Цитата: Vediki977 от 23.12.2019 13:05:09Япония: "чудо" или наука? Часть II
продолжение
НАУКА И ОБЩЕСТВО ЯПОНИИ В 80-Е ГОДЫ. ВЕРШИНЫ УСПЕХОВ И ПРЕДВЕСТНИКИ ТРУДНОСТЕЙ
Охватывающий 80-е годы этап развития ГНТП (государственной научно-технической политики) Японии для экономики в целом был весьма благополучным периодом. Небольшие и непродолжительные спады, имевшие место в отдельные годы, не меняли общей картины неуклонного и внушительного роста валового внутреннего продукта (ВВП), объемов внешней торговли, особенно экспорта, и других макроэкономических показателей. Уже в новом, достигнутом в предшествующий период качестве одного из основных лидеров мирового хозяйства, мощной финансовой державы, производителя высококлассной разнообразной технической продукции, в том числе и в первую очередь наукоемкой, Япония продолжала "наращивать мускулы" и добиваться положительных результатов в соперничестве и одновременно сотрудничестве с Соединенными штатами, которые, сохраняя свои позиции державы номер один, оставались для японцев влекущим ориентиром.
В 1980 г. ВВП Японии составлял 33,8% от ВПП США, превышая при этом ВВП Франции, Великобритании, Италии примерно в 2 раза, а ВВП ФРГ - в 1,7 раза. В 1990 г. японцы заметно "подтянулись", их ВВП был равен уже 39,3% от американского, а разрыв с другими перечисленными странами значительно увеличился в пользу Японии. Разумеется, догнать США по этому показателю Япония не может и не пытается но приведенные цифры четко свидетельствуют о том, что развивалось японское хозяйство в 80-е годы энергичнее, чем у кого-либо из реальных конкурентов на мировой арене.
Еще яснее этот тезис подтверждается значениями удельного, относительного показателя, на котором географические масштабы страны (размер территории, численность населения) практически не сказываются. В 1980 г. ВВП на душу населения Японии составлял 65,9% от американского, равного 19 530 долл. "душевого" ВВП. Во Франции, Италии, ФРГ, Бельгии, Норвегии, Дании, Нидерландах, Канаде этот показатель был выше японского. В 1990 г. японцы достигла уже 79,6% американского показателя, выросшего до 22 980 долл., и уступали тут только двум из промышленно развитых стран -Канаде (91,6%) и Норвегии (80,5%)...
Япония: "чудо" или наука? Часть III
продолжениеЯПОНИЯ - 90-Е ГОДЫ. КРАХ ЭКОНОМИКИ "МЫЛЬНОГО ПУЗЫРЯ". СТАГНАЦИЯ. ПРОЕКТЫ РЕФОРМ. ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ."Мыльный пузырь" лопнулВ самом начале 90-х годов произошли события, вызвавшие довольно серьезные и длительные трудности в экономике Японии. Произошел крах так называемой
bubble economy. Русским, наиболее точным по смыслу переводом этого прочно вошедшего в японскую и зарубежную научную литературу термина, можно считать: "экономика мыльного пузыря". В чем смысл этого явления?
Один из видных японских экономистов — Н.Танака, пишет:
"Под "пузырем" мы понимаем произошедший во второй половине 80-х годов на фоне широко распространенной легкости получения кредита очень быстрый рост стоимости некоторых видов имущества, в первую очередь земли и акций, а также прочих бумаг фондового рынка, причем этот рост цен намного превзошел темпы роста реальной экономики".
В чем причины этого опережающего подъема цен?
Танака видит их главным образом в том, что в 80-е годы происходило значительное смягчение контроля деятельности банков со стороны государства.
"При анализе причин появления "экономики мыльного пузыря" наше внимание привлекает финансовая дерегуляция банковской практики. В то время как структура государственного регулирования банков непрерывно разрушалась ... саморегулирование не происходило".
В итоге получилось нечто, очень напоминающее финансовую пирамиду, охватившую немалую часть разного рода фирм Японии и ее населения в качестве физических лиц. Судьба же финансовых пирамид хорошо известна: те, кто успел купить и перепродать участки или акции до краха, наживаются, зачастую очень крупно, но подавляющее большинство участников сделать это не успевают и теряют вложенные в аферу средства полностью или частично.
Примерно то же самое произошло в начале 90-х годов в Японии. Настал момент, когда желающие продать землю не могли найти покупателей за цену, которую потратили при покупке, а деньги на приобретение были взяты в кредит, который надо было возвращать. Аналогичная ситуация сложилась на фондовом рынке, и в итоге произошло множество банкротств, следовавших одно за другим в полном соответствии с "эффектом домино". Разорялись покупатели, не имевшие возможность вернуть кредиты банкам Несли крупные потери, а то и разорялись из-за невозврата денег сами банки и другие финансовые организации из числа тех, что помельче.
