Цитата: DeC от 08.04.2020 20:06:30Минэкономразвития: ВТО обязала Украину до 15 сентября исполнить решение в пользу России в споре по энергокорректировкам
Коронавирус уже просочился и в решения ВТО по спорам. 8 апреля 2020 г.
вышло очередное решение по спору Ukraine — Ammonium Nitrate (Russia) (DS493). Предмет обжалования этого спора -
энергокорректировки, применяемые Украиной в антидемпинговых расследованиях в отношении отдельных видов товаров России. Ранее третейская группа и Апелляционный орган ВТО подтвердили позицию России о неправомерности обжалованных ею мер Украины.
Вчерашнее решение
вынесли согласно ст. 21.3(c) DSU. В рамках этой процедуры при наличии спора
арбитр должен определить разумный период времени, в течение которого ответчик должен привести свои меры в соответствие с соглашениями ВТО, т.е. выполнить полученные ранее рекомендации третейской группы и Апелляционного органа. Разумный период времени
начинает течь с момента принятия этих рекомендаций Органом по разрешению споров ВТО.Решение арбитра важно, так как
именно по истечении такого разумного периода времени сторона спора считается нарушившей свои обязательства по имплементации. В конечном счёте это приводит к тому, что у заявителя появляется право применить ответные меры.
Что в решении?По мнению Украины, разумный срок должен был составлять 27 месяцев. Россия же не согласилась. С её точки зрения, следует по этому спору разбить меру на две и в итоге определить, что в части клейма по ст. 5.8 Антидемпингового соглашения разумный
срок вообще не должен был быть предоставлен, а в остальной части рекомендации должны были быть уже выполнены
по истечении 2 месяцев после их получения. В любом случае, как следует из позиции России, срок в 27 месяцев нельзя ничем оправдать.
Как обычно и бывает в такого рода спорах,
арбитр присудил что-то среднее между заявленными сроками: 11 месяцев и 15 дней. Два момента обоснования его решения заслуживают отдельного внимания.
Во-первых,
меры Украины в ответ на COVID-19 были рассмотрены арбитром как обстоятельств, влияющее на возможность государства имплементировать рекомендации в срок. Процессуально интересно то, что слушания закончились в феврале этого года, а соответствующие аргументы
Украина направила отдельным письмом 26 марта. Во-вторых,
арбитр не принял аргумент Украины о наличии чрезвычайных обстоятельств, существование которых
было подтверждено решением по спору Russia - Traffic in Transit (DS512). Обстоятельства может и наличествуют, но
Украина не смогла доказать их влияние на законодательные процедуры внутри страны и на то, каким образом проведение антидемпингового расследования могло было быть затронуто.
PS:Кстати,
это первое решение международного судебного или квазисудебного органа, в котором упомянут коронавирус. Начнётся ли пандемия в международном правосудии?