AndreyK-AV ( Практикант ) | |
07 фев 2020 13:51:13 |
Цитата: kotnsk от 07.02.2020 10:35:13
osankin ( Слушатель ) | |
07 фев 2020 16:40:11 |
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
07 фев 2020 17:07:44 |
Цитата: osankin от 07.02.2020 16:40:11
osankin ( Слушатель ) | |
07 фев 2020 19:28:02 |
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
07 фев 2020 21:14:22 |
Цитата: osankin от 07.02.2020 19:28:02
SMF ( Слушатель ) | |
08 фев 2020 11:10:16 |
Цитата: osankin от 07.02.2020 19:28:02
osankin ( Слушатель ) | |
09 фев 2020 04:13:06 |
Цитата: SMF от 08.02.2020 11:10:16
НаталияС. ( Слушатель ) | |
09 фев 2020 13:52:19 |
Цитата: osankin от 09.02.2020 04:13:06
SMF ( Слушатель ) | |
09 фев 2020 16:48:11 |
Цитата: НаталияС. от 09.02.2020 13:52:19
osankin ( Слушатель ) | |
10 фев 2020 01:14:18 |
Цитата: НаталияС. от 09.02.2020 13:52:19
Цитата...В частности, уже в октябре 1941 года самолёты разведчики поднимавшиеся с аэродромов под Курском, Воронежом, Брянском производили детальную съёмку не только волжских городов Горького, Чебоксар, Саратова, Казани,Куйбышева, Ульяновска, само собой что Сталинграда….но и Перми, Свердловска, Челябинска…и даже Томска в Сибири. Уже в октябре 1941 года жители Ульяновска увидели самолёт с крестами,а в ноябре немецкие самолёты сбросили 9 штук 50-ти кг бомб на Чебоксары,второй самолёт отбомбился по берегу Волги на окраине Чебоксар возле деревни Юрино. Как потом оказалось там развел костры остановившийся на ночёвку бродячий цыганский табор.Но особенно доставалось городу Горькому.В отдельные ночи на промышленные предприятия этого города вплоть до осени 1943 года совершались налёты бомбардировочной авиации противника до 40-60 самолётов за ночь в три потока. Шли как обычно, после часа ночи из Курска (после Курской битвы уже с более западных аэродромов) выходили в район г.Коломна и по блестящей в ночи реке Оке до Павлова ,затем разделялись на две группы одна заходила со стороны г.Арзамаса, вторая со стороны г.Павлова. Оргапнизованные приказом Наркомата обороны посты ВНОС (внутреннего обнаружения оповещения и связи) разбитые по квадратам и полосам по всему прифронтовому тылу( полосы всего 5 в 80 км друг от друга,сами посты, организационно входящие соответственно в взводы, роты и батальоны и более высшее командование распологались друг от друга в в 12-10 км друг от друга. Территорию нашей области( тогда Куйбышевской)постоянно, в течении всей войны «обслуживал» батальон ВНОС сформированный летом 1941 года в г.Кузнецке в основном из молодых девушек уроженок Пензенской и Куйбышевской области, а в 1946 переведённый в Туркмению, и там в 1961 году расформированный окончательно. Жили девчата в землянках, отделениями по 7-8 человек, по 2 в смену для круглосуточного дежурства по окраинам населённых пунктов области.Поддерживая связь с местными администрациями и жителями.Случалось всякое — несмотря на личное оружие-подвергались они и нападениям вооружённых уголовников дезертиров, скрывающихся в лесах, и даже волков, которые тогда ордой нахлынули в тылы из областей охваченных боевыми действиями.
ЦитатаСреди присланных мне книг обнаружилась М. В. Зефиров, Д. М. Дегтев, Н. Н. Баженов. Свастика над Волгой. - М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2007. 656 с. 3000 экз. (Неизвестные войны) ISBN 5-17-041913-9, 5-9713-4525-7, 5—9762-2434-2
...