Экономика страны пережила серьезное потрясение, рост всех финансовых и прочих показателей резко замедлился, а кое-где появился и спад. Например, прирост ВНП в процентах, причем в текущих ценах, без учета инфляции, выглядел следующим образом:
С 1991 г. падал также доход на душу населения. В 1990 г. он составлял (в тысячах йен) 2 967, в 1991 г. - 3 070, 1992 г. - 3 052, в 1993 г.- 3 037.
Это не могло не сказаться и на финансировании ИР. До 1990 г. прирост расходов на науку был постоянно положительным и значительным, в пределах 6-11% с учетом инфляции. С 1990 г. он резко покатился вниз, к 1992 г. был очень близок к нулю, а в 1993-1994 гг. и вовсе стал отрицательным, но в 1995 г. выправился, хотя и не достиг уровня начала десятилетия
После 1992 г. общие расходы на ИР падают в 1993 и 1994 тт., но в 1995 г. они вновь начинают расти. В промышленном же секторе падение начинается на год раньше и продолжается до 1994 г., причем с большей интенсивностью, чем в других секторах. К примеру, в государственных исследовательских институтах спад имел место только в 1994 г., а в академическом секторе спада и вовсе не было
(в текущих ценах), было лишь отсутствие роста финансирования в 1994 г. по отношению к 1993 г. Не было спада и в частных исследовательских институтах, разве что рост был незначительным.
Что касается видов работ, то, естественно, пострадали больше всего прикладные исследования, а также разработки, поскольку расходы по этим видам оплачиваются в основном промышленностью. Финансовая база фундаментальной науки на протяжении 1991-1994 гг. не уменьшилась, поскольку падение финансирования со стороны промышленности компенсировалось ростом соответствующих расходов государства .
В целом к 1995 г. ситуация выправляется и национальные расходы на ИР Японии вновь идут вверх. Это означает, что основные потрясения, связанные с лопнувшим "мыльным пузырем", постепенно сглаживались и уходили в прошлое. Обвальная и способная вызвать панику ситуация плавно переходила и перешла в более спокойное, хотя и далеко не лучезарное состояние, растянувшееся на все десятилетие 90-х годов.
На 1997/98 фин. г., окончившийся 31 марта, по данным института Shoko Research пришлось самое большое за послевоенный период число банкротств. Совокупная задолженность фирм-банкротов выросла к этому году на 4,5% по сравнению с предыдущим и составила 15,12 трлн. йен. Число неплатежеспособных предприятий увеличилось на 16,4% — до 17 439. Потери зафиксированы во всех без исключения отраслях хозяйственной деятельности. Особо пострадали строительные фирмы, численность которых сократилась в 1997-1998 гг. на 29% (5 446 случаев несостоятельности), при этом на оживление конъюнктуры пока рассчитывать не приходится из-за резкого сокращения портфеля заказов.
В июне 1998 г. йена упала по отношению к доллару США до соотношения 144:1. Хотя в Японии по поводу "мыльного пузыря" никаких общественных беспорядков не было и подавляющее большинство участников этой эпопеи признали, что все они в той или иной степени виноваты и несут, так сказать, коллективную ответственность за содеянное, тем не менее настроение японцев в 90-е годы было довольно пессимистичным, а недовольство политикой правительства распространялось очень широко.
Основаниями для пессимизма считали огромный дефицит государственного бюджета (54,4% опрошенных), состояние экономики (51,5%), ухудшение состояния окружающей среды (47,2%), тенденцию к росту общественной безответственности (45,1%), а также высокую стоимость жизни (40,8%), состояние здравоохранения и социального обеспечения (38%).
На вопрос,
"отражает ли политика правительства желания нации?", 77,1% респондентов ответили
"нет". За всю историю этих опросов столь высокой доли негативных ответов не было. Число же тех, кто считал, что
"правительство основывает свою Политика на желаниях граждан Японии", составило лишь 18,2%.
Некоторые прогнозы и впрямь выглядели весьма мрачно. Например, долгосрочный прогноз Sanwa Bank предрекал, что ВВП Японии в реальных ценах к 2024 г. упадет, а безработица вырастет до 4,6% к 2025 г., если экономические реформы не будут осуществлены
(заметим, что безработица превысила 4% уже весной 1998 г.). Более того, прогноз предсказывал появление дефицита внешней торговли к 2009 г., период реального прироста ВНП всего на 1% вплоть до 2010 г., а затем и вовсе нулевой прирост на последующие 15 лет ...