Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой
502,264 1,384
 

  Dobryаk ( Слушатель )
26 окт 2019 15:16:56

Такси "Эх, прокачу!" из нашего детства

новая дискуссия Аналитика  272

Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
  • +0.22 / 12
  • АУ
ОТВЕТЫ (5)
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
26 окт 2019 18:54:20

Не часто по этой дороге ходила лошадка с телегой. Железный конь  пришел на смену крестьянской лошадке. (С). Дело не в том, что на фото следы колёс от автомобиля. Дело в том, что между колей от колёс нет выраженной дорожки (тропы, следов, ) от коней. Она вытаптывается в виде такой, как бы, лесенки. С ложбинками и валиками по ширине лошадиного шага.  Вот этого не знают современные кинорежиссеры, когда снимают исторические фильмы.  Когда показывают дорогу, по которой едет карета или  едут всадники. Дорогу показывают в две колеи от колёс и  без тропинки между ними для лошади.  
Извините, а где шлея? Как лошадь с телегой под горку едут? 
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
  Dobryаk ( Слушатель )
27 окт 2019 07:09:44

Соглашусь, что это фото не совсем из моего детства 50-х, а уже скорее конца 60-х.  Не утоптанный, но конский след все же имеется.  В  50-х в нашем в колхозе из 8 деревенек (всего дворов 400+/-) была одна автомашина, один ДТ-54, один МТЗ-2, один СТЗ/ХТЗ с шипованными железными колесами еще из 30-х (он был в строю 35 лет!), один комбайн С4-М. Так что все проселки были от гужевого транспорта. В 60-х главным транспортным средством внутри колхоза были не столько автомашины, как тракторные тележки — проходимость колесного трактора в полях была намного выше.

Насчет горки: вот чего-чего, а крутых оврагов на овраге у нас хватало — наберите на гибридной  Яндекс-карте "Виловатово Марий Эл"  и сразу это увидите. В родной деревне на велосипеде в гору ехать было невозможно.На легком склоне хватало подпруги с чресседельником,  которые туго затягивали перед спуском, а на ровном  расслабляли. И на каждой телеге сзади был толстый конец с крюком, которым на крутом спуске стопорили одно заднее колесо тяжело груженой телеги. Я не помню ни одного случая, чтобы на спусках случалось ЧП.

Кстати, обратите внимание на вожжи: фотографом был сам возница, почему-то он не дал вожжи подержать одной из девочек.

А от ляпов в псевдоисторических фильмах иногда корежит...
  • +0.12 / 6
  • АУ
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
27 окт 2019 10:33:23

Как называлась  эта телега? По конструкции и по применению телеги были разные. Или не как не называлась? просто телега, да и всё.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  Dobryаk ( Слушатель )
27 окт 2019 10:55:14

В марийском было одно слово: телега. Но для сена, дров, людей и вообще "чистого" была как на снимке. Наверное, на русском это будут дровни. Для вывоза навоза на поля — а это очень важное дело!  — была другая более корытообразная.  У нас она называлась просто навозная телега. На неё накладывали 200-250 кило,  в поле подросток разворачивал переднюю ось вдоль телеги, и в 14-15 лет его силенок хватало, чтобы за заднюю ось наклонить телегу так, чтобы навоз вывалился. Перевернуть совсем, чтобы серьга из передней оси выскочила,  было невозможно, так как у передней оси борт кузова в землю упирался. На ней же возили землю, когда строили запруду ---- её раз в несколько лет половодьем размывало и сносило. И вообще много чего грязного. Передняя ось была общая, колеса тоже. Детьми любили смотреть, как кузнец на колеса обод  почти  раскаленный надевал и тут же пара мужиков обливали водой. 
  • +0.15 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
27 окт 2019 12:20:31

На Русском севере телега дровнями не называлась. И, вообще, слова дровни не было. Было 3 вида телег.  "Площадка" - на 4 колёсах с грузовой платформой плотно сколоченных из досок с небольшими бортиками. Для не сыпучих и не жидких грузов. "Грядка" - грузовая платформа из жердочек с небольшими щелями между ними. Для пассажиров, небольших вещей, для мешков.  Двухколёсная  телега с высокими ботами и открывающимся задним бортом для вывозки навоза. 
Еще были  телеги с деревянными осями и с железными. С железными осями называлась "на железном ходу"
Зимние сани.  Просто сани без отдельного названия. Для всего, для грузов, для людей. Розвальни. Те же сани, только с жердями по бокам для устойчивости и для увеличения площади для груза. Кашовка - для перевозки людей, для выезда на праздники. Сани с бортами и с сиденьем для ямщика.
  • +0.04 / 2
  • АУ