Из истории атомного ледокольного флота Экипажами атомных ледоколов в историю флота вписано немало ярких страниц. Уже
первый атомный ледокол «Ленин», вошедший в строй 3 декабря 1959 года, позволил кардинально пересмотреть вопрос о расширении сроков навигации в Арктике и значительном увеличении объемов грузооборота на трассе Северного морского пути. Стало очевидно и то, что атомные ледоколы открывают новые возможности освоения Арктики. Так, впервые, в 1961 году дрейфующая полярная станция – это «Северный полюс-10» – была высажена на лед с ледокола «Ленин» и обустроена при активном участии его экипажа. В этом же рейсе с ледокола были расставлены вдоль кромки полярных льдов 16 дрейфующих автоматических радиометстанций – ДАРМСов. В 1971 году «Ленин» совместно с ледоколом «Владивосток» осуществил высокоширотное сквозное плавание из Мурманска в восточный район Арктики. В 1976 году экипаж атомохода «Ленин» осуществил сверхранний по тому времени рейс, обеспечив доставку теплоходом «Павел Пономарев» 4 тысяч тонн грузов для газовиков полуострова Ямал. Первый Ямальский экспериментальный – такое название закрепилось в истории за этим рейсом. Благодаря усилиям моряков-атомоходцев в 1978 году навигация в Западном районе Арктики стала круглогодичной.