Аравийские сказки
новая дискуссия
Аналитика
4.441
Арабские сказки
В свое время аравийский полуостров представлялся европейским путешественникам одновременно и загадочной страной с неведомыми обычаями и нравами и край большого богатства. Вся эта мифология поддерживалась многочисленными «сказаниями» выдающихся путешественников, а также легендами и сказками, наподобие «тысячи и одной ночи».
Читатель наверняка скажет, что это же не об Аравии, а о Персии!? … Да какая собственно разница просвещенной Европе, арабские ли, персидские ли истории почитывать и воспринимать их как часть культурного базиса всего арабского мира.
Прошли века, и аравийская реальность стала несколько ближе к европейскому (в культурологическом плане, естественно) обывателю. С одной стороны, в виде всевозможных шейхов, посещающих различные мероприятия в сфере бизнеса или политики, с другой в виде многочисленных «беженцев» и иных выходцев из стран ислама, сделавших это самый ислам одной из самых массовых религий стран Европы. Иногда, правда, аравийский колорит пробивается в некоторой своей неприглядности. То в виде принцесс или принцев, сорящих деньгами уж откровенно беззастенчиво (чего не могут себе позволить себе многие европейские и американские богатеи), то в виде человека с непроизносимой фамилией Хочерджи, убитого и расчлененного в саудовском консульстве в Стамбуле бравой командой специалистов под художественным руководством одного из принцев Саудовской Аравии. В общем колорит.
Если раньше аравийский восток воспринимался как край богатств потому, что там были пряности, а на рынках встречались диковинные товары из Индии и Китая, то в последний век он стал богат из-за того, что там появилась нефть. А в связи с нефтью и большая политика, приведшая к созданию собственно Королевства Саудовская Аравия. Причем создавалось три раза. Первый в 1744 году, когда ряд населенных пунктов в центральной Аравии объединились под влиянием авторитета проповедника Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаб (привет ваххабиты!), а затем, спустя семьдесят с небольшим лет было разрушено Османской империей (привет турки!). Однако уже вскоре вновь воссоздалось со столицей в Эр-Рияде под властью рода Саудов, но вследствие внутренней конфронтации с кланом Рашиди распалось, а сами Сауды бежали в Кувейт. Наконец третье королевство было создано при прямой поддержке иностранных сил (в первую очередь Британских) обеспечивших Саудов деньгами и военными поставками для ведения войны все с тем же кланом Рашиди и объединением под своим контролем всех частей нынешнего Королевства.
Но, это история, а сейчас в Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты приехал Президент России В.В. Путин. Собственно, дальнейшее повествование именно об этом.
Расклады и планы
Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты это фактически интеграторы всего политического и экономического потенциала Аравийского полуострова. Именно с ними стоит вести диалог по вопросам, касающимся всего Аравийского полуострова и в значительной мере по вопросам, касающимся суннитской части всего исламского мира.
При этом и Саудовская Аравия и ОАЭ прибывают в настоящее время в состоянии геополитического перехода, начавшегося примерно 20 лет назад и лишь в последние годы, вступившего в фазу активной деятельности. До этого, в мировом политическом плане КСА и ОАЭ являлись по сути марионетками США в глобальной геополитической игре. Однако, во многом «благодаря» американскому президенту Бараку Обаме (сделавшему, благодаря неверным политическим ходам и пренебрежительному отношению к местным правителям, наверное, максимум для того, чтобы настроить против США руководство и КСА и ОАЭ) и политическому укреплению (это и создание своей мировой телекомпании Аль-Арабия, и проекты в многих разбуженных государствах, и прямая поддержка тех или иных сил в исламском мире). В результате КСА в первую очередь и ОАЭ (отчасти) шагнули в нелегкий мир большой геополитической войны уже не как верные оруженосцы (в угоду хозяевам играющие на ценах на нефть), а как самостоятельные игроки.
Впрочем, пробуждение исламского мира («большое пробуждение юга») является одним из трендов текущего момента. Оттого на мировой авансцене появляется все больше и больше игроков оттуда. И Иран, и Турция, и КСА с ОАЭ, и Катар, и Египет. Все они стремятся играть в свою игру, позабыв о своем прежнем месте региональной державы, поддерживающей глобальных игроков. Впрочем, это естественное продолжение концепции многополярного мира, о котором так часто говорит Россия. Таким образом обе страны в который совершает визит В.В. Путин становятся самостоятельными игроками и оказывают существенное влияние на развитие мировых процессов. И планов сойти с этой позиции у КСА нет и не будет, так как пути назад отрезаны и, либо КСА укрепляется как геополитический игрок, либо правящий дом Саудов должен уже сейчас начинать выбирать тихое пристанище где-то на чужбине. Третьего им не дано.