Между делом авторы задают риторический вопрос, на который сами же и отвечают: «Могли ли немецкие бомбардировщики бомбить заводы за Уралом?».Отвечают вот как (это я, впрочем слышал давно, но кому-то может быть интересно)
Во-первых, «фирма «Мессершмитт» с начала 1941 г. вела работы над четырехмоторным самолетом Ме-264. По своим тактико-техническим данным эта машина должна была превзойти все английские и американские бомбардировщики, в т.ч. и В-17 «Летающая Крепость». При бомбовой нагрузке в пять тонн самолет мог находиться в воздухе до 45 часов и имел эффективный радиус действия примерно семь тысяч километров. Таким образом, в случая поступления на вооружение Люфтваффе Ме-264 мог быть использован для налетов не только на Урал, но и на Новосибирск, Иркутск и Читу. На Западе в его радиус действия попадали американские Нью-Йорк, Вашингтон и даже Чикаго, т.е. основные центры американской промышленности. Первый опытный экземпляр бомбардировщика был построен в конце 1942г., однако в дальнейшем из-за нехватки ресурсов и отсутствия интереса у командования Люфтваффе работы по нему были свернуты».
Во-вторых, «фактически же новые бомбардировщики Do-217 и Не-177 имели техническую возможность осуществить налет на Урал. Расстояние от аэродрома Сешинская в Брянской области до Свердловска и Нижнего Тагила составляло около 1750 км. От аэродрома Тацинская до Челябинска нужно было пролететь и того меньше - полторы тысячи километров, Однако «Дорнье» немцы предпочитали использовать против Великобритании, а новый «Хейнкель» в 1942 г. еще страдал многочисленными «детскими болезнями», из-за которых не мог быть использован в столь масштабных операциях.
Но самое интересное, что и уже имевшиеся самолеты Не-111 вполне могли поразить уральские заводы! Хотя максимальный эффективный радиус действия бомбардировщика составлял около 1000 км, его можно было значительно увеличить путем подвески дополнительных топливных баков. 21 января 1942 г. в 08.00 по берлинскому времени с ливийского аэродрома взлетел «Хейнкель-111» лейтенанта Франца Бонскакка, имевший на борту пять тонн бензина. Пролетев над всей Сахарой, он в 14.30 сбросил бомбы на город Форт Лами, расположенный южнее озера Чад, во Французской Центральной Африке. Расстояние до цели составило около 2500 км! В результате налета был и уничтожены все запасы нефти, 400 т авиабензина и 10 самолетов. На обратном пути «Хейнкелю» не удалось дотянуть до своего аэродрома, и он совершил вынужденную посадку в Ливийской пустыне. Этот факт доказывает, что если уж удалось на двухмоторном бомбардировщике поразить цель на расстоянии 2500 км, то долететь до Урала и вернуться обратно опытным экипажам Не-111 не составило бы большого труда.
Кроме того, для бомбардировки Свердловска и Челябинска можно было использовать четырехмоторные самолеты FW-200 и Ju-290, обладавшие радиусом действия свыше 2000 км. Учитывая же полное отсутствие противовоздушной обороны восточнее Волги, становится понятно, что даже налет небольшими силами (15—20 машин) мог принести полный успех. Как показывает опыт с заводами Поволжья, даже несколько удачных попаданий в уязвимые места могли значительно сократить уровень производства на неопределённый срок. Тем более что в распоряжении немцев были подробные аэрофотоснимки Перми, Ижевска, Уфы и др. городов, сделанные экипажами дальних разведчиков. Но и Урал не являлся пределом возможностей. Учитывая пример лейтенанта Бонскакка, в радиус действия Люфтваффе попадал даже Омск!».
Авторы, как они считают нужным, отвечают на вопрос "Могли или не могли, и если могли, то как?" и вовсе не настаивают на том, что бомбить Урал для немцев было делом плёвым. (История Второй Мировой войны знает бомбардировочные рейды из политических соображений - на Берлин советскими ВВС, и на Токио - американскими). Дело в том, споря или частично соглашаясь с тем, что технические возможности таких акций у Люфтваффе были, понять насколько эффективна были бы такие операции.
