Цитата: Sir Max Merfie от 24.02.2020 09:36:31Посевы и всходы. Час Большого Передела
Мы много говорим о большом переделе мира. Он наступает, поскольку у былого гегемона - Соединенных Штатов Америки фактически иссякли возможности для давления на мировые процессы – экономические, политические, культурные.
В сфере экономики давит большой долг, неэффективные по большому счету государственные финансы (огромный дефицит бюджета) и внезапно возникшие какие-никакие конкуренты (Китай и ЕС). В сфере политики – внутренняя борьба демократов и республиканцев за образ будущего Америки. Вместо того, чтобы коллективно бороться за американское будущее развивается борьба между отдельными группами влияния и кланами, что откровенно делает единую государственную политику невозможной. Военно-политическая составляющая столкнулась с неэффективностью новейших образцов вооружения и политикой «обещать и не ударить» исповедуемая Трампом, что сразу же поставило на повестку дня вопрос, а есть ли она, эта американская сила? В культурной сфере и без того не блестящая американская культура долгое время держалась на Голливуде и американской поп культуре к настоящему моменту утратила главным образом свою привлекательность и наполненность смыслами.
Перспективно, «Большой Передел Мира» не просто потенциальная возможность, но и неизбежность будущего. И в этой самой большой игре России придется играть на самом высоком уровне. Тем более, что все конкуренты в самый решающий момент оказались ослаблены и возможно весьма критично.
Соединенные Штаты с головой ушли в президентские выборы, борьба на которых как в стане демократов, так и затем вполне может расколоть Америку еще глубже, нежели чем когда-то прежде. Весьма вероятно, что закончатся они скандалом и коллапсом с тремя кандидатами, отсутствием реального большинства и попыткой протащить кого-то еще. Но об этом подробнее в другом исследовании.
Европейский Союз, который по масштабам экономики вполне представляется как конкурент в глобальном экономическом споре. Но выход Великобритании из ЕС и истерическая попытка скроить по запчастям бюджет ЕС без доли Великобритании ставит под вопрос существование ЕС и его единство.
Китай, выглядевший как лидер мировой экономической гонки (по скорости прироста экономики) оказался в тисках с одной стороны короновируса (показывающего, что Китай можно парализовать, было бы желание) а с дугой внутрипартийным конфликтом, который сейчас разворачивается во всей красе с арестами отельных функционеров. И все это на фоне торговой войны с США, которая после подписания первой фазы совсем не закончилась, более того, весьма вероятно только началась. А это мощнейшие якоря, которые будут сдерживать Китай.
В этих условиях Россия представляется одним из реальных кандидатов на большое изменение всей мировой архитектоники в самом кратковременном будущем – буквально в следующую пятилетку.
Но для этого нужно решить ряд задач. Переформатировать власть в стране, придав устойчивость и персонификацию в системе управления в стране (и тут мы сталкиваемся с конституционной реформой). Переформатировать ближнее зарубежье, сформировав удобный базис для развития (и ситуацию по изменению законодательства о гражданстве и работу по интеграции с Белоруссией мы сейчас видим). Сохранение и формирование системы принципов и норм взаимодействия между государствами (и Россия сейчас является одним из последних столпов сохранение международно-правового порядка) Наконец, провести экономическую модернизацию, обеспечив экономико-технологический потенциал для места России в системе мирового порядка. Все это необходимое.
Поговорим о позициях участников большого квартета и о том, что следует в первую очередь предпринять России, чтобы не потеряться в этом квартете.
США. Выборы, выборы
Вся жизнь Америки строится сейчас вокруг выборов. Перестановки в Белом Доме, отдельные политические шаги, решения, принимаемые в разведке, вооруженных силах, экономике и прочее. Все ради того, чтобы определить политическое будущее США на следующие 4 года.
