Большой передел мира
263,694,088 517,802
 

  оттуда... ( Профессионал )
11 авг 2019 13:25:05

Румыния. Упущенный шанс

новая дискуссия Статья  1.816

Удивительно, от каких порой мелочей зависит судьба как отдельных людей, так и целых государств. Хотя про историю и сослагательное наклонение кто только не говорил, но всплывающие время от времени кажущиеся невероятными факты заставляют снова и снова задуматься о том, как хрупок наш мир и как легко (по крайней мере, так представляется) он мог бы превратиться если не в свою противоположность, но уж во что-то не(или трудно)узнаваемое  - наверняка.


Мало кто знает, что, если бы не роковая случайность, геополитическая картина мира имела все шансы выглядеть совсем по-другому, а сегодняшние аутсайдеры вполне могли бы занимать позиции сегодняшних лидеров. И, соответственно, наоборот.
И одним из таких несостоявшихся лидеров является Румыния, которую давно уже  серьёзно не воспринимает никто. Учитывает, конечно, но как фактор и силу в лучшем случае второстепенную.

Именно о ней ходит байка (байка ли?), что на чьей стороне Румыния ни выступи... 
Впрочем, вот цитата, пусть и из художественного произведения:


«В генеральном штабе меня ждали, и, естественно, ждали моего доклада. Но мой доклад был чрезвычайно лапидарен.
… Если румынский король выступит на стороне Германии, нашей России потребуется пятнадцать дивизий, чтобы разбить его армию. Если же румынский король примкнёт к нам, то России потребуется пятнадцать дивизий, чтобы спасать Румынию от разгрома её немцами. В любом случае, мы ничего не выигрываем. В любом случае мы теряем лишь пятнадцать боевых дивизий.» В. Пикуль «Честь имею» Москва, «Просвещение», 1992 год. Стр. 414 - 415


А что тут поделаешь? Репутация, она вещь такая... прилипчивая.

Но вот если бы не невероятная случайность чуть более ста лет назад, сейчас о Румынии никто не рискнул бы говорить пренебрежительно.
1912 год. До начала Великой войны остаётся всего ничего. Все страны лихорадочно готовятся к ней, разрабатывая и совершенствуя вооружения. 

Особенно этот процесс заметен в военно-морском деле - Британия уже построила свой знаменитый Дредноут




давший название целому классу кораблей, и массово строит его систершипы, а в России испытан ставший не менее революционным эсминец класса Новик, тоже не оставшийся в единственном экземпляре.




Именно классические линкоры, крейсера и эсминцы пока ещё доминируют на морях, не подозревая, что скоро им придётся значительно потесниться перед новым хозяином моря  - авианосцем.

Правда, никаких авианосцев пока ещё нет. Во всяком случае, в классическом понимании. Во многих флотах присутствуют так называемые гидрокрейсера, например, румынская «Принчипесса Мария», в авиагруппу которой входит 7 самолётов. 




С оговоркой  - это гидросамолёты, то есть взлёт производится с воды, так же, как и посадка - на воду.

Самолёт надо сначала специальным краном спустить на воду, и только тогда он сможет взлететь. Ну, а посадка  - в обратном порядке. Сколько на это уходит времени, пояснять, полагаю, не надо. Да и даже небольшое волнение делает полёты невозможными.

Однако кроме «Принчипессы Марии» у Румынии есть, оказывается, и кое-то посолиднее! 

Знакомьтесь - «Влад Цепеш», созданный забытым гением кораблестроения румынским инженером Ионой Думитреску и руками рабочих верфей Констанцы из переоборудованного корпуса пассажирского лайнера «Император Траян».
Водоизмещение - 28 500 тонн, экипаж  - 785 человек, максимальная скорость  - 26 узлов, автономность - 30 суток. Заложен 18 апреля 1910 года, после достижения 50%-й готовности, в сентябре 1911, начато переоборудование в авианосец. Постройка закончена в июне 1912. 




 «Влад Цепеш» во время первого и последнего выхода в море

Это практически классический авианосец - из обязательных атрибутов нет только так называемого острова, надстройки по правому борту, где сосредоточены основные органы управления, да паровой катапульты, разгоняющей самолёты при старте - который несёт аж 24 (!!!) бомбардировщика-торпедоносца.