С политической точки зрения - эффективна, а вот как с военной? Достаточен эффект или мал по сравнению с затратами и отвлечёнными ресурсами? Понятно, что фактический результат может быть разным - положить на бок всю металлургическую промышленность - это одно, а её остановить, или затормозить её работу на месяц-два (что может сказаться невероятным образом на всей экономике) - другое. Но это тема сложна и эмоциональна - предмет, даже не для кандидатской, а для докторской.
ЦитатаВ 2012 году американский блогер и историк Джон Кальвин опубликовал в Интернете несколько десятков снимков советских городов, выполненных воздушной разведкой люфтваффе. Оказалось, что в архиве были представлены не только прифронтовые города, но и индустриальные центры, которые находились в глубоком тылу. Оказалось, что в 1942 году немецкие разведчики летали даже над Уфой! До момента публикации архивных материалов считалось, что территория Урала оставалась недосягаемой для немецких самолетов, а планы германского командования о нанесении бомбового удара по промышленному центру СССР преподносились в качестве некой выдумки.
Весной 2012 г на Интернет-сайте американского историка Джона Кальвина были опубликованы аэрофотоснимки нескольких советских городов, сделанные немецкой разведкой. Помимо прифронтовых городов, над которыми летали самолеты врага, в архиве были представлены снимки Уфы. Во время войны здесь располагались эвакуированные производственные предприятия, а также существовал крупный нефтепромышленный центр.
Как можно понять из реквизитов к снимкам, фотосъемка с борта самолета–разведчика была проведена в 1942 году. На снимках были отмечены стратегические объекты: радиостанция Коминтерна, аэродром в Максимовке, нефтеперерабатывающие заводы. Немецкие специалисты обозначили расположение цехов отдельных предприятий, котельных и паротурбинных станций – обеспечивающих электроэнергией весь город, а также радиопередающие станции и прочие стратегически важные объекты народного хозяйства. Более детально из всех имеющихся снимков, немцы разобрали снимки с авиамоторным заводом, в архиве снимок обозначен под именем: «Ufa ZR 21 А4-54А» и «Ufa ZR 21 А4-54В», на снимке обведены три объекта: А – первая площадка (Teil I), В – вторая площадка (Teil II), и С – SU 50533, паротурбинная электростанция (Dampfkraftwerk), ныне ТЭЦ № 2. Цифрой «1» обозначены три здания Mech. Werkstätten Einzelteilefertigung – цеха изготовления отдельных деталей. Цифрой «2» обозначены три здания Montagehallen und Prüfstände – сборочные цеха и испытательные стенды. Цифрами «4» и «5» обозначены склады заготовок и готовой продукции. Цифрой «8» обозначена Pumpenhaus – компрессорная станция.
Помимо важных объектов на снимках присутствуют постройки, не имеющие какой-либо важности в плане обеспечения жизнедеятельности Уфы, все эти объекты отлично просматриваются, но не один из них не подписан и не прокомментирован. Столь подробная информационная справка о стратегических объектах и игнорирование построек второстепенной значимости, свидетельствует о том, что помимо самолетов люфтваффе бороздящих небесные просторы над Уфой в городе действовала шпионская сеть германской разведки Абвер. Причем, судя по точности комментариев, «свои люди» у немцев были даже на режимных оборонных предприятиях.
На первый взгляд может показаться, что немецкие самолеты-разведчики не смогли бы достичь Уфы, но оценив общее положение дел на фронтах, становится очевидным, что возможность долететь до столицы Башкортостана, а затем вернуться назад без дополнительных заправок у нацистов все же была. К осени 1942 вермахт вышел к Воронежу и Сталинграду, что сократило расстояние от аэродромов, расположенных на передовой фронта до Уральских гор. Тысяча километров отделяла тыл от линии боевых действий. Это расстояние оказалось вполне доступным для самолетов дальней разведывательной авиации.