Примечательно, что на самом деле времени у США по большому счету практически нет. Торговая война с Китаем до конца не доведена, военные угрозы предвыборного периода купируются очень и очень слабо (в результате прямо сейчас Трампу приходится в ручном режиме решать вопрос с талибами в Афганистане. Им практически ничего не стоит устроить для американцев чреду потерь в вооруженных силах, размещенных в Афганистане прямо перед выборами, достаточно простого обстрела баз. Это конечно не будет победой Талибан, но Трампу от того точно лучше не будет. В результате от греха лучше вовремя уйти из Афганистана. Из Ирака и Сирии вероятно тоже. Выборы превыше всего). Не полностью завершена стабилизация Южной и Центральной Америки. Мадуро еще президент Венесуэлы, а Ортега – Никарагуа. Многие планы если не провалены, то очень серьезно скорректированы.
Казалось бы, что Трампу беспокоится. Выборы не определят места США в будущем реальном геополитическом и геоэкономическом раскладе. Более того недееспособность демократической партии, продемонстрированная в Айове приводит к мысли, что соревноваться Трампу придется не с демократами. Они по большому счету статисты в этой борьбе.
Трампу придется соревноваться с реальными обстоятельствами. Не допускать экономических срывов, не допускать катастрофических военных провалов, не позволять обстоятельствам серьезно подорвать свой рейтинг.
В результате возвращение домой части американцев, которые были на злополучном круизном лайнере с короновирусом вызвало чуть ли не истерику в американской верхушке власти. Короновирус это угроза экономике. Прекращение транспортного сообщения, остановка заводов, обвал биржевых индексов. Все это, факторы влияющие на будущие выборы.
Таким образом сейчас США находятся в наиболее уязвимом положении, когда вся исполнительная власть работает на выборы Трампа сам он постоянно озирается не приведет ли то или иное действие к падению рейтинга. В такой ситуации невозможно конструктивно работать на благо укрепление возможностей США в глобальном политическом раскладе. И чем ближе к выборам, тем больше будет проявляться эта тенденция. Если сейчас ошибки еще можно отыграть, то уже летом цена их немерено возрастет, а осенью они вообще будут недопустимы. Чем, очевидно, попытаются воспользоваться оппоненты.
Но не факт, что завершение президентских выборов в ноябре 2020 укрепит позиции США. Если учесть возможный расклад – Трамп от республиканцев, Сандерс от демократов, Блумберг от третьей силы то политическая турбулентность вполне может продлиться до января 2021 года, а там привести к фатальному конфликту межу элитами США. Вероятнее, правда, не это, а большой сговор всех политических сил с уступками и торгов в котором ключевую позицию президентства США будут разменивать на десятки или сотни малых позиций (от министерских портфелей до госзаказов, от должностей послов до позиций по отдельным вопросам актуальной повестки) для всех вовлеченных сторон. И это будет самая слабая власть в США за последний век.
На фоне этого, гарантирована просадка США в борьбе за мировое влияние обеспечена период с сентября 2020 по ноябрь 2020 – январь 2021 будет для США временем испытаний и потерь. Такова логика глобальной политической борьбы. Правда США могут пережить этот период более благоприятно. Но для этого пожар должен начаться уже у других участников большого квартета.
ЕС. Суета вокруг бюджета
Европейский корабль уже получил две торпеды ниже ватерлинии. Великобритания все-таки покинула ЕС, а государства Евросоюза так или иначе не смогли договориться о будущем бюджете.
Там выбор небольшой. Либо локомотивам ЕС – Франции и Германии нужно будет взваливать на себя дополнительные траты, вместо выбывшей Британии, либо придётся серьезно урезать аппетиты европейских реципиентов, в первую очередь Польши на получение помощи из ЕС. Первое грозит серьезным внутриполитическим проблемам силам, стоящим за Меркель и Макроном. Ни Альтернативе для Германии, ни «желтым жилетам» не удастся объяснить, почему нужно платить больше на прокорм Польши, Прибалтики, Восточной Европы. Сократить же помощь данным странам удастся, только пережив с их стороны вал возмущения и угроз выхода из ЕС, что уже пыталась предпринять Польша, заявляя о том, что будет думать о том, не уйти ли из ЕС вслед за Великобританией. Конечно это блеф. Выход Польши из ЕС стал бы для нее сейчас геополитической катастрофой. Снижение объема бюджета. Разрыв некоторых контактов и связей. Высылка поляков из некоторых стран ЕС (хотя бы в отместку). Прохождение по польскому гонору залпом из всех европейских СМИ, которые обвинят Польшу во всех смертных грехах. Это подтверждение того, что Польша никуда не денется, но будет расточать миазмы, отравляющие европейское единство. Но у ЕС есть прекрасный шанс. И шанс этот – майские выборы Президента Польши. Если на этих выборах победит кто то более покладистый, чем Дуда, у ЕС появится шанс на более легкую (или хотя бы более тихую) работу по вопросам бюджета.
