Большой передел мира
246,337,080 499,801
 

  Sir Max Merfie ( Эксперт )
10 ноя 2019 13:45:52

БРИКС. Стагнация или развитие? (К 10-летию саммитов БРИКС)

новая дискуссия Аналитика  1.705

БРИКС. Стагнация или развитие? (К 10-летию саммитов БРИКС)

С момента своего создания БРИКС был уникальным образованием. Объединив 4 малосвязанных страны (Россию, Индию, Китай и Бразилию) в единую международную общность, а впоследствии добавив к их числу еще и Южноафриканскую Республику БРИКС стал важным фактором международной политики и одним из символов формирования многополярного мира.

Родившийся из понимания, того, что наиболее экономически активные развивающиеся государства в следующем десятилетии окажут особую роль в развитии мировой экономики БРИКС действительно внес новую струю в международные отношения и, одновременно, поставил большое количество вопросов, требующих ответа в будущем.

С течением времени позиции стран участников БРИКС несколько изменялись. Китай смог выйти в число лидеров экономического развития и воспринимается всеми, в том числе и США, как один из основных конкурентов на мировой экономической арене. Вследствие этого по отношению к Китаю началась «игра по-крупному» с экономическими войнами и эскалацией политических конфликтов по периметру КНР.

Другие участники данного «клуба» также демонстрировали существенное развитие. Хотя их успехи в некоторой степени уступают Китаю (в темпах роста и физических объемах) они все равно играют заметную роль на мировой экономической и политической арене. В этой части, безусловной БРИКС является важным инструментом согласования воль государств и не случайно встречи в формате БРИКС стали неотъемлемым элементом каждого крупного форума, наподобие встреч большой двадцатки.

При этом иные страны БРИКС столкнулись с очередными вызовами и сложностями Индия с провокациями индо-пакистанского конфликта и попытками давления в торговых отношениях, кроме того, постоянно продолжаются попытки вбить клин в индийско-китайских отношениях, которые в полном смысле могут перевернуть всю геополитическую игру в Центральной и Южной Азии. В ЮАР в недалеком прошлом были беспорядки, приведшие к смещению президента Зумы, в Бразилии коррупционные скандалы с бывшими президентами да Силвой и Д. Русеф, в результате чего к власти пришел «большой друг» США, президент Ж. Болсонару, делающий больше для укрепления связей с США, чем работе в формате БРИКС. Наконец Россия столкнулась и с секционными вопросами и откровенным политическим давлением.


Все это говорит о том, что БРИКС оказалась на международной арене не междусобойчиком лидеров от встречи до встречи, а важным инструментом международной коммуникации и сотрудничества.

10 лет прошло

Первый саммит БРИКС состоялся в 2009 году в Екатеринбурге. Таким образом нынешняя встреча глав стран БРИКС это своеобразный юбилей. Далеко не всякая международная организация существует такое время, не говоря уже о неформальной группе государств.

За эти годы БРИКС сделал важные шаги по решению как проблем мирового масштаба, так и по укреплению сотрудничества между странами, сходящими в объединение. Кроме постоянного формата обсуждения важнейших мировых проблем на крупнейших мировых форумах БРИКС смогло найти в себе силы принять ряд важных решений структурного характера имеющего общемировой размах. Речь идет в частности о пуле валют (резервном фонде) БРИКС и о Банке развития БРИКС, которые дали возможность выстроить некоторые очертания экономического взаимодействия в рамках группы. Среди достижений, учреждение сетевого университета БРИКС.

Данные начинания сделали БРИКС более структурированным и системным, однако не реализовали в полной мере главную цель. Создание новой архитектуры для решения глобальных проблем, однако столкнулось с существенным затруднением. Некоторые из участников до сих пор полагают, что уже существующие инструменты, такие как МВФ и Всемирный Банк более рациональны (особенно после того как юань определили, как резервную валюту в МВФ).

Самым большим вызовом БРИКС оказалась разность в понимании значения данного инструмента.

Россия рассматривает БРИКС, как площадку новой архитектуры многополярного мира (хотя из ЮАР или Бразилии при всем желании «вылепить» новые полюса невозможно, а Китай, Индия и Россия обречены на то, чтобы быть такими полюсами вне зависимости от БРИКС).

