История Великой Отечественной войны.
322,094 2,565
 

  Пасечник ( Слушатель )
24 апр 2020 08:54:21

Неизвестные страницы Великой Отечественной войны.

новая дискуссия Дискуссия  182

ПАМЯТИ МАЙКОПСКОГО ВОЗДУШНОГО ДЕСАНТА
октябрь 1942 года




В мае 1942 года на Кавказе была сформирована отдельная парашютно-десантная рота ВВС Черноморского флота. Рота состояла из моряков, отобранных из личного состава частей флота, и насчитывала в своем составе 160 человек. Начавшееся в мае формирование этого специального подразделения флота завершилось применением его в качестве основной ударной силы, в операции по уничтожению самолётов противника на авиабазе в Майкопе 23 октября 1942 года.

Целью операции являлось лишение немецкого командования основного и наиболее значимого на тот момент преимущества в ожесточенной схватке с советскими войсками — господства в воздухе. Для этого предполагалось уничтожить материальную часть наиболее боеспособных подразделений люфтваффе, базировавшихся в то время на аэродроме города Майкопа.

Разработка десантной операции против майкопской авиабазы началась в конце сентября, а в октябре для непосредственной подготовки к высадке и уничтожению неприятельских самолетов выделялся отряд из 40 человек.

Десантный отряд подразделялся на три группы: диверсионную-20 человек, прикрытия-15 человек и управления- 5 человек (включая 2 проводников партизанского отряда). Командир роты капитан Орлов должен был сопровождать группу прикрытия, а капитан Десятников диверсионную группу. Каждая группа в свою очередь состояла из пятерок, которые возглавили: сержанты Михаил Типер, Василий Бережной, Павел Скибенко и Иван Грунский , младшие сержанты Яков Фрумин и Николай Безгубенко ,старший краснофлотец Анатолий Терещук.



Командиром отряда был назначен старшина Павел Соловьёв (участник обороны Севастополя, находчивый и мужественный командир), его заместителем – сержант Григорий Чмыга, комиссаром – младший политрук Александр Гриневич. Для проведения операции капитаном Орловым были отобраны наиболее подготовленные бойцы роты.

В октябре с группой, отобранной для выполнения десантной операции, началась интенсивная подготовка. Подготовка шла по строго разработанному плану. Десантники отрабатывали приемы самбо и рукопашного боя , учились снимать часовых ,совершенствовались в стрельбе из различных положений и метании ручных гранат. Днем и ночью выбрасывались на местность по характеру приближенную к той, на которой предстояло выполнять боевую задачу. Тренировки проводились на самолете ТБ-3, который обслуживал экипаж старшего лейтенанта С. П. Гаврилова. Совершались парашютные прыжки на точность приземления с небольшой высоты. Десантники изучали план аэродрома и размещение на нём самолётов, устройство «мессеров», «юнкерсов», «хейнкелей», их уязвимые места, практически отрабатывали приемы поджога самолетов на земле.

Перед выездом на аэродром взлета парашютисты дали клятву в которой говорилось: «Идя на выполнение боевого задания, мы, моряки-черноморцы, клянёмся тебе, Родина, стойко и мужественно драться с ненавистным врагом, беспощадно уничтожать фашистских гадов и их технику. Каждый из нас горит благородным желанием мести. Мы будем мстить за отцов, матерей, сестер, за сиротские слезы, за поругание жён и любимых девушек, за все злодеяния, учиненные гитлеровскими палачами. Никто из нас не дрогнет, как бы тяжело не пришлось в бою. Будем драться до последней капли крови, но задание выполним…»

