Из-за кризиса на рынке авиаперевозок
Boeing может не осилить покупку Embraer и бразильская компания достанется китайской Comac.Кризис на рынке авиаперевозок
может негативно повлиять на сделку по продаже гражданского подразделения Embraer американской компании Boeing. Как сказал бразильскому Forbes источник, знакомый с ходом сделки,
«Это соглашение больше не является приоритетом для Boeing, приоритет сейчас – собственное выживание». Недавно американская компания заявила, что
ей чтобы просто пережить кризис потребуется помощь от правительства в размере $60 млрд.Среди препятствий для сделки, на которые указывают аналитики, —
способность Boeing в нынешней ситуации выплатить за бразильскую компанию $4,2 млрд, прописанные в условиях сделки. Ещё одной проблемой является стоимость контракта, который был заключён между двумя компаниями в июле 2018 года (исполнение затягивалось то из-за отсутствия политического решения в Бразилии, то из-за недовольства сделкой со стороны властей ЕС).
За день до объявления о сделке рыночная стоимость Embraer составляла 19,8 млрд реалов, а сегодня только 7,3 млрд реалов – на 63% меньше.Финансовые проблемы Boeing осложняются тем, что
кризис с пандемией коронавируса наложился на проблемы с новым лайнером 737 MAX полёты которого (и соответственно продажи) были приостановлены после двух авиакатастроф и выявленных технических недоработок системы управления самолётом.
Аналитики отмечают, что
в этих условиях Boeing может отложить завершение сделки.
Тогда Embraer автоматически станет головной болью для правительства Бразилии (у которого этой боли сейчас и так хватает). При таком сценарии
компанию может купить китайская Comac, которой интересен рынок узкофюзеляжных лайнеров средней дальности и компетенции Embraer придутся очень кстати. Но стоимость сделки будет куда ниже.
Если сделка всё же состоится,
Boeing приобретёт себе проблему, которая на фоне его нынешнего положения точно потребует значительного увеличения помощи со стороны правительства США. Похоже, что
любое решение в этой ситуации будет политическим. Согласно исследованию консалтинговой компании Bain & Company,
глубокий кризис, в котором сейчас находятся авиакомпании из-за пандемии коронавируса, в ближайшие пять лет очень сильное негативное влияние на производителей самолётов. Спрос вернётся к значениям начала этого года только к середине 2022 года. Рынок широкофюзеляжных лайнеров вернётся к базовым значениям только в декабре 2023 года.
По данным исследования,
из-за кризиса к концу этого года на земле всё ещё будут простаивать до 35% глобального флота. Отказа от уже размещённых заказов на новые авиалайнеры составит до 20%. Вторичный рынок наводнится относительно новыми лайнерами, что заставит производителей снижать цены на новые самолёты или существенно сокращать производство.
По данным банка UBS,
снижение производства Boeing и Airbus только в этом году составит порядка 16%. Airbus заявил о вре́менном сокращении производства на треть.
Дополнительный фактор, который может сказаться на продажах Embraer — снижение стоимости нефти и цен на авиакеросин.
Embraer, недавно запустил новое семейство самолётов, чьё основное преимущество – сниженное потребление топлива. При текущих ценах на керасин и падающем спросе на пассажирские авиаперевозки (по данным IATA – падение 55% в этом году)
экономичные самолёты сейчас вряд ли заинтересуют авиакомпании.