Россия на Ближнем Востоке сейчас играет роль игрока, с которым все стороны могут вести диалог и которому можно доверять. Причем все силы одновременно. И Турция со строптивым Эрдоганом, и Иран с Рухани, находящимся под постоянным и пристальным вниманием религиозных кругов, и саудовские короли и принцы, втянутые в вечную борьбу за престол, и Ассад (для которого Путин и Россия одни из гарантов его политического существования) и Катар с его планами и мечтаниями, и даже Израиль с его сложностями внутриполитической жизни. Все основные игроки на Ближнем Востоке могут общаться с руководством России и договариваться о тех или иных стратегиях развития. Более того, именно Россия становится интегратором форматов в которых принимаются значимые для региона вопросы. И если некоторые вопросы, типа палестино-израильского урегулирования еще не решаются (а только проговариваются), то по другим, например, работе по сирийскому урегулированию работа вполне ведется.
Таким образом, любой визит В.В. Путина в КСА и ОАЭ становится знаковым событием, имеет как видную, так и скрытую подоплеку и заслуживает самостоятельного анализа.
Перспективы сотрудничества, основания конфликтов
Есть ли перспективы сотрудничества между Россией и странами Аравийского полуострова? Да, безусловно. Есть ли критические проблемы, с которыми сопряжено взаимодействие, есть бизнес интересы, которые не могут быть решены иначе, чем во взаимодействии. Более того, общая сопричастность к ключевым событиям в регионе не может не быть значимым фактором.
Фактически грядущий визит имеет две плоскости явную (обозначенную в официальных заявлениях и скрытую (собственно ту, для которой и совершается данный визит). Для начала нужно сказать, что Путину всегда есть что обсудить с партнерами с Аравийского полуострова. Это и ОПЕК+ с поддержкой цен на нефть на приемлемом уровне, это и взаимные инвестиции в том числе в нефтегазовые проекты, и передовые технологии и участие арабского капитала в российских инвестиционных фондах и ситуация на Ближнем Востоке, которая после появления российских сил в Хмейниме и Тартусе стала уже прямым и неотъемлемым делом России и послевоенное восстановление Сирии в котором Сирия нуждается в аравийских капиталах для восстановления, а страны полуострова в продвижении их интересов в бизнес проектах в Сирии. Ну и нужно отметить, что и в Саудовскую Аравию, и в ОАЭ у Путина было приглашение к визиту.
Но сейчас визит был достаточно срочно согласован и организован. Даже слишком срочно, если рассматривать традиции КСА. Дело в том, что острая потребность в том, чтобы провести визит наметилась в политическом пространстве, а именно в позициях участников сочинского формата – Турции и Ирана.
Что касается Ирана, то события минувших недель с осложнениями в Персидском заливе и с обвинениями со стороны США в том, что именно Иран причастен к атакам на нефтяные объекты Королевства, да и обстрел Иранского танкера, который произошел буквально накануне визита (видимо намекая, что разговор с властями КСА не является гарантией безопасности ни для кого) вызывают серьезные вопросы. В СМИ то там то здесь раздаются голова о том, что Иран и Саудовская Аравия могут начать войну. Войну, которая не нужна ни одной из стран, поскольку отбросит их экономическое развитие на несколько лет назад. В результате у Ирана есть большое стремление если не к миру на Ближнем Востоке (слишком велики противоречия), то по крайней мере к тому, чтобы разжигаемый конфликт не перерос в полномасштабную войну. Собственно, вероятно это мнение Иранского руководства являлось первым посланием, который везет с собой В.В. Путин.
Второе, это ситуация вокруг Сирии. Именно после последней встречи в сочинском формате вероятно были оговорены контуры операции в Сирии, которую сейчас проводит Турция. В числе прочих заинтересованных лиц в этой ситуации и монархии Персидского Залива. Ни КСА, ни ОАЭ не горят желанием видеть Заевфратье под контролем Турции и, естественно относятся к продвижению турок весьма болезненно. Однако атака Турции полностью совпадает по времени с визитом В.В. Путина на Аравийский полуостров. Таким образом, еще одной скрытой миссией во время визита должно стать донесения до руководства аравийских стран того факта, что продвижение турецких войск на территории Сирии и вероятное продвижение поддерживаемых Ираном подразделений в отдельных частях Сирии не являются угрозой для общеарабских интересов.