Общий замысел операции предусматривал взлет с аэродрома в Сухуми одного самолета ПС-84 и одного ТБ-3. На борту первого находилась группа управления, включая 2 проводников, а также группа прикрытия, чьей задачей являлось сковывание боем охраны аэродрома, обеспечение действий диверсионной группы по уничтожению неприятельских самолётов на летном поле. На борту ТБ-3 находились десантники диверсионной группы, предназначенной непосредственно для проведения диверсии на авиабазе. Самолеты должны были на маршруте следования району выброски набрать высоту 2000 метров, а за несколько километров до цели перейти в режим планирования, позволявший произвести скрытное десантирование моряков-парашютистов с высоты 400 метров на летное поле неприятельского аэродрома. Разрабатывавший этот план помощник командира ПДР капитан А.П. Десятников основную ставку делал на внезапность и скрытность десантирования, но в штабе ВВС ЧФ посчитали такой расчет недостаточно убедительным и решили нанести непосредственно перед высадкой бомбоштурмовой удар. После выполнения поставленной задачи парашютисты должны были оторваться от преследования, воспользовавшись особенностями близлежащей гористо-лесистой местности, после чего уйти в лес на соединение с партизанами, которые должны были помочь им пересечь линию фронта в районе Даховская и Хамышки. Первыми должны были покинуть аэродром группа управления и диверсионная группа, группа прикрытия обеспечивала отход.

Посадка десанта в самолет

23 октября 1942 года десантный отряд старшины Павла Соловьева был переброшен на полевой аэродром Бабушеры в 12 км от Сухуми. В 21 час 19 минут для авиационного обеспечения выброски воздушного десанта с аэродрома в небо поднялись группы бомбардировщиков в составе девяти ДБ-3 и двух скоростных бомбардировщиков СБ и взяли курс на Майкоп. Следом в 21час 35 мин. поднялись в небо два транспортных самолета с десантом на борту. Самолёт ПС-84 (пилот Павел Малиновский, штурман майор Николай Нестеров), принял на борт 18 десантников группы прикрытия, сопровождаемых командиром роты М. А .Орловым. Тяжелый бомбардировщик ТБ-3(пилот старший лейтенант Серафим Гаврилов, штурман старший лейтенант Сергей Косолапов) принял 20 десантников и 2 партизан проводников из состава диверсионной группы, которых сопровождал помощник командира роты капитан А. П. Десятников.

С 22 часов 50 минут до 23 часов 25 минут самолёты ДБ-3 по одиночке бомбили майкопский аэродром с целью подавить на нем средства противовоздушной и наземной обороны и при этом подожгли немецкий самолёт.В 23 часа 25 минут два самолёта СБ сбросили бомбы на железнодорожную станцию Майкоп. Возникшие там пожары явились хорошим ориентиром для выхода на аэродром самолётов с десантом. С этого времени до 0 часов 10 минут два И-15 произвели восемнадцать атак по прожекторам на аэродроме Майкоп.

Однако «побочным эффектом» этих действий стала активизация всей обороны неприятельской авиабазы. Зенитных средств и прожекторных установок на базе было значительно больше, чем предполагали разработчики операции. К тому моменту, когда транспортные самолеты встали на курс выброски, немецкие зенитчики смогли открыть по ним сосредоточенный огонь из всех имевшихся у них средств.

Десантирование с ТБ-3

В 23 часа 30 минут с высоты 500 м. при сильном зенитном огне противника начал высадку парашютистов самолёт ПС-84, ведомый капитаном Малиновским. Парашютисты по команде руководителя выброски: «Пошел!» покидали самолёт. Они падали «с затяжкой» открывая купола парашютов только перед самой землей. Едва повиснув на их лямках, десантники сразу открывали огонь из оружия, уничтожая пулеметные точки противника. Первой из самолета ПС-84 выбросилась группа прикрытия под командованием старшины Соловьева . Из самолёта выбросилось 15 человек. Через две минуты с высоты 600 м сбросил парашютистов ТБ-3, экипажем которого командовал старший лейтенант Гаврилов.

Транспортный самолёт ТБ-3 вышел к аэродрому с опозданием 1,5-2 минуты. Он летел вторым, имел меньшую скорость, большие размеры и громче всех гудел своими четырьмя моторами. При подходе к аэродрому этот самолет попал в лучи прожекторов, был обстрелян сильным зенитным и пулеметным огнем. До выброски парашютистов оставалось две минуты. В этот момент прозвучало несколько длинных очередей, стрелки-радисты старший сержант Петр Роменский и младший сержант Алексей Кокуров из своих крупнокалиберных пулеметов ударили по прожекторам. Они погибли, но честно выполнили свой воинский долг. В их отсек угодило сразу несколько снарядов. Осколки изрешетили переборку, два снаряда разорвались в бомболюках. Три десантника были убиты. Самолет вибрировал, но ещё был управляем.

