Вакцина против SARS-CoV-2 реально станет профилактическим препаратом только после того, как в испытаниях на людях будет однозначно установлено, что она защищает от заражения этим вирусом. По каким то неведомым мне причинам, эта простая истина игнорируется СМИ. Броскими заголовками, квазинаучными сюжетами на ТВ, людям внушают, что ещё чуть-чуть и вакцина будет сделана. Как бы ненароком, а то и прямым текстом, транслируется, что вакцина почти готова и осталась самая малость, формальность - провести испытания и зарегистрировать вакцину. На самом деле, сделанный в лаборатории продукт (есть много вариантов, что можно сделать и как) и близко не является вакциной. Вакциной, в полном смысле этого слова, препарат станет только тогда, когда в экспериментах на людях, «политкорректно» называемых клиническими испытаниями, будет доказано, что он предохраняет от заражения SARS-CoV-2.Американская вакцина-кандидат «mRNA-1273»Сперва несколько слов о самой вакцине. Её действующим началом является препарат РНК, имитирующий последовательность информационной РНК (иРНК или mRNA), кодирующей белок S вируса SARS-CoV-2. Эта РНК химически модифицирована. Как именно это сделано - секрет фирмы Модерна (Moderna), которая синтезировала этот продукт. Цель модификации - сделать РНК стабильной (обычная РНК легко разрушается присутствующим повсеместно ферментом РНКаза). Если такую РНК, стабильную и, подобно обычной иРНК, способную направлять синтез белка, «впрыскнуть» в мышечные клетки (что на практике означает внутримышечную инъекцию в предплечье), то на этой иРНК синтезируется вирусный белок S. Далее в клетках мышц он гликозилируется (к нему в «правильных» местах прикрепляются сахара), затем этот белок поступает в кровоток и вызывает иммунный ответ, прежде всего, образование противовирусных антител. Возникает, естественный вопрос – к чему такие сложности. Разве нельзя сделать рекомбинантный белок и сразу вводить его? Можно. Но технически, синтез полинуклеотидов (ДНК или РНК) проще, дешевле и легче масштабируется. Кроме этого, обеспечивается правильное гликозилирование белка (у некоторых типов рекомбинантных белков гликозилирование не такое, как в клетках человека). Не лишне и то, что препараты РНК при внутримышечной инъекции, как правило, не вызывают нежелательных реакций.
Теперь об испытаниях. В них будет участвовать 45 добровольцев, разбитых на 3 группы по 15 человек. Испытуемым в каждой группе будет введена одинаковая доза препарата (25, 100 и 250 микрограмм). Сперва испытуемым первой группы будет введена самая маленькая доза (25 микрограмм). Если у них не будет серьезных побочных эффектов, большую дозу (100 микрограмм) введут испытуемым второй группы. Если и у этих испытуемых не будет значимых эффектов, препарат в самой высокой дозе (250 микрограмм) введут испытуемым третьей группы. Всё это – испытание безопасности препарата (Фаза 1), безотносительно его способности защищать от SARS-CoV-2. При отсутствие осложнений такие испытания займут 2-4 месяца. Параллельно у всех испытуемых будут исследовать разные параметры иммунного ответа, главными образом, антитела против введённого препарата. Фактически это соответствует Фазе 2 клинических испытаний (изучение иммуногенности). В обычных условиях Фаза 2 должна проводится на другой группе испытуемых (не тех, которые участвовали в Фазе 1). Но учитывая экстренность ситуации, скорее всего Фаза 1 и Фаза 2 будут объединены. Где-нибудь через полгода, может чуть раньше, станет известным, могут ли эти антитела «нейтрализовать» вирус в пробирке. Если да, это будет идеальным результатом предварительных фаз клинических испытаний.
Далее предстоит самое трудное – определить защищает ли иммунитет, вызванный введением mRNA-1273 от заражения SARS-CoV-2 (Фаза 3). Для этого нужны новые испытания на значительно большей группе добровольцев, которые невозможно будет провести, если эпидемия прекратится. А если эпидемия будет продолжаться, Фаза 3 испытаний возможна, но организационно очень сложна. Для этого нужно будет иммунизировать добровольцев, как в общей популяции, так и среди групп повышенного риска (например, медперсонал, работающий с больными СOVID-19) и затем сравнивать количество заражений вирусом среди вакцинированных и не вакцинированных лиц.
Есть один, чисто теоретический вариант, при котором предварительные данные о защитном потенциале вакцины-кандидата mRNA-1273 можно получить раньше, до завершения Фазы 3 клинических испытаний. Если эпидемия продолжится до осени, и получится так, что испытуемые в силу обстоятельств их жизни, окажутся в контакте с SARS-CoV-2-положительными, тогда можно будет посмотреть заразятся они или нет, и если да, насколько часто, по сравнению с другими контактными лицами. Ну уж очень много должно совпасть, чтобы такое «незапланированное» испытание состоялось. В любом случае, полноценную Фазу 3 клинических испытаний все равно нужно будет проводить.
Немецкая вакцина-кандидатМного шума наделала новость о том, что президент Трамп предложил 1 миллиард долларов немецкой биотехнологической компании КьюеВак (CureVac) за эксклюзивные права на коронавирусную вакцину, которую якобы они разработали. Это предложение немцы гордо отвергли. Хотя, похоже, что исполнительный директор этой компании предложение был готов принять, но он был отстранен. Вроде Германия объявила, что сделает свою вакцину достоянием человечества. Но пока это «разделывание шкуры не убитого медведя».
Реальность же такова: КьюеВак специализируется на разработке препаратов на основе иРНК и имеет большой опыт в этой области. Иными словами, они эксперты в той области, на которую делают главную ставку в США в разработке вакцины против SARS-CoV-2. Американская компания Модерна (см выше) их «двойник» и конкурент. Немецкие исследователи достигли некоторых успехов в создании иРНК вакцины против бешенства (они проводят Фазу 2 клинических испытаний). Для них не составляет особого труда сделать препарат иРНК с вирусного гена S коронавируса. Возможно они его уже сделали. В таком случае в Германии вскоре начнутся приблизительно такие же клинические испытания (Фаза 1), как и в США. Всё, что написано выше относительно американской вакцины mRNA-1273, относится и к аналогичной немецкой вакцине-кандидату. Обе истории пока находятся в очень ранней стадии и чем это закончится предсказать невозможно.
Ведутся ли аналогичные работы в России я не знаю. В принципе, ничего «запредельного» в этой технологии нет. Но, конечно, те, у кого есть опыт в этой области (подобно Moderna или CureVac), имеют преимущество.
Модель на обезьянах (китайских макаках резус)Еще одна возможная модель – самая дорогая и трудоемкая, но больше приближенная к человеку – это модель на обезьянах. И здесь китайские исследователи лидируют - в
bioRxiv депонирован препринт их эксперимента на 4х китайских макаках резус. Заражение SARS-CoV-2 было успешным у всех 4 животных. Обнаружены признаки пневмонии, хотя и не тяжелой. Но самое главное – когда обезьяны полностью избавились от вируса, двух из них попытались заразить повторно. И они оказались невосприимчивыми к вирусу. Иными словами, по крайней мере у обезьян, после выздоровления остаётся иммунитет к SARS-CoV-2. Как долго он держится, пока неизвестно. Препринт этой статьи здесь: doi:
https://doi.org/10.1101/2020.03.13.990226Источник