В люфтваффе существовала специальная эскадрилья дальней разведки 1.(F)/ObdL. В штате данного подразделения состояли самолеты «дорнье» (Do-215В-2), «юнкерс» (Ju-86Р, Ju-88D) и «хейнкель» (Не-177). Радиус действия этих машин достигал 2145 км. Высота полета немецких «самолетов-призраков», как называли сами немцы свою дальнюю разведку, достигала 11000 м, что фактически лишало возможности наших сил ПВО опознать самолет с земли и сбить нарушителя. К тому же в 1942 году на Урале, считавшимся недосягаемыми для полетов вражеской авиации, как таковой обороны ПВО не было.
Разумеется, что о полетах вражеской авиации над Уралом узнали в главном штабе и в июне 1943 года, когда фашисты нанесли бомбовый удар по находящемуся в тылу Горьковскому автозаводу, ставка постановила усилить посты ПВО, в том числе, для обороны воздушного пространства Уфы. Для создания эшелонированной обороны Урала было выделено 48 зенитных орудий.
Гитлер планировал организовать на Урале серию крупных диверсий, с целью чего в тыл красной армии планировалось забросить несколько диверсионных групп, а также нанести превентивный бомбовый удар по промышленным предприятиям. Для германского командования Уфа представляла интерес еще и по той причине, что уфимский вокзал являлся неким сортировочным центром на транссибирской железнодорожной магистрали, соединивший Восток и Запад в логистической цепочке по доставке грузов и боевых подразделений. Выведя из строя столь важный транспортный узел можно было бы внести серьезный сбой в военную логистику, чем саботировать доставку грузов и войск к линии фронта, что стало бы серьезной проблемой для нашей армии. Есть данные, что фашистские лазутчики все же попыталась осуществить свой коварный план и развернуть на Урале настоящую диверсионную войну под кодовым наименованием операция «УЛЬМ».
ЛЮБУШКИН Андрей || «Таинственный Урал»
НаталияС. ( Слушатель ) | |
10 фев 2020 13:24:20 |
Цитата: osankin от 10.02.2020 01:14:18
osankin ( Слушатель ) | |
10 фев 2020 15:04:57 |
Цитата: НаталияС. от 10.02.2020 13:24:20
НаталияС. ( Слушатель ) | |
10 фев 2020 18:51:33 |
Цитата: osankin от 10.02.2020 15:04:57
osankin ( Слушатель ) | |
10 фев 2020 20:28:40 |
Цитата: НаталияС. от 10.02.2020 18:51:33
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
10 фев 2020 16:36:50 |
Цитата: osankin от 10.02.2020 01:14:18
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
16 фев 2020 12:01:13 |
Цитата: osankin от 11.02.2020 07:13:08
TAU ( Слушатель ) | |
23 апр 2020 21:29:54 |
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
09 фев 2020 15:05:12 |
Цитата: osankin от 09.02.2020 04:13:06
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
09 фев 2020 17:33:58 |
Цитата: SMF от 08.02.2020 11:10:16
Flugkater ( Слушатель ) | |
07 фев 2020 20:06:40 |
Цитата: osankin от 07.02.2020 16:40:11
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
08 фев 2020 10:31:45 |
Цитата: Flugkater от 07.02.2020 20:06:40
ЦитатаВ результате июньских бомбёжек (1943) на предприятии были разрушены главный конвейер, кузница, цех шасси, колёсный, ремонтно-механический, моторный цеха, уничтожены 50 зданий и сооружений, выведены из строя 5900 единиц оборудования, 8 000 моторов, 14 тыс. комплектов электроаппаратуры, 8 цеховых подстанций, 28 мостовых кранов, более 9 000 м конвейера и др. Немецкая авиация нанесла значительный ущерб Соцгороду и посёлкам автозавода: пострадали центральный клуб, поликлиника, дошкольные учреждения. Большой урон был нанесён жилому сектору района (75 проц. жилой площади нуждалось в среднем и капитальном ремонте). В районе погибли 282 человека, получили ранения более 500.
