Тред №144137
новая дискуссия
Дискуссия
73
в продолжение про экономическую платформу национал-социалистов. Очень много здравых идей, которые можно было бы применить и в наших реалиях.
"Финансовая политика
Основной заявленной целью национал-социалистов в области экономики было вывод страны из системы рыночных отношений, что не могло пройти безболезнено и требовало экстренных мер, поскольку валюты на закупку промышленного сырья катастрофически не хватало а растущая милитаризация требовала этого сырья всё больше и больше то эту проблему решили следующим образом: 9 сентября 1936 года был принят четырёхлетний план разработанный лично Гитлером, целью которого было увеличение производства железа, стали, синтетического топлива, буны и эрзац-шерсти, основой этого плана были значительные финансовые вливания из государственного бюджета. Ради наиболее эффективного использования дефицитного сырья эксплуатацию железнорудных месторождений в районе Зальцгиттер взяло на себя государственное предприятие "Заводы Германа Геринга".
Поскольку краеугольным камнем национал-социалистической финансовой политики был отказ от привлечения в экономику иностранного капитала то в качестве альтернативы ему они создали параллельные внутренние деньги. Предназначенные исключительно для финансирования производства вооружений. Не имеющие свободного обращения на финансовом рынке вне Германии. Сначала, в 1934-35 годах такими деньгами были векселя Металлургического научно-исследовательского общества (Mefo). Их иммитировали для оплаты вооружений фирмам-поставщикам, они гарантировались государством но могли использоваться лишь промышленными предприятиями работающими на войну. Из 101,1 миллиарда марок расходов немецкого бюджета в 1934-1939 году, не менее 20 миллиардов марокпредставляли из себя векселя Mefo, то есть инвестиционные деньги, не имеющие хождения на рынке , а посему-не создающие инфляционного давления на экономику.
С 1938 года вместо денег имперское кредитное управление фирмам-производителям начало выплачивать "денежные переводы за поставку" со сроком погашения в шесть месяцев. С 1939 года 40% военных заказов начало оплачиваться так называемыми "налоговыми квитанциями", которыми подрядчики имели право рассчитывться с поставщиком. Чтобы избежать "бегство капиталов" за границу, в 1937 году было издано "положение о немецких банках", по которому ликвидировалась независимость государственного банка, прекращался свободный обмен марки на иные валюты. А "Закон о государственном банке" 1939 года вообще снял все ограничения по предоставлениюгосударственного кредита - надобность в параллельных деньгах отпала а марка возросла втрое. С 1934 года по так называемому "Новому плану" внешняя торговля перешла под полный государственный контроль, а все предприятия вошли в состав семи "имперских групп промышленности".
С помощью этих мер удалось изменить структуру инвестиций в пользу военной промышленности, что, в свою очередь, способствовало усилению конъюнктуры в тяжёлой промышленности: машиностроении, автомобилестроении, химической промышленности, самолётостроении и электроэнергетике.
Несомненным успехом нацистской финансовой политики было то, что беспрецедентный экономический подъём произошёл без иностранных инвестиций, без привлечения иностранных кредитов, без участия международных и вненациональных финансовых институтов.
Ликвидация безработицы
Самым серьёзным успехом национал-социалистов в области социальной и экономической политики было ликвидация безработицы. Ко времени их прихода к власти 36% немцев жило на пособие по безработице, для устранения этого социального зла был принят "Закон об ослаблении безработицы", он предусматривал передачу коммунам около 1,5 млрд. рейхсмарок на реализацию программы занятости, осуществление общественных работ, жилищное строительство, мелиорацию. Большое значение при организации общественных работ имела программа строительства имперских автобанов, на эти цели было дополнительно израсходовано 3 млрд. рейхсмарок и занято 137 тыс рабочих, при этом средства на это строительство изымались из касс на страхование по безработице. Усилия нацистов на этом не лёгком поприще стали сказываться очень быстро, уже к июлю 1933 года, менее чем за полгода, количество безработных снизилось с 5,014 млн в 1932 году до 4,464 млн, а к 1934 году снизить её ещё вдвое, до 2,7 млн, и почти полностью ликвидировать её к 1937 году. Отнюдь не маловажным было то что подобные успехи, воспринимаемые многими тогда как чудо, были осуществлены без инфляции, стабильных ценах и зарплате.