Правда, своих самолётов у Румынии не было, поэтому были заказаны в Британии Суордфиши (Swordfish — «рыба-меч»), в количестве 36 штук, 12 учебных и 24 боевых.




Самолёты эти, кстати, оказались настолько удачными, что использовались, после ремоторизации и некоторых доработок, вплоть до 1945 года, уже на британском флоте. Самый известный (хотя и далеко не единственный) эпизод с их участием  - обнаружение и нанесение критического повреждения германскому линкору «Бисмарк» 26 мая 1941 года, который был потоплен надводными кораблями на следующий день.

А теперь представьте, что могли натворить эти самолёты в Первую Мировую...

Однако не натворили. Из-за того, что первый же выход в море румынской Принцессы оказался и последним.
Пятница, 13 сентября 1912 года. В 08:00 «Влад Цепеш» отдаёт швартовы, и под прикрытием дымовой завесы, от излишне любопытных глаз, выходит в открытое море для проведения учебного бомбометания боевыми зарядами.

На борту находится и Иона Думитреску,  автор проекта, желающий насладиться триумфом лично.
Через 6 часов корабль выходит в заданный район, в 120 милях от ближайшего берега... 
Первая эскадрилья, 12 машин,  с двумя 500-килограммовыми бомбами каждая, благополучно взлетает.  На самолёты второй эскадрильи подвешены торпеды - в планах предусмотрена отработка комбинированного удара.

Проходит полчаса  - и вся группа в воздухе.

И в этот момент происходит непредвиденное.

У последнего из взлетевших торпедоносцев самопроизвольно срабатывает замок механизма сброса, и торпеда, упав в воду, начинает описывать циркуляцию.  И на втором круге попадает в район миделя.
Пилоты ушедших вперёд машин  решают, что они прозевали учебную цель, и также атакуют собственный корабль.
Попаданий не менее четырёх торпед и десятка полутонных бомб хватило бы и куда более крупному...
«Влад Цепеш»  уходит под воду за две минуты, спастись успевает менее ста человек. Но пилоты, осознав, что они натворили, безжалостно расстреливают их, убирая свидетелей, а затем, понимая, что запаса топлива для возвращения на береговой аэродром им не хватит, направляются в сторону Трабзона (Турция), где благополучно интернируются.

За пару миль до порта они покидают машины, и добираются вплавь до берега, представляясь потерпевшими кораблекрушение членами британской энтомологической экспедиции.

Турецкие власти переправляют их в Дамаск, где в это время располагается штаб Корнуольского королевского полка, и дальнейшие следы пилотов теряются. Одновременно с описываемыми событиями в порту Констанцы происходит сильнейший пожар, уничтоживший без следа и саму верфь, и всю документацию на «Влада Цепеша».

Так Румыния упускает свой шанс стать стать  ведущей мировой военно-морской державой, а история... история так и не свернула с привычного пути, что является вполне однозначным сигналом для тех, кто понимает.
  • +2.99 / 63
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  Urri2 ( Практикант )
11 авг 2019 14:01:45
Сообщение удалено
Urri2
11 авг 2019 22:41:47
Отредактировано: Urri2 - 11 авг 2019 22:41:47

  • +0.08
 
 
  оттуда... ( Профессионал )
11 авг 2019 16:48:35

Разумеется.
  • +0.34 / 6
  • АУ
 
  DimonT ( Слушатель )
11 авг 2019 19:36:44

 Йожик, а не поехать ли вам ...на Суматру, бабочек ловить?Улыбающийся
 Мы ж  все привыкли что вы психозы бандерлогов холите и лилеете . Но не надо же ТАК подтверждать что на самом деле Вы - всеядный:)
Я ж, после сытного общесемейного обеда мирно лежал и переваривал, с телефона (где колонку с никами не видно) форум смотрел. И тут ВЫ.
Аж подпрыгнул - и это из положения "полудрема лёжа, лапки на пузике" ! - дойдя до "Свордфишей"...
ЗЫ Переработайте еще чуток и пошлите на Warspot ближе к 01.04.20Улыбающийся
  • +0.16 / 4
  • АУ
 
  Kombat ( Слушатель )
12 авг 2019 06:41:32

Даже румыны на такое не способны. "Мария" кстати передана была в аренду румынам РИ.
  • +0.19 / 3
  • АУ