Цитата: Пикейный жилет от 11.04.2020 11:32:31Аполлон-13
(Продолжение следует)
АварияСхема компоновки служебного модуля «Аполлона-13»
Первые проблемы с оборудованием служебного модуля начались на третьи сутки полёта, утром, в 047:00:07 полётного времени. После сна экипажу были даны указания выполнить процедуру дестратификации (перемешивания содержимого) кислородных и водородных баков. Она требовалось ввиду того, что в невесомости
жидкие кислород и
водород имели тенденцию расслаиваться, что приводило к выдаче датчиками уровня неверных (как правило, хаотично меняющихся) показаний. В каждом баке находилось по два активатора, представлявших собой небольшие
турбинки, приводимых в движение
электромоторами. Они перемешивали содержимое баков, в результате чего газовая фаза отделялась от жидкой, и показания датчиков уровня приходили в норму.
После процедуры перемешивания с датчика максимального давления в кислородном баке № 2 пошел сигнал срабатывания, что было зафиксировано как на приборной панели «Одиссея», так и на мониторах в
Хьюстоне. Аналоговые датчики давления и температуры в баке № 2 продолжали выдавать нормальные показания, поэтому отказ был признан некритичным.
Центр управления полётом «Аполлона-13».
Вечером (в 20:24 по времени Хьюстона) 13 апреля 1970 года, когда корабль пролетел 330 000 километров, экипаж вёл репортаж для телезрителей, знакомя их с кораблём и своим бытом. Операторы в Хьюстоне уже некоторое время наблюдали колебания показаний датчиков уровня сжиженных кислорода и водорода в баках служебного модуля, и приняли решение по окончании репортажа произвести их перемешивание.
[9]После окончания репортажа Джон Суайгерт, получив указание из
центра управления полётом, приступил к перемешиванию жидкостей во всех четырёх баках (055:54:53 полётного времени). Через 16 секунд астронавты услышали громкий звук удара, сопровождавшийся встряской корабля.
[10]Сперва Ловелл решил, что это очередная шутка Хейза — при открытии клапана уравнивания давления воздуха между командным и лунным модулями раздавался громкий хлопок, и Хейз неоднократно проделывал эту операцию ранее, пугая экипаж. На этот раз Хейз был удивлён и озадачен не меньше остальных астронавтов.
[11]Сработала аварийная сигнализация. Индикаторы на пульте управления показывали потерю напряжения на шине питания B — одной из двух, питающих бортовое оборудование командного и служебного модулей.
[12] Операторы в центре управления полётом отметили падение до нуля давления в кислородном баке № 2 (
англ. oxygen tank 2) и в двух из трёх имеющихся топливных элементов (
англ. fuel cell).
[13] 13 апреля 1970 года. Суайгерт и Ловелл докладывают о взрыве на корабле.Джеймс Ловелл доложил в Хьюстон о случившемся. Не наблюдая очевидных повреждений в командном модуле, экипаж предположил, что в лунный модуль попал
метеороид, и, опасаясь за герметичноcть корабля, приступил к аварийному задраиванию переходного тоннеля, открытого в ходе телепередачи. Однако закрыть люк никак не удавалось, и вскоре астронавты, не ощущая утечки воздуха, прекратили эти попытки и вернулись к анализу текущей ситуации.
[14]В центре управления полётом заметили, что одновременно со встряской корабля радиосвязь автоматически переключилась с
направленной антенны на всенаправленные.
[15] Началось падение напряжения и на шине питания A, а топливные элементы № 1 и № 3 полностью прекратили выработку электроэнергии.
[16] Это означало однозначный отказ от высадки на Луну, поскольку, согласно установленным
NASA жёстким требованиям безопасности, она допускалась только при условии исправности всех трёх топливных элементов.
[17]Колебания корабля продолжались,
[13] и автоматике не удавалось их парировать; не смог этого сделать и сам Ловелл, перейдя на ручное управление.
[18] Это грозило рядом неприятных последствий: прежде всего, обычно на протяжении полёта корабль вращался вокруг своей оси со скоростью около одного оборота в минуту, что обеспечивало его равномерный обогрев Солнцем. Нарушение равномерности этого вращения привело бы к перегреву корпуса корабля с освещённой и переохлаждению с теневой стороны, что могло бы повредить оборудование модулей.
[17] Кроме того, неконтролируемые колебания корабля могли привести к
складыванию рамок гироскопов, что означало бы полную утрату информации о его пространственной ориентации.
[19]Выглянув в боковой
иллюминатор, Ловелл увидел облако истекающего из служебного отсека газа, который и создавал
реактивную силу, изменяющую ориентацию корабля.
[20] Индикаторы давления в кислородном баке № 1 показывали его медленное и неуклонное понижение; по оценке астронавтов, бак должен был опустеть через пару часов.