Национал-социалисты хорошо понимали важность решения этой задачи, ибо их будущее, будущая роль их партии в государстве зависило прежде всего от того на сколько успешно они решат именно эту задачу,так Гитлер на конференции штатгальтеров 6 июля 1933 г. заявлял: "У нас одна задача-работу всем, работу и ещё раз работу. Только ликвидировав безработицу, мы завоюем самый прочный и устойчивый авторитет". Успешная ликвидация безработицы как ни что другое способствовало упрочению позиций НСДАП в обществе и усилила веру немцев в харизму Гитлера, которая стала столь значительна что играла уже роль своеобразного и очень действенного национального консенсуса всех слоёв немецкого общества.
"Пирамиды Третьего Рейха"
После прихода к власти Гитлер заявлял: "если раньше жизненный уровень народа измерялся протяжённостью железных дорог, то в будущем он будет определяться протяжённостью автомобильных дорог". С подачи Гитлера пропаганда сразу же окрестила этот проект "пирамидами Третьего Рейха", который имел также огромное пропагандистское значение. Поскольку безработица в Германии сокращалась а взносы на страхование по безработице сохранились то Гитлер приказал финансировать из этих средств строительство дорог. Необходимую техническую поддержку и инженерное обеспечение проекта взял на себя талантливый инженер-дорожник Фриц Тодт, в июне 1933 года Гитлер назначил его "генеральным инспектором дорог", он руководил 15 строительными управлениями с 6000 управленцев-инженеров и администраторов. Надведомственный аппарат Тодта оказался чрезвычайно эффективным а результаты их труда наглядными, автобаны стали неким - "чудом из гранита и асфальта" полюбоваться на которое устремились толпы иностранных туристов. Кроме того автобаны имели большое мобилизационное и культурное значение, явившись прецендентом ландшафтной архитектуры. Тодт заставлял подчинённых искать такие технические решения, при которых техника и природа могли гармонировать друг с другом. "Путешественники, - писал Тодт - должны не только максимально быстро, удобно и безопасно перемещаться, но и наслаждаться красотой ландшафта. Быстрая езда позволяет воспринрмать красоту природы в иных, более крупных масштабах. Нужно учитывать ритм простора и закрытых пространств, высоты и низин, степи и леса". Особое значение придавалось расположению и архитектуре многочисленных мостов. Их строили то в виде римских акведуков, то средневековых крепостных сооружений, то в стиле модернизма. Поэтому немецкая сеть автобанов считалась самой красивой в мире. Немецкие автобаны состояли из двух линий прочного дорожного покрытия по 7,5 м шириной,между ними шла трёхметровая полоса зелёных насаждений,каждая линия была разделена на два полотна,справа от каждого из них находилась полоса для стоянки. В отличии от других стран пользование дорогой в Германии было бесплатным. К мая 1939 года была готова половина из запланированных 6900 км дорог.
Помимо помощи в борьбе с безработицей автобаны должны были стимулировать моторизацию страны, для этой цели было стимулировано создание "народного автомобиля". По поручению Гитлера Лей создал "общество подготовки к созданию немецкого народного автомобиля" (Gesellschaft zur Vorbereitung des deutschen Volkswagen mbH), руководство которым поручили У.Лафференцу, главным конструкторами знаменитого "жука" стали Ф. Порше и Й. Верлин. Была расчитана и примерная цена народного автомобиля-она должна была составлять в пределах 990 рейхсмарок, что составляло примерно трёхмесячную зарплату рабочего, продавать эти автомобили планировалось в кредит, каждый желающий могбы его получить отчисляя еженедельно в течении неполных четырёх лет 5 марок, что было совсем не обременительно даже для рабочих низкооплачиваемых профессий.
26 мая 1938 года Гитлер заложил первый камень в фундамент завода "Фольксваген". ДАФ инвестировал в его строительство 300 млн. рейхсмарок-и к июлю 1939 года завод уже дал первую продукцию. Всего до 1 сентября 1939 года было построено всего 630 "жуков", затем помешала война, завод перешёл на производство военной техники войны.. По настоящему народным автомобилем "жуку" суждено было стать уже после войны.
