24.12.2019
Активное развитие
Северного Морского Пути (СМП) требует не меньшего развития инфраструктуры, в том числе портовой. Так получилось, что западные ворота
СМП имеют некоторый дефицит мощностей. Фактически там у нас есть только порт
Мурманск, который активно развивается и за 10 месяцев этого года уже перевалил
51 млн. тонн.
Но его недостаточно.
Мурманск является, своего рода, транзитным хабом, где преимущественно будут проходить обработку транзитные грузы. Однако логистика для экспорта российских товаров, особенно из регионов
Урала и Поволжья до Мурманска неудобна. Приходится делать крюк, проходя насквозь весь Кольский полуостров. Да и пропускная способность железных дорог в том направлении не велика.
В связи с этим, появилась необходимость строительства нового порта. В основном был выбор между
Архангельском и
Индигой. Дополнительно рассматривался вариант с Усть-Карой, но он быстро отпал.
Мало кто слышал о небольшом поселке
Индига, который находится в Ненецком автономном округе. Сейчас там проживает около
600 человек. Но скоро все изменится.
С одной стороны, было бы логичнее создать порт в
Архангельске, который является портом на российском севере уже многие века. Имеется готовая инфраструктура, которую останется только модернизировать. Также есть в наличии большое количество трудовых ресурсов.
Однако минусы существенно перекрывают плюсы.
Во-первых, порт Архангельска не имеет необходимой глубины, чтобы туда могли заходить суда с СМП. Для этого постоянно необходимо проводить дноуглубительные работы.
Во-вторых, прибрежная зона Белого моря регулярно замерзает в зимние месяцы. Соответственно, необходима постоянная сложная работа ледоколов.
В третьих, Архангельск находится несколько в стороне от СМП, поэтому суда вынуждены будут делать "крюк".
В связи с этим, появился вариант строительства порта в поселке
Индига. Местность там соответствует необходимым нормам, в частности, по глубине. Основные проблемы две: отсутствие инфраструктуры и трудовых ресурсов.
Однако если для Индиги потребуются разовые большие вложения, то в Архангельске придется тратить деньги на постоянной основе, что на дистанции не выгодно.
Поэтому правительство утвердило проект в Индиге. Порт будет огромным, мощностью
80 млн. тонн в год! К Индиге будет подведена железная дорога "
Баренцкомур" (Баренцево море - Коми - Урал). Она позволит уральским предприятиям существенно сократить логистические издержки, вывозя свою продукцию через Индигу. Сейчас это приходится делать либо через Балтийское море, либо через Черное. Как мы понимаем, дорога до них явно длиннее.
Более того, порт будет построен на частные деньги. Корпорация
АЕОН (скажу сразу, российская) уже вложила 60 млн. рублей на разработку проектно-сметной документации, которая будет завершена к концу следующего года (инвестиции еще 200 млн. в 2020г.).
https://zen.yandex.r…00af4400f0