляцию. И на втором круге попадает в район миделя.
Пилоты ушедших вперёд машин решают, что они прозевали учебную цель, и также атакуют собственный корабль.
Попаданий не менее четырёх торпед и десятка полутонных бомб хватило бы и куда более крупному...
«
Влад Цепеш» уходит под воду за две минуты, спастись успевает менее ста человек. Но пилоты, осознав, что они натворили, безжалостно расстреливают их, убирая свидетелей, а затем, понимая, что запаса топлива для возвращения на береговой аэродром им не хватит, направляются в сторону Трабзона (Турция), где благополучно интернируются.
За пару миль до порта они покидают машины, и добираются вплавь до берега, представляясь потерпевшими кораблекрушение членами британской энтомологической экспедиции.
Турецкие власти переправляют их в Дамаск, где в это время располагается штаб Корнуольского королевского полка, и дальнейшие следы пилотов теряются. Одновременно с описываемыми событиями в порту Констанцы происходит сильнейший пожар, уничтоживший без следа и саму верфь, и всю документацию на «
Влада Цепеша».
Так Румыния упускает свой шанс стать стать ведущей мировой военно-морской державой, а история... история так и не свернула с привычного пути, что является вполне однозначным сигналом для тех, кто понимает.