Вот и ответ, почему повышается цена бензина, при значительно меньших доходах...
Чтобы приблизиться к уровню развитых стран, власти страны планируют значительно увеличить госрасходы на социальные нужды, пенсии, здравоохранение, образование, науку и так далее. Однако в ближайшем будущем доходов бюджета на это не хватит, что вынуждает всё больше использовать Нацфонд в ущерб будущим поколениям и устойчивости экономики
Несмотря на декларируемый подход, направленный на снижение зависимости госбюджета от нефтяных доходов и на проведение контрциклической экономической политики, правительству никак не удаётся прийти к сбалансированному положению госфинансов. Не ослабевает и даже усиливается зависимость государственных расходов от нефти, от эмиссии Нацбанка, а также от средств внебюджетных фондов (ЕНПФ, ГФСС, ФМС) и квазигосударственных структур («Самрук-Казына», «Байтерек» и КазАгро).
С другой стороны, сейчас у властей есть вполне понятные всем задачи по быстрому росту социальной защищённости населения. Также в целях улучшения качества человеческого капитала планируется увеличение государственных расходов на образование, науку и здравоохранение. Всё это хорошо, однако возникает два вполне резонных вопроса.
- За счёт чего будут финансироваться все эти амбициозные планы по росту государственных расходов?
- Насколько устойчивым будет такое финансирование госрасходов в случае падения цен на нефть или других внешних и внутренних экономических шоков?
Нефтяным странам нужны особые правила управления государственными финансами
Для страны, чья экономика не зависит от экспорта нефти, правительству важно следить за дефицитом всего бюджета в целом, то есть смотреть, насколько государственные расходы превышают государственные доходы (налоговые и неналоговые поступления в госбюджет). Дефицит госбюджета обычно финансируется за счёт роста внутреннего или внешнего государственного долга.
В случаях стран, чья экономика очень сильно зависит от экспорта нефти, контроль за дефицитом всего госбюджета имеет мало смысла. Это связано с тем, что когда цены на нефть высокие, то, благодаря сырьевому сектору экономики, доходы госбюджета значительно превышают расходы и мы можем видеть большой профицит бюджета. И наоборот, когда цены на нефть низкие, поступления в бюджет от сырьевого сектора резко падают, а госрасходы остаются на том же уровне и можно наблюдать большой дефицит госбюджета.
Чтобы избежать такой значительной волатильности государственных финансов, нефтяные страны используют контрциклическую фискальную политику, чтобы снизить зависимость бюджета от волатильности цен на нефть, а также чтобы накопить сбережения для помощи будущим поколениям, когда в стране закончится нефть.
Суть такой контрциклической фискальной политики заключается в том, что когда цены на нефть высокие, правительство не увеличивает государственные расходы, а накапливает нефтедоллары в специальной «заначке» - суверенном нефтяном фонде. У нас такой фонд называется Национальным фондом. Таким образом, в благоприятный период власти стерилизуют экономику от избытка нефтедолларов, избегая знаменитой «голландской болезни».
Отложенная бедность. Лишь каждый третий казахстанец будет получать пенсию в размере 30% от своей зарплатыС другой стороны, когда цены на нефть падают, то, в соответствии с контрциклической фискальной политикой, правительство нефтяной страны может использовать свою заначку для поддержания государственных расходов на прежнем или более высоком уровне для стимуляции роста экономики вне зависимости от упавших доходов сырьевого сектора экономики. Таким образом, в кризисный период в стране - экспортёре нефти сохраняется устойчивость государственных расходов и всей экономики в целом.
С этой точки зрения, для нефтяной страны особенно важен контроль не за общим дефицитом госбюджета, а контроль за ненефтяным дефицитом.
https://forbes.kz/pr…ost_shared