Цитата.....
В июне 1943 г. в г. Горький приехала правительственная комиссия во главе с секретарем ЦК ВКП(б) А. С. Щербаковым. Совместно с представителями обкома ВКП(б) и руководством автозавода был разработан развернутый план восстановительных работ. На заседании бюро обкома 9 июня обсуждались вопросы о ходе восстановительных работ на автозаводе и о мерах улучшения местной противовоздушной обороны г. Горького.
К восстановительным работам были привлечены крупнейшие горьковские заводы: «Красное Сормово», «Двигатель революции», «Красная Этна», авиационный завод имени Орджоникидзе и другие предприятия. Из Москвы приехал и снова занял пост директора И. К. Лоскутов *. «Приказ о моем возвращении на завод,— вспоминает И. К. Лоскутов,— пришел неожиданно. Утром я сдал дела, вечером того же дня прибыл в Горький. И хотя мне было приказано сразу же явиться в обком партии, душа не выдержала: заглянул на автозавод.
Пустые оконные пролеты, горелый кирпич, покореженные металлоконструкции. Но жизнь на автогиганте не замерла. То, что фашисты крушили ночью, люди восстанавливали днем. Ночные бомбардировки, пожары выматывали, уносили десятки жизней. А люди не сдавались, делали все, что в их силах, боролись за каждый станок, за каждое здание.
В обкоме разговор был короткий: принять дела, ознакомиться с обстановкой, организовать восстановительные работы, особое внимание уделить производству вооружения для фронта».
....
В героические дни восстановления в ходе социалистического соревнования возникло движение за скоростной ремонт оборудования, инициатором которого была бригада слесарей Султана Ибрагимова из ремонтно-механического цеха. Новый, прогрессивный метод, примененный патриотами, опроверг технические расчеты, которые показывали, что на ремонт выведенных из строя станков необходимо затратить 2 282 тыс. человеко-часов, что требовало более 3 тыс. ремонтников. Каждый член бригады выполнял определенную операцию: малоквалифицированные рабочие производили разборку станков и очистку деталей, ремонтники средней квалификации— шабровку плоскостей и сборку узлов, бригадир занимался окончательной сборкой и отладкой станка. Вместо 40—50 дней бригада С. Ибрагимова отремонтировала первый станок за 9 дней, второй — за 8, третий — за 6, четвертый — за 5 дней. В исключительно короткие сроки было отремонтировано 50 станков.
Напряженный план выпуска продукции для фронта предусматривал быстрое восстановление цехов и безусловное выполнение июльской программы выпуска танков. Одновременно с восстановлением производства автозаводцы развертывали социалистическое соревнование за максимальное использование имеющегося станочного парка.
...
Цитата.....
.....
Невозможное за 100 дней
Именно июньские бомбежки 1943-го стали одной из самых черных автозаводских страниц Великой Отечественной войны. Пустые оконные пролеты, горелый кирпич, покореженные металлоконструкции... Завод и район после жестоких бомбардировок практически лежали в руинах, но люди все равно продолжали трудиться, давая фронту все необходимое. То, что фашисты крушили ночью, они восстанавливали днем. После отражения последних налетов немцы отказались от попыток разрушить автозавод.
В обороне города и ликвидации последствий воздушных вражеских ударов помогала вся страна. Но и сами горьковчане работали ударными темпами, сделав фактически невозможное. По прогнозам специалистов, на восстановление разрушенного завода должно было уйти несколько лет. Его восстановили за 100 дней и ночей. Уже в июле ГАЗ выполнил производственную программу на 127 процентов. И вряд ли кто-то посмеет сказать, что это не было подвигом.