DAF
На смену распущенным после 1 мая 1933 года профсоюзам пришла новая организация, ставшая со временем самой массовой в Германии ДАФ (DAF - Deutsche Arbeiterfront) - "Немецкий рабочий фронт", во главе которого находился бессменный его лидер, один из близких и преданных соратников Гитлера Роберт Лей. По функциям ДАФ стремилась полностью заменить собой профсоюзы, не случайно символом ДАФ стал молот и зубчатое колесо - подражение серпу и молоту. ДАФ формировал и нёс ответственность за социальную политику рейха, к началу войны в нём было 30 млн. членов и почти 44 тыс. функционеров, материальной предпосылкой роста могущества организации стала конфискованная собственность профсоюзов. После образования 10 мая 1933 года ДАФ постепенно стала превращаться в универсальную общественную организацию, занятую обучением и воспитанием производственных кадров, а также организацией отдыха и развлечений трудящихся, он был единственной нацистской организацией в области социальной политики и обладал самыми устойчивыми позициями в этой важной сфере жизни общества. Решающим значением для формирования финансовой базы ДАФ было согласие работодателей отчислять членские взносы вместе с налогами из зарплаты рабочих,к 1939 году около 70 % предприятий перечисляли членские взносы, доход ДАФ в 1939 году 539 млрд. рейхсмарок - в три раза больше чем у партии.
С помощью ДАФ Лей пытался создать бесконфликтную и дружную народную общность, воплотить изначально провозглашённую национал-социалистами цель - создание "народного государства". Главными компонентами его кредо были: развитие государства всеобщего благосостояния, улучшение возможностей социального роста для каждого человека, а также достижение социального согласия путём укрепления единства народа. Со временем ДАФ превратился в суперведомство с широкими полномочиями и возможностями давления на предпринимателей, хотя зарплата в рейхе с 1933 года была практически заморожена ДАФ тем не менее добивалась от последних значительных уступок: более продолжительных отпусков и обеспечения лучших условий труда. По инициативе ДАФ был принят закон по которому рабочие зарплата которых не достигала 183 марок освобождались от налогов, и предприниматели не случайно видели в ДАФ "огромный динамичный профсоюз". Лей часто вступал в конфликты с предпринимателями, зачастую занимая жёсткую позицию он оправдывал её: "Не надо говорить, что наши социальные мероприятия - это излишества, наоборот, они являются высшей степени хозяйственности. Предприниматель, который не понимает этой логики, - не хозяйственник и не немец". Достижения ДАФ были весьма значительны, он действительно поднял социальный статус рабочего. В предвоенные годы ДАФ много занимался организацией материального вспомоществления; важную роль играла пропаганда, с помощью которой ДАФ пытались повысить чувство достоинства рабочих и из париев общества превратить их в его полноценных и достойных членов. Многие программы ДАФ увенчались значительными успехами,так, программа "Красота труда" (Schoncheit der Arbeit) привела к облегчению условий труда на предприятиях, Лей говорил: "я буду стараться внушить народу такой рабочий этос, который помог бы ему узреть в труде нечто прекрасное и возвышенное. Я буду стремится к тому,чтобы наши заводы и фабрики стали храмами труда, я буду стремиться сделать рабочих самым уважаемым в Германии сословием".
К программе "Красота труда" был подключён и главный архитектор рейха Алберт Шпеер, которму был поручён отдел "Эстетика труда" занимающийся преобразованием немецкой промышленности. В этом отделе Шпеер с коллегами вели работу с предпринимателями, и те переооборудовали заводские корпуса,расставляли цветочные горшки,отмывали окна и расширяли их площадь, учреждали на заводах и фабриках столовые, бывшие тогда большой редкостью. Это ведомство активно занималось и бытовыми условиями рабочих на производстве - гигиеной,питанием, а также жилищными условиями на тех производствах, где людям приходилось длительное время трудиться вдали от дома. Характерно и то, что само ведомство никакими средствами не располагало и оказывать прямого давления на предпринимателя тоже не могло, ему приходилось действовать лишь морально и большинство предпринимателей охотно шли на встречу а часть работы коллективы предприятий осуществляли бесплатно в свободное время. Результаты работы ведомства были впечатляющими, уже в 1936 году ведомство отчитывалось, что ревизовано 70 тысяч предприятий, на заводах построено десятки тысяч кухонь и столовых, бассейнов и спортивных площадок, на общую сумму 1 млрд. рейхсмарок.