По команде штурмана самолета старшего лейтенанта С. А. Косолапова «Пошёл!», десантники устремились вперед к раскрытым люкам. Десятников повторил команду и шесть парашютистов из центрального отсека тут же покинули самолет.

В этот момент вражеский снаряд попал прямо в середину воздушного корабля и угодил в бензобак, вызвав сильный взрыв снаряда и паров бензина. Взрывная сила оторвала половину верхней обшивки крыла и выбила перегородку, изолирующую кабину летчиков. Капитана Гаврилова и сидящего рядом второго летчика, лейтенанта Сухих, обожгло огнем. Под бензиновый «душ» попали многие из тех, кто находился внутри фюзеляжа. Огонь устремился на внутренней части самолета в проход между сиденьями первого и второго пилотов. Сильно пострадал старший лейтенант Косолапов, травмы получили бортовой техник старший техник-лейтенант А. Г. Гогин и его помощник старший техник-лейтенант А. Т. Гонтарев, погиб авиационный механик сержант Михаил Глухов.

Командир корабля С.Гаврилов продолжал изо всех сил удерживать ТБ-3 в горизонтальном положении. Со всех люков корабля вниз устремились парашютисты. На многих горела облитая бензином одежда. Сильные ожоги получили сержанты Вови Гульник,Сергей Львов, младшие сержанты Иван Касьянов,Александр Прощаев, старший краснофлотец Петр Павленко. Десантники , сбивая с себя пламя, быстро покидали горящеий самолёт. Шансов на спасение у них было мало. Десантники совершали прыжки, имея только основные парашюты. В ранцах запасных парашютов находились боеприпасы для ведения боя и уничтожения вражеских самолетов.

Вражеские прожекторы продолжали слепить их своими лучами. Все воздушное пространство над аэродромом было пронизано трассами снарядов и пуль. Казалось, никто не выйдет живым из этого огненного ада. Но, связанный боем на земле противник уже не мог вести прицельную стрельбу. Над самой землей раскрывались купола парашютов, и десантники еще в воздухе открывали огонь по врагу из автоматов. Двое из покинувших самолет последними, приближались к земле на горящих парашютах, но, словно не замечая этого, вели огонь по противнику

Корабл, между тем, медленно разрушаясь, горел, но продолжал лететь. Связь между членами экипажа прекратилась. В кабине летчиков бушевало пламя. На капитане Гаврилове горели кожанка, шлем, обгорели руки. Уже теряя сознание, однако, собрав последние силы, он встал на сиденье и вывалился за борт. Обожженными руками он потянул за кольцо парашюта и через мгновение повис на его лямках. Капитану Гаврилову чудом удалось спастись, присоединившись к десантникам, он героически сражался в их рядах.

Первыми оказались на аэродроме десантники группы прикрытия. Прожекторы стали освещать парашютистов и летное поле, усилился огонь из пушек и пулеметов. К аэродрому мчались немецкие мотоциклисты, шли автомашины с солдатами. Фашистское командование принимало меры к оцеплению аэродрома, чтобы окружить и уничтожить десантников. Группа прикрытия, освободившись от парашютов, отбивалась от наседавших гитлеровцев, пытавшихся прорваться к стоянкам своих самолетов.

Десантники под руководством старшины Соловьева вступили в бой, отсекая гитлеровцев от самолётов и отвлекая их внимание на себя пока бойцы диверсионной группы находились ещё в воздухе. Приземлившись один из десантников Федор Вовк , сразу же схватился за автомат и выпустил длинную очередь на вспышку пулемета. Николай Сотников и Иван Гурома приземлились рядом. У Николая был пулемет у Ивана снаряженные патронами диски. Перед ними находились служебные постройки, по которым , отсекая аэродромную охрану от самолётов вел огонь Сотников.

Пятнадцати парашютистам пришлось сдерживать около сотни вражеских солдат.
Чтобы выбить инициативу у противника, сержанты Георгий Чмыга и Александр Капустин с несколькими краснофлотцами бросились вперед, огнем пулеметов и автоматов подавили несколько огневых точек врага. Героический поступок совершил. Сергей Львов. Фашисты пытались схватить его живым, но отважный парашютист пустил в ход автомат, а затем вступил в рукопашную схватку. Дерзкие и смелые действия группы прикрытия отвлекли на себя большую часть гитлеровцев.