Но две торпеды для ЕС - это еще не все радости. К ним присоединяются чуть ли не десятки других ударов, один масштабнее другого. Я не говорю о короновирусе в Италии, который распространяется лавинообразно в последние дни и может парализовать экономику Севера Италии уже в ближайшие дни. Распространение этого вируса дальше по Европе может стать экономической катастрофой, так как Китай может позволить себе потерять 1,5 % роста ВВП в 2020 году, а ЕС нет, так как такая потеря будет означать гарантированную рецессию, а значит срочные меры по спасению тонущей экономики.
Еще одна проблема, это ситуация на Украине. Забавно, но все неприятности и бедствия, которые доставляли ЕС и США России по Европейскому вопросу внезапно оказались токсичными для самих же организаторов. Трамп борется с украинским наследием демократов, ЕС пытается загнать ситуацию на Украине в русло по крайней мере хоть какого-то покоя (правда, увы, в том числе и за счет России, т.к. к сделке на прокачку газа через ГТС и выплате 3 миллиардов Нафтогазу Россию практически склонила Германия). Отказ от Минских соглашений Киева для ЕС является фактическим провалом всей политики сдерживания ситуации. Усугубление ситуации в части активных боевых действий, станет катастрофой как для Украины, так и для ЕС, поскольку либо потребует признания всей прошлой украинской политики ошибкой с лично ответственностью за то Меркель,
США с одной стороны пытается на украинском фронте вредить ЕС (стоит вспомнить, что все речи об отказе от «минска-2» пошли после визита в Киев американского госсекретаря М.Помпео), а с другой ликвидировать влияние демократов, в том числе кадровыми чистками и развенчиванием мифологии майдана («небесная сотня» оказалась уже не такой и небесной, лидеры «майдана» оказались убийцами и провокаторами (от так внезапно, хотя Россия об этом говорит уже 6-й год), по «случайным» (как же, верим, верим) слитым сведениям разведки Боинг уже не сбивал Бук, из-за его отсутствия). Это полный срыв всего концепта работы «демократов-евроглобалистов» на Украине. И огромная проблема для ЕС в ближайшем потенциале.
А впереди еще ряд проблем. Это и разворачивающийся экономический спад на Балканах и юге Европы, с которым придется как-то бороться. Это угроза новой волны беженцев (которые фактически в руках Эрдогана и могут стать бедой ЕС в любой момент). И угрозу США объявлять все новые и новые санкции против ЕС, например, в автомобильной промышленности. И это не блеф, пошлины на самолеты Эйрбас власти США уже подняли, вряд ли их что-то остановит и против других шагов.
Самое примечательное, что у ЕС нет рецептов к борьбе с всеми этими напастями. У ЕС осталось лишь два козыря. Первый, идея того, что единство Европы это все же ценность (да и та постепенно подвергается инфляции). Второй, имевшиеся старые закладки Германии, Франции и еще ряда стран «корневой Европы», которые гипотетически можно использовать. Вот только получится ли? Сейчас это совершенно не очевидно. А вскоре Европа пойдет на выборы (в 2021 в Германии, в 2022 во Франции, а между ними в десятке государств ЕС) и многим станет совсем некогда решать вопросы геополитического спора.
При таком раскладе ЕС оказывается чуть ли не аутсайдером в борьбе за большой передел мира. А проигрыш в этой борьбе может стать и концом «единой Европы», а значит и каких-либо геополитических перспектив Европы на несколько десятков лет вперед.
