Александр_С ( Практикант ) | |
30 окт 2019 11:55:18 |
ЦитатаБразилиа / Сантьяго / Буэнос-Айрес (Reuters) - от улиц Сантьяго и Кито до урн для голосования в Буэнос-Айресе, многие южноамериканцы решительно отвергли в последние недели программы свободного рынка своих лидеров, на фоне криков о том, что они подпитывают неравенство во всем регионе.
С резким замедлением экономического роста, сокращением гарантий занятости и расширением дыр в системах социальной защиты возникла волна протеста, охватившая миллионы людей по всему континенту. Конец "розовой волны" левых лидеров, охватившей Латинскую Америку в 2000-е годы, сменился в последние годы рядом более широких консервативных правительств. Но в то время как каждая страна имеет свои собственные проблемы, наблюдается общая негативная реакция против “благоприятствующей рынку” политики, проводимой некоторыми из этих правительств,-например, приватизация государственных активов, сокращение государственных субсидий и воздействие рыночных сил на большее число аспектов общества. В Чили, которая ввела рыночные реформы задолго до остальной части региона и рассматривается многими как дитя неолиберализма, около 1 миллиона человек вышли в пятницу на марш протеста против консервативной экономической повестки президента-миллиардера Себастьяна Пинеры, крупнейшего протеста с момента возвращения страны к демократии в 1990 году. Это последовало за неделей беспорядков, в ходе которых погибли по меньшей мере 18 человек. Беспорядки начались после того, как правительство повысило цены на проезд в метро, но отразили долго кипящий гнев на его неспособность изменить экономический курс Чили, несмотря на растущее неравенство. “Здесь есть два Чили. Чили людей с деньгами, и Чили бедных”, - сказал Натали Мелендес, 28 лет, маникюрша в Сантьяго. “Если у вас нет денег, вам приходится ждать в длинных очередях на здравоохранение, образование ужасно, студенты все в долгах.” Протесты в Чили начались сразу после бурных демонстраций в Эквадоре, вызванных предлагаемым сокращением десятилетних субсидий на топливо, что вынудило правительство временно перенести столицу в Гуаякиль. И, возможно, самым решительным отказом от жесткой экономии и дружественных бизнесу реформ, аргентинские избиратели в воскресенье удалили консервативного президента Маурисио Макри в пользу Перониста Альберто Фернандеса - сдвиг, поддерживающий решительно более протекционистскую повестку дня. Бранко Миланович, приглашенный профессор Городского университета Нью-Йорка и эксперт по вопросам неравенства, заявил, что неравномерные последствия глобализации вызвали недовольство в Латинской Америке.
Глобализация в последние десятилетия привела к резкому росту дешевых продуктов из развивающихся стран, таких как Китай, и расширила экспортные рынки для сырьевых товаров Латинской Америки, помогая стимулировать экономический рост, но многие во всем регионе считают, что вознаграждение накопилось в основном для богатых. По некоторым показателям Чили является одной из самых неравноправных стран Латинской Америки, хотя она также имеет самый высокий средний доход. По словам Милановича, совокупное богатство чилийских миллиардеров в 2015 году равнялось четверти валового внутреннего продукта-самому высокому в мире, без учета налоговых гаваней вроде Кипра, и примерно вдвое превышало уровень Мексики и Перу. “Если не будет социальной справедливости и минимума социальной сплоченности, то последствия роста растворятся в скорби, демонстрациях и да, в расстреле людей", - написал Миланович. Левые лидеры были воодушевлены ответной реакцией. Эво Моралес, лидер социалистов Боливии, теперь столкнувшийся с массовыми протестами после спорной победы на выборах в этом месяце, попытался сплотить своих сторонников с предупреждениями о возвращении неолиберализма, если он потеряет власть. Креомар де Соуза, основатель базирующейся в Бразилии консалтинговой компании Dharma Political Risk And Strategy, заявил, что долгосрочные политические последствия этих потрясений пока не ясны.
“Но в некоторых из этих стран, Аргентине и, возможно, Боливии, экономика примет более неортодоксальный оборот, с большей ролью для государства”, - сказал Де Соуза. "Пинера попытается одобрить некоторые социальные реформы в Чили, но легитимность этого поколения политиков находится под угрозой.”
ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ВСЕ БЕДНЕЕ
Эти беспорядки совпали с замедлением экономического роста в Латинской Америке в результате длительного сырьевого бума. Международный валютный фонд в этом месяце снизил свои прогнозы роста для региона в этом году до мрачных 0,2% - второй по медлительности темп в мире, уступая Ближнему Востоку и Северной Африке на 0,1%. В то время как многие люди во всем мире чувствуют себя беднее, поскольку мировая экономика замедляется, в Латинской Америке это действительно так, согласно данным Всемирного банка. Банк использует различные меры для отслеживания ВВП на душу населения в зависимости от колебаний обменного курса, и большинство из них свидетельствуют о том, что сегодня в регионе он ниже, чем был пять лет назад. Согласно его измерению с использованием текущих долларов США, ВВП на душу населения в Латинской Америке в прошлом году составил $9,023, что на 13% ниже пика $10,405 в 2014 году. Этому процессу не способствуют усилия правительств таких стран, как Аргентина, Чили и Бразилия, направленные на сокращение бюджетного дефицита. Ана Лиа Агулло, 69-летняя пенсионерка из Буэнос-Айреса, сказала, что новое правительство Аргентины должно переориентироваться на занятость, здравоохранение и образование, “столпы каждого общества.”
“Это полностью отличается от предполагаемой модели Макри, которая, очевидно, вовсе не модель, а скорее трюк большого бизнеса, типичный для людей, принадлежащих к его классу”,-сказала она. Moody's предупредило, что социальное давление, вероятно, также заставит Пиньеру ослабить усилия по сокращению дефицита и остановить рост долга Чили. Оппозиция направлению Чили может представлять особый интерес для наблюдателей из Бразилии, учитывая, что министр экономики Пауло Гедес является приверженцем ее экономической модели. Ортодоксальный экономист Чикагского университета Гедес потерпел неудачу в своей попытке ввести пенсионную систему в Бразилии на основе чилийской модели частных сберегательных счетов - хотя его реформа, прошедшая в этом месяце, сэкономит государственному кошельку 800 миллиардов реалов ($200 миллиардов) в течение следующего десятилетия за счет повышения минимального пенсионного возраста и увеличения взносов рабочих. Остальная часть его программы реформ, которая включает дерегулирование рынка труда и ускорение приватизации, может столкнуться с усилением политического сопротивления.
Воспоминания задерживаются на жестокой рецессии Бразилии в 2015-16 годах, а также забастовке дальнобойщиков в прошлом году из-за повышения цен на дизельное топливо, которые привели страну к застою. До сих пор нет никаких признаков того, что люди снова выходят на улицы в Бразилии, но политические настроения, похоже, поворачиваются против повестки дня Гедеса. Правоцентристский законодатель Марсело Рамос сказал, что Бразилия нуждается в инвестициях, чтобы снова вырасти, но она также должна бороться с неравенством. Неравенство “удерживает миллионы бразильцев от того, чтобы быть потребителями и требует больших социальных расходов на безработных, обескураженных и недоиспользуемых работников", сказал он.