На минувшей неделе стоимость акций и индексы мировых бирж продолжали валиться вниз беспрецедентными темпами. Устанавливая новые исторические антирекорды. Так как абсолютные цифры падения уже мало, о чем говорят, а относительные мало кому понятны, текущий кризис теперь описывается в исторических масштабах: «самое большое единоразовое падение с 1987 года», «самое крутое пике обесценивания в истории».Мало радости осознавать, что доведется увидеть своими глазами, по-видимому, самую большую мировую экономическую катастрофу с момента «Великой депрессии». Однако готовыми быть следует именно к этому.
Пока усилия банковских и биржевых аналитиков, по большей части, направлены на то, чтобы убедить публику в совершенно обратном. В том, что дело идет об обыкновенном кризисе, который вызван паникой и ограничительными мерами, предпринимаемыми государствами в связи с пандемией коронавируса. И после прохождения пика пандемии в конце весны, в начале лета, паника на биржах утихнет, и экономика перейдет к росту.
К примеру, отмечает начальник аналитического управления банка «Зенит» Владимир Евстифеев, отмечает: «
Кризис 2008–2009 годов был вызван структурными дисбалансами мировой финансовой системы, поэтому меры в виде понижения процентных ставок и инструментов количественного смягчения оказались эффективными. Сейчас источник кризиса кроется в распространении вируса и ответных карантинных мер. То есть монетарные послабления могут лечить последствия, но не причину».
Направлена подобная аналитика на тех, кто забыл или не заметил того, что и в момент начала кризиса ставки кредитования многих центробанков Европы были отрицательными. То есть, наблюдался тот самый «дисбаланс мировой финансовой системы», который, якобы, не является истинной причиной нынешнего биржевого обвала.
Подобные заявления и совершенно неадекватные меры, предпринимаемые по всему миру в связи с не самым опасным и смертоносным заболеванием, заставляют серьезно задуматься, что является следствием, а что причиной «коронавирусной» паники. Вирус ли послужил спусковым механизмом мирового экономического кризиса, либо неминуемый кризис и его предсказуемые последствия стали причиной раскрутки «коронавируса» в мировых СМИ.
Коронавирус – заболевание, безусловно, опасное и от него может умереть каждый пятый заболевший в возрасте старше 80 лет. А вот смерть от него детей, к примеру, исключительно редкий случай.
Даже от сезонного гриппа или пневмоний смертность в мировом масштабе значительно выше. Не говоря уже о туберкулезе, например, который является бичом бедных стран. Той же Украины.И ни в какое сравнение коронавирус по своей летальности или последствиям для организма не идет с эболой, сибирской язвой, черной оспой или даже испанским гриппом, от которого в 20-х годах прошлого столетия умерло от 50 до 100 миллионов человек по всему миру.
Даже если учитывать, что реальные цифры зараженных и уже умерших в Соединенных Штатах от
COVID-19 не представляется возможным выявить, так как несколько десятков миллионов граждан США попросту не охвачены медицинской помощью. И то, что некоторые скончавшиеся от гриппа, на самом деле умерли от «коронавируса» выяснилось много позже. Естественно всех контактировавших с ними выявить не удастся, да никому и в голову не придет этим заниматься.
А вот в Китае, например, именно это и пришло в голову властям. И меры, предпринятые Китаем по предупреждению распространения вируса, стали по сути уникальной операцией, вернее, репетицией по отработке механизмов построения идеального «электронного концлагеря», то есть общественной модели, в которой государство обладает неслыханным до того уровнем контроля над обществом.
Реализованная в реальности антиутопия, в которой государство с населением в полтора миллиарда человек превратилось в огромный лагерь с очень строгим контролем над личностью при помощи всех доступных технологий. Было проведено оснащение полиции современными средствами наблюдения в виде дронов и уличных камер, реализовано отслеживание отдельного человека во времени и установление всех его контактов на протяжении определенного времени. Внедрена система опознавания лиц даже, скрытых под масками и изобретена технология идентификации личности по походке.
На что это больше всего похоже?
На беспрецедентные полицейские учения по мобилизации государства на случай реальной опасности.Причем, учения настолько важные и ответственные, что ради них государство пошло на немыслимый ущерб собственной экономики в виде снижения производства
на 13% в годовом масштабе.Если бы не раскрученная в мировых СМИ кампания по китайской борьбе с коронавирусом, кого бы в мире заинтересовала или затронула необычно повысившаяся в нынешнем году смертность пожилых китайцев от нового вида гриппа?
В итоге, в результате прошедших учений Китай фактически провел общенациональную мобилизацию, еще раз стоит упомянуть, в масштабах полутора миллиардов человек, то есть пятой части населения планеты. А в конце еще и «прозрачно» намекнул, что вирус на территорию страны занесли граждане США. В результате распространение вируса на территории Китая фактически остановлено.
Спешно и показательно построенные больницы на много тысяч мест уже не нужны, производство восстанавливается, пользователи «Алиэкспресс» с нетерпением ждут свои заказы, а электронная промышленность по всему миру, как и многие другие сферы производства, с нетерпением ждут комплектующих из Китая.
Весь остальной мир оказался заражен не коронавирусом, а паникой, с ним связанной. Веденные меры карантина уже почти уничтожили туристический бизнес, турфирмы и многие транспортные кампании. Трудновообразимый ущерб грозит странам, экономика которых завязана в основном на туристический поток. Торговый оборот снижается не только между странами, но и внутри стран, в которых объявлен карантин.
Мелкие предприятия, от пивных до торговых центров, закрываются по всей Европе. И как их хозяева и наемные работники собираются расплачиваться с кредитами – теперь не только их собственная проблема, но и банков, которые давали им взаймы.
