Правительство Германии заинтересовано в окончании строительства «Северного потока-2» и считает этот проект своим национальным интересом – считает ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин.
Сегодня в Москву с официальным визитом прибыла канцлер ФРГ Ангела Меркель и провела трехчасовые переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным, после которых германский лидер заявила, что «Северный поток-2» нужно довести до конца.
Данный проект сейчас заморожен вследствие нового пакета санкций США, из-за которого швейцарская компания Allseas отказалась от продолжения его строительства. Теперь «Газпрому» придется его достраивать самостоятельно, для чего у российской компании есть только одно судно – «Академик Черский», причем пока непонятно, в каком оно находится состоянии и каковы его реальные возможности.
И в этом контексте интересно, что означает данная фраза Меркель – дежурное заявление или настрой оказать содействие России.
«Перед нами не дежурное высказывание Меркель, поскольку слова канцлера отражают позицию германского бизнеса, который завязан, как на энергетику, так и на нефтегазохимию. Для этого Германии необходимо дешевое российское сырье, поскольку газ – это не просто энергетический ресурс, но и основа для производства многих продуктов номенклатуры широкой химии», - констатирует Камкин.
Надо обратить внимание на то, что основные объемы «Северного потока-2» пойдут из Германии на экспорт, а Берлин очень хочет стать газовым хабом для ближайших к себе европейских государств, с чем и связана ставка немцев на этот инфраструктурный проект.
Кроме «Северного потока-2» немцев волнует ближневосточный контекст
«Далеко не только «Северный поток-2» интересен немцам при разговоре с Россией, поэтому правильно, что на встрече Путина и Меркель обсуждались темы Ближнего Востока, Ирана и Ливии, ставшие в последние дни настоящим мейнстримом», - резюмирует Камкин.
Как замечает эксперт, в Берлине опасаются дальнейшей эскалации ситуации на иранском направлении и окончательного выхода Тегерана из «ядерной сделки» после убийства генерала Сулеймани, ракетного обстрела баз США и падения украинского «Боинга» над Тегераном.
«Еще было предложение германской стороны сделать Берлин переговорной площадкой по урегулированию ливийского кризиса, хотя такой подход на сегодня запоздал, поскольку Россия и Турция уже сумели договориться по этому вопросу», - заключает Камкин.
По этой причине, в переговорном процессе с Россией темы Ливии и Ирана для Берлина уступают по значимости теме «Северного потока-2», где из-за последнего пакета американских санкций сформировалась стратегическая проблема по его практической достройке.
«Проект «Северный поток-2» сегодня задерживается от своих изначальных планов не на полгода, как мы еще несколько месяцев назад предсказывали, а чуть ли не полтора года, учитывая весь спектр возникших трудностей. России придется достраивать «Северный поток-2» собственными силами, невзирая на усиленные санкции США и возможные новые трудности», - констатирует Камкин.
Здесь возникает фактор новых усложнений строительства «Северного потока-2» – например, в виде введения санкций против «Академика Черского» или запрет Дании на работу этого судна в своих территориальных водах. России крайне важно минимизировать здесь риски, из-за чего логичны переговоры по этому вопросу на уровне российского и германского лидеров.
https://rueconomics.….ru%2Fnews