Новая власть ЕС после недавних парламентских выборов сразу взялись за борьбу с выбросами и решила всеми силами стимулировать страны Европы отказываться от углеводородов. Для этого ЕС введет санкции за выбросы: и будет облагать дополнительными налогами, лишать государственного финансирования и заставлять частных кредиторов поднимать ставки для проектов «грязной» экономики.
После демарша США Европа хочет стать лидером в борьбе с парниковыми газами и первой среди ведущих мировых экономик собирается выполнить требования Парижского климатического соглашения и нейтрализовать выбросы до 2050 года. Чем это грозит другим странам экспортерам нефти и газа и финансового мира?
В ЕС институт развития - Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), который дает кредиты на льготных условиях государственным и частным компаниям, финансируя проекты в Европе (90%) и еще 150 странах.
Масштаб существенный: около 50 млрд евро в год, четвертая часть из них идет на «зеленые» проекты: экологически чистый транспорт, возобновляемую энергетику и повышения энергоэффективности .
Германия надеется постепенно отказаться от угольных электростанций и рассчитывала заменить их газовыми: ядерная энергетика непопулярна у немцев.
ЕИБ, как и другие подобные институты - Всемирный банк и ЕБРР, давно перестал кредитовать все, что связано с углем. Однако теперь решил пойти дальше.
После двух месяцев ожесточенных споров банк утвердил на прошлой неделе новую стратегию и пообещал отказаться от газовых проектов - с 2022 года. Хотели и раньше, но в итоге срок перенесли на год, чтобы уговорить недовольных: Германию, Польшу, Венгрию и Румынию. Они сжигают много угля и рассчитывали заменить его газом.
Новая стратегия запрещает кредитовать проекты в газовой отрасли только с 2022 года. Но позволяет финансировать уже одобрены и те, что будут приняты до конца 2021 года.
Отказ ЕИБ финансировать газотурбинные электростанции и газопроводы грозит увеличением стоимости этих проектов, это может отпугнуть частных инвесторов.
Недавно избранная глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала сделать из Европейского инвестбанка двигатель «зеленой» экономики. И банк включил в новую стратегию амбициозную цель - за 10 лет поддержать экологические проекты на 1 трлн евро.
С учетом того, что банк в среднем финансирует четверть полной стоимости проектов, в которых он участвует, а остальные дают частные инвесторы, новая стратегия обещает около 300 млрд евро кредитов «зеленой» экономики.
Все это приведет к удорожанию газовых проектов в Европе, а некоторые из них избавит перспективы окупиться.
Тем же, кто все же решится предоставлять кредиты «грязным» отраслям, готовит кнут Кристин Лагард - недавно она возглавила Европейский центробанк, который определяет денежно-кредитную политику в еврозоне.Она пообещала усложнить жизнь банкам и инвестфондам, которые забывают о климатических рисках при оценке вложений. Для начала эти риски будут добавлены в стресс-тесты банков. А потом это может дойти и до изменений требований к капиталу: те, кто вкладывается в «грязную» экономику, вынуждены будут создавать дополнительные денежные резервы, это сделает такое кредитование менее привлекательным и менее прибыльным для финансистов.Усилить надзор за банками и учитывать климатические риски при оценке достаточности капитала пообещали Банк Англии и Бундесбанк.
https://elektrovesti…-2022-goda