В это время десантники диверсионной группы, освободившись от парашютов, устремились к самолетам, расчищая себе путь автоматными очередями. Десантники стали забрасывать немецкие самолёты гранатами и бутылками с горючей смесью, закладывать термитные бомбы через пробитые топориками отверстия в фюзеляже и крыльях. Вскоре в различных секторах аэродрома раздавались взрывы, в небо взлетали горящие обломки самолётов.

Краснофлотца Федора Кравченко из диверсионной группы тяжело ранило еще в воздухе. На земле товарищи помогли ему освободиться от подвесной системы, сняли с него снаряжение. Но, потеряв много крови, краснофлотец уже не мог подняться. Он продолжал бой ,что бы прикрыть отход своим товарищам. Федор Кравченко вел огонь до тех пор, пока вражеская пуля не сразила его. Сержанту Владимиру Гульнику при прыжке из горящего самолета сильно обожгло лицо и руки. Но он приземлился почти рядом с «мессершмиттом» и, несмотря на трудности, поджег его. Храбро и решительно действовали сержанты Василий Муравьев, Яков Фрумин, Александр Капустин, краснофлотцы Николай Кудзин и Петр Павленко. Каждый из них сжег по нескольку самолетов.

В 00 ч 10 мин в ночное небо взвились две зеленые ракеты. Это был условный сигнал старшины П.М. Соловьева на отход отряда. Последней покидала объект группа прикрытия. Аэродром уже успели оцепить немецкие мотоциклисты с собаками и прибывшие на автомашинах солдаты. Десантники вынуждены были прорываться группами и поодиночке.

Вокруг Десятникова собралась небольшая группа парашютистов, и он повел их на прорыв в северо-западном направлении. Группа Десятникова смяла небольшой заслон фашистов и устремилась вперед. Во время прорыва был убит Александр Малышкин, краснофлотец Филенко, прикрывавший отход, пропал без вести. В группе осталось восемь человек, из которых трое — старший лейтенант С. П. Гаврилов, сержант Владимир Гульник и краснофлотец Петр Павленко — были сильно обожжены.
Группа старшины Павла Соловьева одной из первых вырвалась из огненного кольца и добралась до опушки леса. После ракеты, указавшей время и направление выхода десантников из фашистского кольца, парашютисты устремились на помощь своим товарищам.

К этому времени ценой больших потерь противнику удалось потеснить парашютистов группы прикрытия. Фашисты успели подтянуть резервы, создав значительный перевес в живой силе и огневых средствах. Но десантники , сознавая значение этого боя для дальнейшего хода всей операции, сражались с исключительным упорством и храбростью.

Старший сержант П. Ф. Скибенко до этого дважды раненный , истекающий кровью первым поднялся на прорыв. Вставший во весь рост он рванулся вперед, но тут же упал, сраженный пулеметной очередью. За ним вскочили сержанты В. Г. Бережной, А. Т. Пасюк и другие десантники. Завязался ожесточенный бой, перешедший в рукопашную схватку. Огнем и десантными ножами парашютисты пробили брешь в заслоне противника и устремились в горы.

Позже десантники разрозненными группами прорвались из окружения, и вышли в расположение партизанского отряда. Аэродром в Майкопе надолго был выведен из строя и уже не представлял серьёзной угрозы нашим войскам на туапсинском направлении.

Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф.С.Октябрьский высоко оценил боевые действия десантников, и в своём приказе №0704 от 19 ноября 1942 года подводя итоги парашютно-десантной операции, поставил смелость отвагу и дерзость её участников в пример всему личному составу флота. За эту операцию 22 десантника были награждены орденом Красного Знамени, а двое орденом Отечественной войны 1 степени.

По оценке произведенной утром аэрофотосъемки, было полностью уничтожено 13 и серьезно повреждено 10 самолетов противника. Всего из 37 человек десанта на базу смогло вернуться 24...


Редкий и малоизвестный эпизод Великой Отечественной войны! Награды ОЧЕНЬ скромные..
  • +0.09 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!