ИсточникЦитатаВсе чаще Турция ведет себя скорее как враг, чем как друг. Но изгнание ее из альянса может создать гораздо большие проблемы.
Если бы Организация Североатлантического договора была обычным клубом, то она без колебаний выгнала бы одного из своих членов-Турцию. Страна долгое время была трудной; в 1974 году она даже воевала против другого члена-Греции. Но при президенте Реджепе Тайипе Эрдогане Турция все чаще казалась не столько врагом, сколько врагом откровенным. И все же НАТО не может просто вытеснить его. Это потому, что Турция может стать ядерной державой, и не в метафорическом смысле.
Доводы в пользу изгнания Турции, безусловно, убедительны. На этой неделе, когда лидеры НАТО мужественно пытались казаться едиными после недавних ссор и разногласий, Эрдоган беспечно пошел другим путем. Он угрожал заблокировать план по лучшей защите польских и прибалтийских союзников от России, самого очевидного врага НАТО, потому что он хотел, чтобы НАТО в ответ обозначило курдское ополчение YPG как террористическую группу. До недавнего времени YPG была американским союзником в борьбе с "Исламским государством" в Сирии, так что этого не должно было произойти. В конце концов Эрдоган смягчился. И все же он, похоже, считает Кремль скорее партнером, чем угрозой. Недавно он сотрудничал с президентом России Владимиром Путиным в деле вторжения в северную Сирию и приобрел российскую систему ПВО, которая потенциально может шпионить-или даже саботировать за другим оборудованием НАТО, включая истребители американского производства. И это только военные аспекты отношений, которые стали враждебными для всех вокруг. Турция также ведет бурение для добычи нефти и газа в Средиземном море, игнорируя возражения Европейского Союза, который имеет претензии на те же воды. И с каждым днем она становится все менее демократичной. После попытки государственного переворота в 2016 году Эрдоган стал беззастенчиво авторитарным, расправляясь с прессой, судами и гражданским обществом. Несмотря на все эти опасения, НАТО должна научиться жить с Турцией, учитывая две холодные реальности.
Во-первых, Эрдоган мог бы фактически выполнить свою угрозу отправить мигрантов в Европу в количестве, превышающем население некоторых стран ЕС. Турция принимает 3,7 миллиона сирийских беженцев . Это может подтолкнуть их к переходу на греческие острова, как это делали около 200 000 человек каждый месяц в разгар миграционного кризиса в Европе в 2015 году. Одна из причин, по которой эти переходы практически прекратились в следующем году, заключалась в том, что две стороны достигли соглашения: Турция согласилась принять обратно беженцев, которые добрались до Греции в обмен на большие деньги и другую помощь от ЕС. Отказ от этой сделки повредит Турции . Но столкнувшись с унижением быть изгнанным из НАТО, Эрдоган может решить, что оно того стоит. ЕС, тем временем, не смог реформировать свою миграционную систему с 2015 года; он войдет в очередной кризис. Еще большая опасность заключается в том, что Эрдоган ответит на изгнание созданием собственного ядерного оружия. Он определенно его хочет. Запад говорит, что Турция “не может иметь его", разглагольствовал он в октябре . - "С этим я не могу согласиться.”
Распространение ядерного оружия и без того является одной из самых острых мировых проблем. Один договор о контроле над вооружениями между США и Россией (о “ядерных силах средней дальности”) недавно развалился; оставшийся (называемый “новым СНВ”), похоже, обречен на распад в 2021 году. И поскольку в марте следующего года Договору о нераспространении ядерного оружия исполняется 50 лет, он выглядит все более беззубым. От Северной Кореи до Ирана "плохие" люди имеют или способны получить плохое оружие. Поэтому турецкая бомба на Ближнем Востоке была бы катастрофой. Это почти наверняка приведет к гонке вооружений, поскольку не только Иран, но и Саудовская Аравия присоединились бы к Израилю в переходе на ядерное оружие. Этот факт, наложенный на карту конфликтов на Ближнем Востоке, заставит Европу в 1914 году выглядеть своершенно просто, это - рецепт Армагеддона.
НАТО не может этого допустить. Разумеется, оно также не может просто игнорировать политические и военные последствия государства-члена, которые могут обернуться против его союзников. Он должен составить планы для новых и страшных сценариев. И оно должно переместить ядерное оружие, которое США в настоящее время дислоцирует в Турции, на своей базе в Инджирлике, в Европу. Это не решит большую проблему. Но это необходимый первый шаг за пределы отрицания.
С одной стороны это опубликовано в разделе "Мнения" (с подписью "Редакция может не разделять..."), с другой - автор член редсовета Блумберг, ранее он был главным редактором Handelsblatt Global и писателем журнала The Economist.