[21]Выработка электричества последним исправным топливным элементом № 2 неуклонно уменьшалась; напряжение на шине питания A продолжало падать. Чтобы избежать полного обесточивания «Одиссея», центр управления полётом отдал приказ запитать обе шины от аккумуляторов командного модуля (которые обычно использовались в ходе возвращения на Землю), после чего приступить к отключению второстепенных систем согласно аварийному «розовому списку» с целью снизить потребляемый модулем ток (обычно составлявший 50
А) на 10 А. Однако даже при такой пониженной нагрузке заряда аккумуляторов хватило бы от силы на пару часов.
[22]Когда давление упало ниже определённого уровня, система автоматически переключилась на использование кислорода из уравнительного бака командного модуля.
[23] Исчерпание этого запаса кислорода было недопустимо, поскольку он обеспечивал дыхание экипажа в ходе возвращения на Землю, и центр управления полётом потребовал отключить уравнительный бак от кислородной системы.
[24] Последней отчаянной попыткой остановить утечку стал приказ на закрытие отсечных клапанов трубопроводов, ведущих к двум отказавшим топливным элементам, в предположении, что причиной утечки является повреждение последних. Способа открыть однажды закрытые клапаны не существовало, поэтому такое распоряжение означало официальную отмену высадки на Луне. Сначала был закрыт клапан топливного элемента № 3, а когда это не помогло — топливного элемента № 1, но утечка так и не прекратилась.
[25]Ответственный за системы энергоснабжения и жизнеобеспечения Сеймур Либергот вспомнил про отработанный ранее на тренажёре сценарий разгерметизации командного модуля, в котором лунный модуль использовался в качестве «спасательной шлюпки», и предложил этот вариант руководителю полётами.
[26] Экипаж приступил к работе по этому плану: Ловелл и Хейз занялись включением систем лунного модуля, в то время как Суайгерт выполнял операции по обесточиванию «Одиссея» — работу, которой в штатном режиме должны были бы заниматься все три астронавта. Тем временем утечка из кислородного бака ускорялась, оставляя экипажу всё меньше времени на выполнение необходимых действий.
[5]Первоочерёдными задачами было запитывание гиростабилизированной платформы «Водолея», после чего следовало ввести в неё параметры ориентации связки модулей. Эта операция осложнялась тем, что, ввиду конструктивных особенностей стыковочного узла, они несколько отличались от аналогичных параметров «Одиссея», и поэтому требовали несложного арифметического пересчёта. Для пущей уверенности Ловелл попросил операторов на Земле проверить его вычисления.
[27] Не обошлось без накладок — так, Гленн Линней в спешке отдал приказ обесточить маневровые двигатели «Одиссея» до того, как были запитаны аналогичные двигатели «Водолея», и на некоторое время связка кораблей потеряла возможность сохранять неизменной свою ориентацию в пространстве.
[28] Создание штаба по спасению экипажаФрагмент телеметрических осциллограмм «Аполлона-13», на которых изображены графики давления, температуры, расхода газа из кислородных и гелиевых баков и напряжение питающих шин во времени. В момент времени 055:54:53 виден бросок давления в баке № 2 (вызванный включением активатора), через 16 секунд — бросок температуры в этом баке и ещё через 5 — падение расхода газа и давления в баке № 2 до нуля. На врезке изображена конструкция предохранительных клапанов кислородных и водородных баков с подпружиненной диафрагмой
В центре управления полётом был создан штаб по руководству спасательной операцией. Кроме штатных руководителей полёта в совещании приняли участие руководители
NASA, астронавты, инженеры из тренажёрного участка, а также проектировщики из фирм-изготовителей.
Одна из групп инженеров занялась учётом ресурсов, имеющихся на борту, и прогнозом их исчерпания. Результаты учёта:
Кислород. Лунный модуль нёс значительный запас кислорода, поскольку план миссии предусматривал два выхода на поверхность Луны, и, соответственно, два цикла сброса атмосферы кабины с её последующим восстановлением.
[29] Даже с учётом того, что три астронавта совместно потребляли 0,23 фунта (100 г) кислорода в час, ёмкости баков хватало более чем на неделю.
[29]Электроэнергия. Общая ёмкость
серебряно-цинковых батарей посадочной и взлётной ступеней «Водолея» составляла 2252
ампер-часа (четыре батареи по 415
А·ч в посадочной ступени и две батареи по 296 А·ч на взлётной ступени), что при максимальном потреблении 55 А и 30 А при номинальной нагрузке должно было обеспечить 75-часовое функционирование лунного корабля.
Жизнеобеспечение. Ресурс сменных патронов (двух рабочих и трёх запасных) с поглотителем
углекислого газа (
гидроксидом лития) лунного модуля был рассчитан на дыхание двух человек в течение 53 часов.
[30] Находившиеся в нём теперь три астронавта выработали бы этот ресурс менее, чем за 36 часов.