Китай. Битва с обстоятельствами и «большая чистка»
В сложную ситуацию попал и Китай. Являясь основным сейчас геополитическим противником США Китай в течение всего прошлого года испытывал давление со стороны американцев, практически по всем направлениям.
Наиболее показательными из них были, конечно же, события в Кон-Конге (антикитайский протест, инспирированный США) и торговая война с США, которую Китай попытался свести к минимальному поражению с подписанием «фазы-1». В торговой войне Китай в общем то выдержал самые серьезные удары, затянул эту войну с США, сопротивлялся встречными пошлинами, но в итоге понимая, что США не может себе позволить в преддверие выборов дальше активно и безболезненно давить на Китай, пошли на уступки в части закупки американской продукции и сдерживания курса юаня. Это откровенно зря. Получив от американцев удар, нужно быть готовыми получать еще и еще до той поры, пока штаты в полной мере не воспользуются своими возможностями.
Но еще больший удар по Китаю нанесла текущая эпидемия короновируса. Она уже «съела» полтора процента роста ВВП Китая и порвала многие линии коммуникаций с миром. Сколь бы Китай не настаивал на безопасности перевозок с территории Китая это вряд ли кого-то сильно убедит. Конечно некоторым смягчением ситуации является наличие складских запасов, форс-мажоры по поставкам ресурсов из-за пределов Китая. Опять же кое-что можно наверстать и за счет более активной работы в будущем. Но вопрос не в полутора процентах роста ВВП. Уже сейчас Восстановление производства в сталелитейной промышленности достигло 67.4%, переработки зерна - 70%, угольной добычи - 76%, перевозки грузов на ж/д транспорте - 95%. Вскоре вероятно восстановят все, на окончательное решение эпидемиологического вопроса в том числе в Ухане Китаю дается максимум месяц.
Вопрос в том, что короновирус поставил под сомнение основной проект – «Один пояс, один путь», заставив усомниться в его надежности и эффективности. Критики проекта говорят о том, что не стоит надеяться на то, что Китай будет способен обеспечит бесперебойно поставки в связи с тем, что даже вирус приводит к таким последствиям. К слову США серьезно подошло к тому, чтобы разжечь истерию вокруг данного вируса.
Но главная проблема Китая не короновирус, торможение экономики, или сложности с реализацией «пояса и пути». Короновирус они поборют, сколько бы врачей для этого не пришлось положить, экономику они подстегнут, как бы ни пришлось формировать темпы и создавать условия, пояс и путь активизируют, будь то рекламой, или взятками чиновникам в других странах. Китай это никогда не останавливало.
Но наметилась другая проблема, гораздо более сложная. На фоне борьбы с короновирусом участились случаи привлечения к ответственности чиновников разного уровня. Различные фракции в китайской верхушке начали борьбу друг с другом. А это значит, что Компартию Китая ждут чистки, избавление от непоследовательных попутчиков и проведение широкомасштабных процессов. Это в будущем может помочь партии, но в нынешнее время весьма вероятно внесет в нее существенный разлад, который по большому счету сейчас Китаю не с руки. Вероятность, что все эти внутрипартийные вопросы будут утрясены за весну-лето 2020 года вряд ли состоятельны. А вхождение в период активного конфликта в глобальной геополитике с нерешенными внутрипартийными вопросами может для Китая обойтись дорого. По крайней мере в их споре с США.
Вместо доминирования активного и развивающегося Китая мы рискуем получить «вялое бодание» двух подверженных болезням игроков. Что пойдет больше на пользу США, чем Китаю. Все же именно США может использовать против Китая старые страхи перед «желтой угрозой», нежели чем Китай, демонстрировать свое преимущество перед США.
Россия. Новые вызовы и нерешенные вопросы
В представленной четверке, пожалуй, Россия представляется одновременно и наиболее активным игроком, и участником игры с наименее сильными позициями. Дело в том, что Россия до настоящего времени представляется как государство, имеющее ряд серьезных проблем, которые для борьбы в рамках «Большого Передела» будет необходимо осуществить. Этих проблем по большому счету три.