Китай понимает БРИКС иначе, рассматривая ее как дополнительный вариант международного взаимодействия, но не в качестве прорывного инструмента. Для Китая их начинания в рамках Одного пояса - одно–о пути более важно, чем любые начинания в рамках БРИКС. Опять же противоречия в отношениях с Индией никто не отменял.

Индия воспринимает свое нахождение в БРИКС как один из путей на вершину международного взаимодействия. Вторая по численности населения и третья по ВВП по паритету покупательной способности страна мира до настоящего времени сравнительно слабо представлена в международных форматах и зажата в своем геополитическом влияния, практически собственными границами. Пакистан на западе, Бангладеш и Мьянма на востоке, Гималаи с неразрешенными территориальными спорами с Китаем и Африка, где Индию особо никто видеть не стремится. Этого явно мало, так что Индия стремится к самопроявлению где только возможно, в том числе в БРИКС, ШОС и прочих структурах.

Бразилия и ЮАР если что-то и пытаются решить в рамках БРИКС, то только свои собственные проблемы и в некоторой мере вопросы регионального влияния в пределах своего континента. Не более.

Увы, пока что России не удалось сделать из БРИКС чего то поистине меняющего мир, даже предложение о включении в работу Ирана в качестве страны-наблюдателя не работает в полной мере (например на этом саммите представителей Ирана не будет).


Однако формат пока что интересен, а значит он будет сохранятся и продолжать работать. Закрывать его рано. Тем более, что будущее может «подкинуть» новые темы для разговора, например, замену Всемирной торговой организации, которая, благодаря политике Трампа, рискует прекратить свое существование (что вполне понятно, учитывая огромный по срокам дохийский раунд переговоров, длящийся уже 20 лет).

Саммит в Бразилии

Стартует бразильский саммит БРИКС. С 13 по 14 ноября в столице южноамериканского государства, городе Бразилиа. На этот раз его будет отличать два момента, которые ранее в контексте таких саммитов не встречались.

Первое – это серьезные меры безопасности. В Бразилии, как и по всей Южной Америке не спокойно. Только за последний месяц протесты охватывали Эквадор, Чили и Боливию, а так ситуация может взорваться где угодно. Тем более, что Бразилия привычна к многотысячным демонстрациям по любому поводу. При этом, сами демонстрации что-то среднее между карнавалом самбы и вооруженным побоищем. Бразильские власти обещают обеспечить безопасность, для чего в Бразилиа собираются ввести войска. С этой мерой нельзя не согласиться. Все же встреча лидеров таких государств должна охраняться надлежащим образом.

Второе- это то, что на встречу не будут приглашены партнеры по диалогу, представители другу стран, которые могли бы быть заинтересованы в сотрудничестве со странами БРИКС. Это с одной стороны понижение формата саммита. Болсонару в меньшей степени выражает готовность к диалогу в БРИКС, чем, например, бразильско-американским (США) отношениям. Возможно Болсонару с радостью бы вообще отказался от саммита, дабы польстить своим партнерам из США, но отказаться от такого формата, ка БРИКС уже практически невозможно. Слишком велика роль стран БРИКС в мировых отношениях, слишком много потенциальных позитивных последствий может принести такой саммит. В результате саммит в Бразилиа обещает стать наименее судьбоносным из всех ранее проводимых, но при этом, наиболее сконцентрированным на интересах страны-организатора.

Болсонару стремится выжать из саммита по максимуму, обеспечив важные для Бразилии решения и начинания, без захода на какие-то глобальные темы. По информации МИД Бразилии на саммите обсудят вопросы научно-технологического и инновационного сотрудничества, цифровой экономики, борьбы с оргпреступностью и отмыванием денег, укреплением взаимодействия по линии Делового совета БРИКС и Нового банка развития БРИКС.

Все эти вопросы в наибольшей мере интересны Бразилии. Именно Бразилия является одним из ключевых претендентов на инвестиции из Банка развития, а также кандидат на получение предложения делового совета. С организованной преступностью в Бразилии все совсем не гладко и международная помощь в этом руководству Бразилии вполне бы пригодилась. Что же касается экономики, то она в рамках работы БРИКС всегда стояла на первом месте. Не исключение и этот саммит.