ДАФ имела возможность материально поддерживать рабочих в случае болезни, потере рабочего места и травмы на производстве. Важнейшим направлением социальной политики считалось жилищное строительство и социальное страхование, хорошая и просторная квартира была важнейшим фактором в области создания и защиты здоровой семьи, а социальное страхование по болезни и старости дать уверенность в завтрашнем дне. Для преодоления проблем с жильём ДАФ и правительство широко использовало налоговые льготы, субсидии и дарственные. Было развёрнуто широкое жилищное строительство, так если в 1932 году было построено 141 000 квартир, то в 1933м уже 200 000 а три года спустя 300 000. Вновь образованным молодым семьям выдавались ссуда на покупку и строительство жилья в размере 1000 мрок под 1% годовых, после каждого рождённого ребёнка 25% этой суммы списывалось. Законом были введены ограничения на квартплату, для рабочих она не должна была превышать 26 рейхсмарок, что равнялось примерно одной восьмой частью средней зарплаты.
В рамках программы "Институт труда" (Arbeitswissentschaftliche Institut der DAF) были разработаны новые концепции политики в сфере зарплаты, профессионального обучения и здравоохранения, так, программа предусматривала введение государственной пенсии вместо практикуемых отчислений в счёт будущих пенсий.
Вопросами организации и планирования отдыха рабочих занималось организация "Сила через радость" - КДФ (KdF - Kraft durch Freude); она, к примеру, предлагала немцам ранее для них не известные поездки в отпуск, в том числе и за границу, которые осуществлялись через ведомство туризма,путешествий и отпуска руководимое Бодо Ляференцем. Это ведомство охватывало практически все направления туризма. Организовыввались однодневные туристические поездки по стране, проводились вылазки на природу на велосипедах, пешком или в комбинации с автобусной экскурсией, практиковались туристические поездки всем коллективом предприятия или семейные путешествия по вполне доступным ценам. Существовали двухнедельные просветительские поездки по Рейну, Австрии или в Шварцвальд. Для организации морского туризма в дополнение к используемым старым судам было заложено два корабля-близнеца "Вильгельм Густлов" и "Роберт Лей",по 25 тыс. тонн водоизмещением каждый. Недельный круиз на Мадейру на таком судне стоил 150 рейхсмарок, включая дорогу и 5 - 6 разовое питание. До КДФ поездка на Мадейру была доступна только состоятельным людям и стоила около 400 рейхсмарок. КДФ и её программа для отпускников была революционной в области массового туризма, до этого ещё ни одно государство подобного охвата социальных реформ, и как раз поэтому эта программа служила своеобразным символом национал-социалистического режима и предметом зависти рабочего класса за рубежом.
Идеологическая работа ДАФ была сосредоточена в ведомствах "Праздники" и " Народное образование" (Volksbildungswerk), оно включало в сферу своей деятельности народный театр и самодеятельность, народные развлекательные программы. С помощью сети отделений ведомство организовывало массовое посещение трудящимисятеатральных спектаклей и концертов с классическим репертуаром, для рабочих билеты на концерты и в театр дотировались КДФ (в берлинскую оперу билет для рабочего стоил 1 рейхсмарку), средства на дотацию поступали от ДАФ, самой богатой общественной организации Третьего Рейха. Это ведомство организовывало даже поездки рабочих на Байройтский фестиваль музыки Вагнера, недельное пребывание на котором стоило всего 65 рейхсмарок и было по карману практически каждому рабочему.
КДФ была очень популярна, до 1939 года в её туристических программах приняло участие свыше 7 млн. немцев, ещё 35 млн. в организованных КДФ пикниках, в 1934 году в туристические туры отправилось 2 млн человек, в 1935 году - 3 млн, в 1936году - 6млн, а в 1937 году - 9 млн человек. До начала 1938 года было зарегистрировано 384 морских путешествий и 60 тыс. других мутешествий. В 1939 году, непосредственно перед войной различными мероприятиями КДФ был охвачен каждый второй немец и не в последнюю очередь благодаря ей национал-социалистический режим заручился поддержкой самого самого дисциплинированного и квалифицированного рабочего класса в мире."
Отредактировано: ymunymu - 01 янв 1970