Первое. Путин. Владимир Владимирович Путин является силой России в контексте той политики, которую осуществляет. Большинство реформ, перевооружение армии, восстановление геополитического влияния в отдельных оперативных пространствах, восстановление чувства национальной гордости. Все это – работа Путина. Эта сила, оборачивающаяся слабостью. Все иные игроки просто ждут. Ждут времени, когда В.В. Путин уйдет из активной политики. Попытки вытеснить уже были раньше. Это и активность в рамках «перезагрузки» со стороны США - «Путин ушел с первой позиции, можно пытаться действовать», это и события 2012 года и подготовка к выборам 2018 года. Но пока что безрезультатно. Сейчас надежды противника на 2024 год, после которого можно будет говорить о «России после Путина», а значит откроются определенные оперативные просторы для работы против России. Но, видимо, начавшаяся Конституционная реформа призвана не только решить проблемы персонификации власти президента в России, но и дать минимум три года на ее укоренение и закрепление. А значит данный фактор может снизится.
Второе. Интересы. В России не проявлены доминирующие интересы элит. До настоящего времени большое число разных кланов видит множество своих возможностей, не замечая общенациональной стратегии – выгодной для всех. У нас в период острейшей фазы конфликта с официальным Киевом находились те, кто, имея в России бизнес интересы и политические потенциалы активно работали фактически на стороне украинских властей. Сейчас есть ряд лиц, практически открыто поддерживающие Лукашенко в его активной борьбе с Кремлем (в том числе и в контексте его громких заявлений последнего периода).
Крайне сложно определить в России элиты, которые фактически были бы вписаны своими интересами в общенациональную стратегию. Это хорошо с одной стороны, поскольку 90-е, когда собственно эта самая стратегия описывалась под интересы этой группы людей привела к фактическому развалу России. Но это плохо в той мере, в которой деятельность таких лиц вредит общероссийским интересам в угоду своим собственным. Вероятно, вскоре нам придется столкнуться с большой активностью со стороны Прокуратуры и Следственного Комитета в работе по таким элитарным персоналиям, не имеющим своего интереса к интересам общероссийским, а также к огосударствлению некоторых важных предприятий. Но это пока еще не проявлено в полной мере, но будет иметь место в недалеком будущем.
Третье. Экономика. В экономической части Россия откровенно недотягивает до остальных игроков квартета. Обладая определенным потенциалом в целом ряде областей (нефть и газ, лес, металлургия, оружие, атомная энергетика, удобрения и т.д.) и постепенно поднимая некоторые другие отрасли (сельское хозяйство, например), Россия по-прежнему остается за бортом крупных экономических процессов. Виной этому и отсутствие серьезного финансового рынка, и слабая развитость потребительского сектора, и провалы в некоторых областях промышленности.
Весьма вероятно, что правительством будет предложена новая программа ускоренной модернизации экономики России в широкой совокупности сфер. Что это будет, вероятнее всего мы узнаем уже в очень недалеком будущем, поскольку национальные проекты, о которых говорилось достаточно много ранее должны наконец то получить свое выполнение и воплощение. Фактически перед Россией стоит очень серьезная задача в ближайшие пять лет массово развернуть производственный сектор, обеспечить существенный прирост ВВП (и темпами выше среднемировых тут не отделаешься). Прирост ВВП даже на уровне 4-5 % в год можно рассматривать как удачный стагнационный сценарий, но не как фундамент для «Большого Передела». И в Кремле это прекрасно понимают. Так же понимают и то, что в случае, если в ближайшем будущем в ту же пятилетку нам не удастся выйти на конкурентные производства по широкой номенклатуре товаров, Россия не сможет обеспечить для геополитической зоны своего влияния свой «производственный зонтик», защищающий от экономического давления.
Условно говоря, если рассматривать в качестве будущей альтернативы «Большого Передела» технологическое разделение мира, недостаточно решить вопрос наличия в России критических технологий, необходимо формирование на основе критических технологий совокупность промышленных технологий широкого спектра (что вполне возможно при наличии критических технологий) и, что самое главное, возможностей воплощения данных технологий в реальную экономику, то есть производств, способных производить конкретный товар по данным технологиям. Невозможно обеспечить технологическую зону, не обеспечивая ее потребностями собственным товаром, способным избавить население в пределах этой зоны от острой потребности в товарах других глобальных игроков.