В общем саммит состоится (даже не смотря на отмену саммита АТЭС в Чили), пройдет блекло, но успешно и не вызовет никаких системных изменений. Но это нудно воспринять объективно. Не то место и не то время, чтобы переворачивать мир. Для этого нужно немного подождать.

На следующий год в России

Но ситуация с саммитом БРИКС в Бразилии это скорее текущий момент будущее определится скорее на саммите 2020 года, который должен пройти в России (г. Санкт-Петербург). Российское руководство всегда уделяло проблематике БРИКС особое внимание. Скорее всего это сохранится и на грядущем саммите. Там будут внешние участники, поскольку саммит будет совмещен с саммитом ШОС. Там будет в значительной мере проведена попытка вновь придать БРИКС формы международной организации. Наконец, там попытаются найти новые смыслы для работы данной группы государств.

Сейчас, разумеется все еще очень скрыто в недрах российских ведомств, готовящих повестку для будущего саммита (работа между тем ведется и проходит системно).

Что можно ожидать от саммита в Санкт-Петербурге. Сейчас это можно лишь предполагать, но есть мнение о следующих нововведениях.

Во-первых, с очень большой вероятностью будет предложен формат межпарламентской ассамблеи БРИКС с целью укрепления связей между законодательными органами. Данное нововведение является традиционным форматом, который предлагает Росси в рамках практически всех международных групп и сообществ.

Второе, о чем зайдет разговор, это, вероятно, попытка усыновления внешнеторговой политики БРИКС, как минимум в формате общих принципов ведения международной торговли, а как максимум план создания надгосударственных международных структур по вопросам обеспечения международной торговли.

Третье, весьма вероятно будет предложено создать международный штаб по прогнозированию и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Такой шаг мог бы моментально повысить роль БРИКС в решении общемировых вопросов и одновременно стать частью механизма проникновения интересов стран БРИКС в отдельные точки земного шара. БРИКС дл развертывания такой системы обладает всем необходимым, финансовыми ресурсами, связями с другими государствами, собственные силы ГО и ЧС, авиамобильные формирования спасателей, технологии, системы связи и коммуникаций. Останется только распределить функции и определить механизм взаимодействия. При этом Россия может использовать опыт своего спасательного центра в Сербии, который зарекомендовал себя наилучшим образом. Это может стать прорывным решением и скорее всего будет воспринято вполне благосклонно. Оно поможет таким странам как Индия, ЮАР или Бразилия быстрее бороться со стихийными бедствиями, России и Китаю засвечивать свое позитивное участие в судьбе мира, а беднейшим странам мира (в первую очередь в Африке, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке) получить помощь в случае ударов стихии. Мягкая сила и позитивный дискурс под одной организационной упаковкой.

Наконец, в-четвертых, Россией может быть предложен формат информационной безопасности ля стран БРИКС в контексте сетевых вызовов и опасностей. Тут многое зависит успеют ли исследовательские структуры выдать «на гора» такой формат. Однако тема вполне может быть поднята.


Так что нужно будет подождать год для чего-то более прорывного.

Рассеет ли луч света густой туман?

Недавно в СМИ появилось мнение, что факторы экономические, в свое время объединившие страны БРИКС прекратили сове действие. Теперь эти государства нельзя отнести к развивающимся странам, имеющие сходные черты развития. Это, по мнению многих, может стать концом БРИКС и потребовать от его участников выбирать новые форматы взаимодействия. На мой взгляд это неверное мнение.

Да экономическая близость стран БРИКС уже не столь очевидна. Однако 10 проведших лет показали, что БРИКС, как группа государства является вполне состоявшимся форматом, готовым и способным решать серьезные проблемы и позволяющая странам-участникам реализовывать потенциал совместной работы.

При этом продуктивность БРИКС во многом будет зависеть от готовности его ядровых членов, в первую очередь Росси, Индии и Китая что-то предлагать миру, поскольку БРИКС это удачная, не особо обязательная формация площадки для обсуждения судьбоносных для всего мира вопросов. Вот только осознание э и поддержание этого – вопрос воли участвующих в БРИКС государств.
Отредактировано: ConstB - 10 ноя 2019 19:01:36
  • +1.85 / 28
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!