О Быховском военном городке в Могилеве всегда говорили с большим уважением.
Там располагалась 57-я Краснознаменная Смоленская морская ракетоносная авиационная дивизия.
Информация о ней была ограничена. Однако население волновал вопрос: «С чего бы вдруг в белорусской лесной глубинке «спряталась» целая дивизия не какой-нибудь, а - морской авиации?». Военный городок занимал едва ли не половину Быхова. Еще большая территория приходилась на непосредственно армейскую недвижимость: блиндажи, казармы, склады.
Особое место в этом списке занимал военный аэродром, считавшийся одним из самых больших в Европе и гордостью морской авиации. Б
ыховский аэродром был удобным местом для ее дислокации - не в уязвимой «прифронтовой полосе» и почти посередине между тремя морями: Балтийским, Черным и Баренцевым. На реактивных самолетах до них — рукой подать.Созданная в начале Великой Отечественной войны в составе дальней авиации дивизия прошла славный героический путь и внесла достойный вклад в разгром немецко-фашистских войск и завоевания Великой Победы над гитлеровской Германией. Лётчики и штурманы, воздушные стрелки и радисты, инженеры и техники, весь личный состав дивизии проявили образцы мужества и отваги, беззаветной преданности Родине, несгибаемую силу духа и воли, массовый героизм. В дивизии 30 Героев Советского союза, один из них стал дважды Героем Советского Союза.
В послевоенный период дивизия, переданная в состав авиации Балтийского флота, достойно продолжила и приумножила традиции фронтовиков. На протяжении 2 десятилетий с 1955 года Ту-16 этой дивизии, оснащенные крылатыми ракетами, сопровождали авианосные ударные группы США в Северной Атлантике. С дозаправкой в воздухе
Быховские ракетоносцы «дотягивались» аж до южной оконечности Исландии. По мнению знающих людей, попадания одной ракеты К-10 с ядерными боеголовками было достаточно, чтобы пустить авианосец ко дну. Но поскольку прорваться к цели можно было только на большой высоте и скорости, то к 60-м годам, когда появилось новое поколение истребителей, стало ясно - надо создавать более скоростные ракетоносцы. И они были созданы. В 1976-м 240-й полк Быховской дивизии одним из первых в морской авиации перешел на Ту-22М2. Перед этим была срочно реконструирована взлетно-посадочная полоса: с прежних 2500 ее удлинили до 3400 метров, а толщина покрытия составила 80 см — аэродром мог принять даже космический «Буран».
https://cont.ws/post/1462272