Именно на решение данной проблемы, вероятно, и будет направленно основное внимание российских властей. Именно его достижение следует считать задачей номер один, на фоне которой и конституционная реформа и многое другое превращается в сопутствующее, но не самое основное действие. Свидетелями этого переустройства должны стать все мы.
1. В настоящий момент в США нарастает поляризация политических сил. Причем идет она не по критериям "демы-респы", а по каким-то другим. Достаточно вспомнить, что руководство респов боролось ПРОТИВ Трампа на предыдущих выборах. Трамп конечно почистил за четыре года республиканскую партию от своих противников, но физически они никуда не делись.
С другой стороны демократы борются с Сандерсом. Т.е. имеем не традиционную дуалистическую, а абсолютно новую конструкцию со множеством центров силы. При этом за счет политической поляризации абсолютно непримиримых друг к другу. Фактически ситуация скатывается к холодной гражданской войне с утратой управляемости внутри и вне страны.
И всё это поверх лакируется неспособностью системы управления США работать с быстропротекающими процессами. Фактически это означает, что решения будут приниматься только в хорошо знакомой области (угрозы военного и экономического давления). Последний пример - угрозы в ответ на предложение Мексике купить российские вертолеты.
2. ЕС в качестве лидера БПМ не рассматриваю вообще. По той простой причине, что за последние 30 лет США удалось полностью зачистить политическое поле ЕС от самостоятельных политиков. И отдельные персонажи типа Лепенихи или АДГ особой роли не играют - нет у них времени на захват власти и выстраивание собственной политики.
3. В разговоре о Китае не забываем один крайне важный момент - исчерпание сельского населения и как следствие этого завершение процесса индустриализации. Фактически это означает, что экономическая политика построенная на двузначном непрерывном экономическом росте и таком же росте экспорта перестает работать. Сейчас КПК пытается перевести экономический рост на базу внутреннего потребления, но ИМХО ничего у них не получится. В стране господтсвует сельский менталитет исключающий подобное решение. В общем прекращение бурного расширения китайской экономики потянет за собой и внутрипартийную борьбу наподобие наших 30 годов 20в. с китайской спецификой типа отрубания голов проигравшим.
Но в любом случае Китай, так же как и ЕС не может являться лидером БПМ в силу массы факторов (внутренние разборки, отсутствие опыта внешней экспансии и пр).
4. Для России характерно жесткое разделение внешней и внутренней политики. Если во внутренней политике наблюдается межклановая борьба, то во внешней консолидация российских элит достаточно высокая. Просто властные кланы за прошедшие 30 лет сумели разделить между собой внешнеполитические и внешнеэкономические направления и договорились о взаимопомощи. Последний яркий пример реакция попытку отжать русалку у Дерипаски. В результате наезда на Дерипаску со во стороны США внезапно поплохело всей алюминиевой промышленности. И закончилось это тем, что все структуры м/н Дерипаски уехали под зонтик властей России.
В целом же внешняя политика России заключается в плавном отжатии активов у конкурентов и занятии позиции м/н арбитра. Пока что это удалось только на БВ, но МИД России продолжает работать.
В части внутренней политики Путин запустил процесс увеличения устойчивости политической системы России за счет скорости принятия и реализации решений. Насколько это правильное решение - Х.З., но наверное в этом есть смысл.
В рамках моего виденья БПМ в ближайшее время не предвидится. Ни у кого из акторов нет интереса к резким телодвижениям. У всех есть внутренние проблемы (у России минимальные), которые важнее внешних процессов. И на них будут сконцентрированы основные управленческие ресурсы. Исключение - Россия у которой исторически значительная часть ресурсов вложена во внешние сношения (МИД и МО).
Но опять же не исключаю возникновения точки бифуркации, после которой весь нынешний интеллектуальный онанизм становится неактуальным.