И это вдобавок к обрушению стоимости активов, которые эти банки держали в своих резервах.
Удара, сравнимого с тем, который нанес мировой экономике «коронавирус», она еще никогда не знала. Хотя бы потому, что «глобальной экономики» как таковой ранее не существовало.
Подтверждением тому, что в мировой экономической системе происходит что-то
чрезвычайное, стали беспрецедентные меры, предпринятые Федеральной Резервной Системой США для спасения биржевых индексов, курсов акций и облигаций от практически отвесного падения на протяжении уже четырех недель.
В минувшие выходные
ФРС США фактически обнулила ключевую ставку, предложив всем занимать доллары без процентов, и запустила программу количественного смягчения на 700 млрд долларов. То есть попросту «нарисовала» эту сумму, увеличив на нее свои резервы. По сути, ФРС готова скупать любые дешевеющие ценные бумаги, чтобы остановить их удешевление – гособлигации, ипотечные бумаги. Ранее в четверг американский регулятор ввел программу краткосрочного заимствования для банков на рекордную сумму в 1,5 трлн долларов.
За несколько дней в экономическую систему были влиты более 2 триллионов долларов. Больше десяти процентов долга Соединенных Штатов Америки. Более 3% стоимости всех активов ведущих кампаний мира, представленных на бирже.
И как на эту новость отреагировали держатели акций? Как на проявление со стороны ФРС невиданной паники. И падение биржевых курсов, то есть избавление владельцев от акций и облигаций, пока их можно продать хотя бы ФРС, продолжилось.
Продают они акции за доллары. Именно поэтому не другие валюты, как рубль, например, падают, а доллар укрепляется. И растет он как раз за счет удешевления всех без исключения биржевых активов и сырья, продающегося на биржах.
Долларов ФРС может напечатать…да сколько вздумается. И к чему это в конце концов приведет? Да к тому, что именно американское государство окажется основным владельцем акций большей части мировых кампаний, которые не смогут выкупить собственные акции сами А как уж дальше ими распорядится – никому пока знать не дано.
Таким образом будет создан колоссальный транснациональный монстр, под контролем Соединенных Штатов Америки размером в значительную долю мировой экономики.
Причем, за счет банкротства нежизнеспособных, излишне закредитованных кампаний, некоторая часть из сосредоточенных на балансе ФРС активов будет иметь приличный потенциал для развития и захвата высвободившихся рынков. Потом. После кризиса.
А вот странам, которым не выпало счастье владеть станком для печатания мирового средства сбережения придется столкнуться с огромным социальным кризисом. Из-за массового разорения предпринимателей и безработицы.
Можете представить себе, что бы творилось на улицах всех столиц и крупных городов, если все эти лишние производства ненужных вещей, авиакомпании и турфирмы, и прочие бизнесы и рабочие места закрылись на месяц позже? В связи с крахом рынков, а не «из-за вируса». Вина в этом правящих экономических и политических элит была бы очевидна.
Массовые шествия, протесты, битье витрин, поджоги, закрытие нужных производств.
А так все сидят по домам почти добровольно, виноват некий вирус, мало отличимый от обычного сезонного гриппа. Ну еще китайцы виновны для американцев, и наоборот.
Даже Путин на этот раз не очень виноват! Так что даже и подавлять нечего. Все и без того дезориентированы и подавлены страхом перед виртуальной опасностью. Людям безработица грозит. Реальная и многолетняя. Они от вируса прячутся и туалетную бумагу скупают. До сих пор, никто, кстати, так и не объяснил внятно зачем им столько туалетной бумаги и почему именно на этот товар припал панический спрос.
Очень похоже на то, что
в виде «коронавирусной» паники мы имеем дело с согласованным планом по плавному вхождению в мировой кризис.
Ущерб экономическим системам стран от кризиса находится в прямой зависимости от их вовлеченности в мировую экономику. Именно поэтому первым этап национальной мобилизации и контролируемой остановки производства провел первым Китай. И заодно подготовился к социальным потрясениям, связанным со значительным падением экспорта из-за падения спроса.
Россия также приняла сознательное решение не высвобождать рынок под растущую дорогую добычу нефти в США и согласилась с тем, что против нее фактически объявлена экономическая война. Это в значительной мере повлияет на ее доходы в ближней перспективе. А вот в дальнейшем даст экономический эффект. Потому что стоимость добычи нефти в РФ ниже стоимости добычи в США в десять раз. И в дальнейшем, когда мировой экономике снова понадобится много нефти, Соединенные Штаты еще не скоро смогут выступить на рынки со своими энергоносителями.
Европа в данном раскладе выглядит пока в виде жертвы. Ее кампании страдают больше всего, даже не смотря на предпринимаемые и обещанные правительствами меры по их поддержке. Особенно это касается так называемой «единой Европы». Этот глобалистический проект вряд ли нынешний кризис. Выбираться из проблем европейские страны будут поодиночке, как уже вынуждены это делать сейчас.
Европейские страны закрывают границы, и трудовые мигранты из-за пределов Шенгена возвращаются домой. Смогут ли они вернуться на прежние рабочие места – большой вопрос. В ближайшее время точно нет. И поэтому экономика таких стран как Украина, находящаяся и так не в лучшем положении, не досчитается еще нескольких миллиардов долларов.
И это грозит Украине поистине большими проблемами, так как на ее территории окажется в один момент несколько миллионов безработных и безденежных людей. К тому же очень раздраженных и напуганных.К чему это приведет, мы станем свидетелями в ближайшие месяцы. Но пока ситуация выглядит довольно угрожающе. И самая малая угроза во всем происходящем это
коронакризис. Хотя, безусловно, все меры гигиены и самоизоляции, рекомендуемые врачами, предпринять по меньшей мере не вредно.
Юрий Барбашов