[30] Эта ситуация была сразу спрогнозирована инженерами центра управления полётом, поэтому к тому времени как гранулы гидроксида лития достигли насыщения, экипажу был предложен способ использования патронов из командного модуля.
Динамика. Количество топлива для вспомогательных двигателей ориентации было рассчитано на множество манёвров возле Луны как при посадке, так и после взлёта, при причаливании взлётной ступени к основному блоку. Однако и этот ресурс пришлось экономить.
Охлаждение. Бортовая электроника лунного корабля охлаждалась
теплоносителем на основе
этиленгликоля, циркулировавшим по замкнутому контуру. Проходя через теплообменник, теплоноситель передавал своё тепло пресной воде, которая испарялась, унося его в космос. Общий запас воды в лунном модуле составлял 338 фунтов (153 кг); работающая в штатном режиме система охлаждения расходовала 6,3 фунта (2,9 кг) воды в час.
[30] Полное её израсходование грозило перегревом бортовой электроники и выходом её из строя. Чтобы воды хватило на оставшийся полёт, потребляемый лунным модулем ток должен был быть уменьшен до 17 ампер, что снизило бы её ежечасное потребление до 3,5 фунта (1,6 кг).
[30]Таким образом, из всех ресурсов систем жизнеобеспечения, электропитания и динамики «Аполлона-13» самым критичным оказался запас
пресной воды.
[31]Другая группа занялась выработкой возможных вариантов возвращения на Землю. В центре управления полётом одновременно просчитывались следующие варианты спасения экипажа:
Сценарии без облета Луны.
- Использование маршевого двигателя служебного модуля — «Прямое прерывание». Один из разработанных ещё до полёта аварийных сценариев. Корабль разворачивался служебным модулем по направлению движения, и его двигатель, обладавший тягой в 22 500 фунт-сил (10 200 кгс) включался на пять минут, что обеспечивало сначала полное погашение скорости корабля, а затем разгон его в направлении обратно к Земле.[32] Преимущество этого варианта состояли в значительном сокращении времени перелёта (почти на 2 дня); приводнение ожидалось на 118 часу в Тихом океане, где у Хьюстона имелись спасательные команды. Однако не было известно, уцелел ли этот двигатель при аварии; кроме того, существовали опасения, что тепловая защита спускаемого аппарата может не выдержать повышенной посадочной скорости. Этот вариант был отброшен сразу и единогласно.
- Использование двигателя посадочной ступени лунного модуля. Вариант предусматривал сброс служебного модуля и полную выработку топлива посадочной ступени. Достоинства варианта: уменьшение времени до тех же 118 часов. Недостатки: этот вариант «унаследовал» от первого все риски. К этому добавилось: очень малое количество топлива для возможного маневрирования возле Земли. По этому сценарию предусматривалось сбросить посадочную ступень лунного модуля, а для маневрирования использовать взлётную ступень. Это было крайне нежелательно, поскольку посадочная ступень несла большие кислородные баки и мощные аккумуляторы, а двигатель взлётной ступени не имел управления тягой и был спроектирован только на один запуск. Кроме того, даже неисправный служебный модуль продолжал защищать тепловой экран от космического холода. Этот вариант был отброшен после критики специалистов, отвечающих за динамику.
Сценарии с облетом Луны. - Однократное включение двигателя посадочной ступени для выхода на возвратную траекторию с облётом Луны (с максимальным временем возврата). Вариант считался наиболее легко реализуемым в техническом плане (двигатель, после первого включения, имел ограниченное время для последующих запусков). Рассматривался как крайний случай и приводил к посадке в Индийский океан на 152 часу полёта. Недостатки: заведомо недостаточный запас ресурсов системы жизнеобеспечения; невозможность своевременного спасения экипажа после приводнения.
- Двукратное включение двигателя посадочной ступени. Первое включение — коррекция траектории с целью перехода на траекторию возврата на Землю с облётом Луны. Второе включение — набор как можно большей скорости для перелёта на Землю. Планировалась максимальная выработка топлива. Вариант предусматривал приводнение в Атлантическом океане на 133 часе полёта. Недостаток: неудобство спасения.
- Двукратное включение двигателя посадочной ступени с облётом Луны. Этот вариант являлся модификацией предыдущего. Во время второго включения двигатель работал меньшее время, соответственно, развивалась меньшая скорость. Время перелёта увеличивалось на 11 часов. За дополнительное время перелёта Земля успевала повернуться за счёт суточного вращения. Предусматривалось приводнение в Тихом океане, в удобном для спасения районе, на 142 часу полёта.
Сценарии с облетом Луны, по сути, являлись модификациями друг друга. Во всех трех этих сценариях использовался двигатель посадочной ступени. Третий и четвёртый варианты являлись крайними, с целью выяснить диапазон возможных событий. Было решено остановиться на пятом варианте.
(Продолжение следует)