Цитата: NavyGator от 28.12.2019 10:05:59но, вообще, это означает, что форс-мажор наступает 20 января 2020 года. А до того времени никакого форс-мажора нет, и трубу можно было достраивать. Что даёт перспективы для Газпрома считать контракт с компанией Allseas невыполненной и содрать с них громадную неустойку за невыполнение проекта. Как мне кажется.
Может Sir Max Merfie, как опытный юрист, пояснит эти мои догадки неюриста?
Я могу сказать следующее.
1. Форс-мажор считается таковым при условии, что стороны сделки признали для себя возможность его наступления как основание исключения ответственности. Если не признали, то нет и тогда ответственность должна наступать. Договор на подрядные работы по СП-2 я не читал и сказать есть ли там такое или нет не могу.
2. Форс-мажор не является однозначно понимаемой категорией. Многое зависит от того, что конкретно включили стороны в его понимание. Но, принятие нормаитавных правовых актов, которые существенно отражаются на возможнеости выполнить обязательство как правило входит в понятие форс-мажора.
3. Пояснение госдепартамента США имеет значение только и исключительно в контексте возможного насткпления последствий в части введения или невведения санкций США против кого-либо.
4. В контексте понимания форс-мажора главное не трактовка госдепа, а то, насколько из нормативного предписания следует именно такое истолкование. Условно говоря могла ли швейцарская фирма продолжить и завершить работу или нет при условии введения таких санкций. И это вопрос может определить только суд. И очень многое зависит от усмотрения суда. В данном случае, спор должен рассматриваться вероятнее всего в каком-то из третейских арбитражей.
От себя могу только одно сказать, что этот случай, бесспорно, пополнит перечень практических заданий по международному частному праву. И в последнее время стало появляться очень много работ рассматривающих вопросы отнесения санкционных угроз к основаниям наступления форс-мажора.
Ситуация такая. Если напрямую угроза наступления санкций не была прописана в договоре, как обстоятельство исключающее ответственность, то исходить следует из того было ли наступление таких санкций непредвиденным. Если окажется, что компания, заключая договор подряда имела информацию, что гипотетически такие санкции могут быть введены (например из заявлений госдепа США, или сената США), то форс-мажором это не будет являться, т.к. контрагент в рамках наличия предпринимательского риска должен был при заключении договра соопределять возможные последствия с возможной выгодой и защитить себя, либо страховкой, либо особыми условиями догвоора.