https://www.caravan.…kh-464573/Незаконные решения людей в мантии не раз приводили к рейдерскому захвату бизнеса, несправедливому выселению, уходу от уплаты налогов. Многие из этих решений Верховный суд отменил. Впредь такие материалы обещают передавать в органы уголовного преследования.
Пожалуй, впервые фамилии судей, принявших решения “за гранью закона”, прозвучали во всеуслышание.
В Есильском суде Астаны рассматривали дело об увольнении 13 сотрудников государственной компании.– Уволили их из-за реорганизации, а в реальности штат увеличен в 2,5 раза. Куча процедурных нарушений! Все 13 человек не давали письменного отказа от предложенных должностей, а без него нельзя было увольнять.
Почему отказали судья Ермаганбетова, судьи апелляции Курманова, Касенов, Кокжалов – загадка, – продолжал перечислять незаконные решения председатель ВС.
Другой пример незаконного решения связан со строительством для АО “КТЖ” пункта обслуживания вагонов. Цена вопроса – 4,5 миллиарда тенге. Подрядчик получил солидную часть денег – 1,8 миллиарда, но за 4 года работу выполнил только наполовину. Договор продлевали восемь раз.– На девятый раз КТЖ отказалось продлевать договор. Тогда подрядчик пытался заставить КТЖ через столичный экономический суд. Не получилось. Судья первой инстанции правильно оценил и отказал в иске, однако
судьи апелляции Таткеева, Айтжанова, Майкибаева отменили это решение. То есть помогли продлить договор в девятый раз, – рассказал Асанов.
В Мангистауской области человека осудили к 10 годам лишения свободы за продажу героина и незаконное хранение наркотиков. Апелляция приговор оставила в силе.– По жалобе защитника мы изучили это дело и
выявили целый пласт очевидных нарушений. Там что интересно? Первый раз обыск идет, смотрят – ничего нет в сумке, сумка без всяких повреждений. Через некоторое время его ведут в полицию, там открывают сумку, а она повреждена. А потом
там, в полиции, находят почему-то наркотики. И этого человека осудили на 10 лет.
Он почти 2 года отсидел, пока мы его оправдали, – рассказал Асанов.
В Павлодарской области компания под видом дивидендов вывела в офшор 11 миллиардов тенге, не заплатив налог. Налоговики насчитали 3,5 миллиарда, компания обжаловала это решение. В районном экономсуде частнику отказали.– Но что делает апелляция?
Мухтар Керимкулович (Смагулов – председатель Павлодарского областного суда. – Ред.), вы председательствовали. И отменили совершенно справедливое решение судьи, – обратился к коллеге Жакип Асанов.
Но самое парадоксальное решение вынесли в Жамбылском суде.– Судья Жамбылского суда
Устельбаев. Знаете, что он сделал? Он
пожизненно запретил пастуху пасти чужой скот, – возмутился председатель ВС.
Список допущенных судьями нарушений, по словам Асанова, очень большой. Он пообещал ежемесячно анализировать такие случаи и попросил судей из ВС не оставлять такие решения без внимания.– Коллеги, которые рассматривают такие решения,
одновременно рассматривайте вопрос о возможной передаче таких материалов в органы уголовного преследования. Там, где явные,
грубые нарушения. Там не надо быть юристом, белыми нитками все шито, – поделился мнением Жакип Асанов. – Мы такие дела будем передавать.
Независимость – это главный принцип, но не независимость от закона.Председатель Верховного суда напомнил, что судьи имеют право выносить решение, руководствуясь не только законом, но и совестью, внутренним убеждением.И тут же посетовал:
– В шаблоне судебного акта я вначале написал: “...Руководствуясь законом и совестью”. Но потом
большинством голосов “совесть” убрали. А хотя надо было бы оставить..