То есть, фактически В.В. Путин прикрывает партнеров по сочинскому формату от необдуманных шагов стран аравийского полуострова вокруг сирийской проблемы. Возможно, читатель скажет, а кому какое дело до этих самых аравийских стран в сирийском вопросе? Что они могут? На самом деле, конечно, не так много, как еще два-три года назад, когда и у КСА и у ОАЭ были свои собственные прокси силы в Сирии. Сейчас многие аспекты влияния потеряны. Но активная реакция на события с их стороны может иметь негативные последствия. Это и финансирование тех или иных сил во внутрисерийском конфликте, который хоть и потух, но и всполохи в нем могут причинить головную боль, и формирование позиции арабских государств в рамках Лиги арабских государств и иных объединений, это и экономическое давление, которое могут оказывать страны региона и, наконец, это потенциал возрастания пропаганды со стороны США и других стран, обращенной против Ирана, например. Все это угрозы, разумеется вторичные, но их локализация необходима для более успешного мирного урегулирования в Сирии.
И, вероятно, если смотреть по анализу СМИ результат вполне достижим. Некоторое волнение правда, возникает в связи с намеченным визитом замгоссекретаря США, который собирается посетить все те же КСА и ОАЭ, заехав еще и в Йемен. Но скорее всего это будет контрольный ход для того, чтобы узнать, о чем еще говорили с Путиным высокие лица в монархиях аравийского полуострова.
Непрямое влияние и его формы
Мы видим в настоящее время самое реальное проявление непрямого влияния России на события в регионе. Влияния, когда Россия не заявляет об объявлении санкций и не пугает переброской войск. Влияния, когда одни региональные державы могут вести диалог с другими посредством добрых услуг, оказываемых Россией. Влияния, когда к мнению России прислушиваются и смягчают риторику в тех вопросах, которые могли бы вызвать радикальные заявления и действия. Это и есть непрямое влияние, когда через действия Турции и Ирана, Саудовской Аравии и ОАЭ Россия обеспечивает получение интересующего результата в региональной политике. И это, можно с уверенностью сказать, высокое качестве внешнеполитической игры.
Визит 14 и 15 октября кроме этих форм будет иметь еще ряд последствий для стран региона.
Кроме темы Сирии, которая неизбежна будут обсуждены. Вопросы совместных действий по поддержке устойчивости цен на нефть. Вопросы совместного формата патрулирования вод Персидского залива во избежание прекращения судоходства и атак на танкеры. Весьма вероятно, что после обсуждения будет сделано очень весомое заявление о формате данной операции, которая может объединить страны Залива по обеим его берегам и включить присутствие России и возможно некоторых других стран в рамках данного формата. Практически неизбежно речь зайдет о поставках вооружений в страны залива. Речь может идти о поставках систем ПВО (С-400 и других), волость до формирования единой системы противовоздушной безопасности Аравийского полуострова на основе российских технологий. После неудач Пэтриотов в отражении атаки на нефтяные объекты, это более чем важно. Речь может зайти и о поставках других вооружений. Боевых кораблей, стрелкового оружия, танков, бронемашин, боевых самолетов и т.д. Что конкретно будет определено покажет визит, но России есть что предложить Саудовской Аравии и ОАЭ. Очевидно будет предложено продолжение совместных научных проектов в которых страны залива могут стать со инвесторами для российских научных центров. Может быть предложено строительство АЭС или даже поставка плавучих АЭС с учетом опыта использования такой АЭС в России, что особо актуально для Аравийского полуострова, т.к. дает не только электричество, но и пресную воду. Все это, безусловно, крайне интересно и значимо для всех партнеров по диалогу. Вполне вероятно, что в КСА будет обсуждаться вопрос об облегчении доступа российским мусульманам к святыням ислама в Мекке и Медине, в том числе с участием российской стороны в поддержании порядка таких посещений.
Важно отметить, что подготовка к визиту идет уже несколько дней. Это и интервью Путина, и заявления принимающей стороны. Очевидно, что внимание к визиту очень активно подогревается. Есть мнение, что на этих встречах могут быть высказаны предложения, которые в корне изменят политику безопасности в регионе. Нам лишь остается наблюдать и ждать новостей. Уже завтра, уже скоро. История вершится на наших глазах.
Отредактировано: ConstB - 13 окт 2019 17:18:44