Сибирское казачество
26 апр 2020 в 08:04
Пасечник
|
---|
СИБИРСКОЕ КАЗАЧЕСТВО: ПУТЬ «ВСТРЕЧ СОЛНЦУ» -ЧАСТЬ 1
![]() Эпоха Великих географических открытий изменила мир. Она преодолела многовековую замкнутость Европейской цивилизации. На Западе Европы эта эпоха связана с именами Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, других известных путешественников и первооткрывателей. На востоке Европы, в России, к ним относятся имена Ермака, Атласова, Дежнева, других землепроходцев. И все они - казаки. Что мы знаем о сибирском казачестве? В массовом сознании его образ мифологизирован. Практически нет отличий казачества Сибири от других областей нашей страны. Между тем, сибирское казачество имеет ряд специфических черт. Чтобы их выявить, необходимо вкратце вернуться к тому времени, когда оно зародилось. Это - конец XVII в., начало похода Ермака. В «Сибирском взятии» сошлись ряд субъективных и объективных моментов. С одной стороны, российские владения уже приблизились к Уралу, что было следствием колонизационного движения на северо-восток. В этом движении издавна участвовали жители Восточно-Европейской равнины. С другой стороны - ситуационный наем дружины Ермака на службу к купцам и солепромышленникам Строгановым. Им, казакам, не оказалось места на Волге. После присоединения Астрахани Поволжье полностью стало российской территорией. Правительство сделало ставку на искоренение разбойных нападений. Ермаковские казаки, ранее не отличавшиеся законопослушностью, решили охранять владения «именитых людей», а заодно и все русское население Западного Приуралья. До сих пор окончательно неясна причина и инициаторы знаменитого похода. Ученые спорят о времени похода, личности Ермака, обстоятельствах его гибели, месте захоронения. Для истории сибирского казачества важнее иное. Победив Кучума и захватив его столицу Искер, казаки оказались перед нелегким выбором. Что делать? Попытаться удержать гигантскую территорию собственными силами, сделав ее вольным казачьим краем? Уйти восвояси с богатой добычей? Или передать Сибирь России, ждать помощи из Москвы? Реализовано было последнее решение. Очевидное в наши дни, оно не выглядит особенно удачным применительно к событиям начала 80-х гг. далекого шестнадцатого столетия. Царь Иван Грозный отличался садисткой жестокостью и непредсказуемостью. Не было гарантии, что самодержец примет подарок от объявленных вне закона «воровских людишек» (ранее на Волге ермаковские казаки разграбили русско-ногайское посольство, вызвав гнев царя). Выбор казаков не оставлял для большинства из них шансов на выживание. Царь, если он и примет подарок, далеко. Помощь придет не скоро. А озлобленный Кучум рядом. Силы казаков таяли. И всё-таки они пошли на этот шаг! Ничем иным, кроме патриотизма такое жертвенное решение объяснить нельзя. У расставшихся с суровой страной беглых холопов и крепостных, преступников и грабителей искреннее чувство любви к Родине-мачехе оказалось выше материальных выгод, и собственной жизни. Они понимали, что судьба дала им (и России!) исторический шанс на присоединение Сибири. Они воспользовались им в полной мере, невзирая на высокую цену. Ермак и его сподвижники за несколько лет совершили качественную социокультурную эволюцию, доступную немногим. Они прошли путь от анархистской вольной преступной жизни, к относительно цивилизованному военному найму. А затем - к беззаветному служению своему Отечеству. Дружина Ермака осталась в социальной памяти сибирского казачества примером доблести и осознанного выбора. Эти люди заложили те основы, на которых в последующие времена существовало сибирское казачество. Главная из них - государева служба и верность России. Сибирское казачество появилось позднее, чем казачество на Украине, в Диком Поле или на Дону. И оно не стало заимствовать отрицательный опыт своих предшественников. Весьма характерно, что наше сибирское казачество не участвовало в антигосударственных восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачева, не делало попыток вернуться к вольной жизни или уйти за пределы государства. Стратегическое значение «сибирского взятия» Россия почувствовала уже через четверть века после гибели Ермака и смерти Ивана Грозного. В Смутное время страна утратила собственную государственность. Чтобы изгнать интервентов, нужны были воины, деньги, а самое главное, преданность идее освобождения страны. И казачья Сибирь здесь сказала свое веское слово. Ясак, собранный с аборигенов, поступал на покрытие военных расходов. Те казаки, которые доставляли пушнину, не имели права «ошибиться адресом» и доставить груз ко двору очередного Лжедмитрия. Но они, государевы люди, наивные сибиряки, не искушенные в большой московской политике и не ошибались! В Смутное время Сибирь всегда поддерживала законное центральное правительство, не унизившись до признания кого-либо из авантюристов. Увы, далеко не все русские земли смогли избежать подобного искушения... Русское служилое население Сибири к началу Смуты было немногочисленно. Казаков, способных носить оружие, было ничтожное количество, всего несколько сотен. Служилых людей на просторах Сибири не хватало. Остро. Они, первые управленцы, обладатели бесценного опыта, были на вес золота. Только-только отстроились первые остроги, еще не прекратили разорительные набеги прямые потомки Кучума и разные степные царьки. Тем примечательнее, что и сибирские казаки приняли участие в защите и восстановлении отечественной государственности. Пока еще слишком мало известно о жизни и подвигов этих сибирских героев-казаков. Так, например, в разгар Смуты казак Тугарин Федоров в 1610 г, прибыл из Сибири в столицу с государевой пушной казной. Московские власти быстро определили деятельного казака в войска выдающегося полководца М.В. Скопина-Шуйского. Ему пришлось воевать сначала против Тушинского вора, затем в составе ополчения К. Минина и Д. Пожарского освобождать Москву от поляков. Не скоро вернулся лихой казак в далекую Сибирь, ставшую его второй Родиной! Казак был действительно лихой, здесь нет никаких преувеличений. Много лет спустя, в 1626 г. в челобитной он упоминал о своих заслугах во времена Смуты: «бился явъственно и многижды был ранен». Известна и его воинская специальность: казак «языки многие имал». Сегодня про такого бы сказали: спецназ, фронтовая разведка. Знать пригодились в лихую годину сибирские казацкие навыки служилому человеку! А они были! По всей видимости, службу в Сибири Тугарин Федоров начал еще в шестнадцатом столетии, в Лозьвинском городке. Затем были дальние и опасные походы за ясаком, основание Нарымского и Кетского острогов, деятельное участие в Смуте, многолетняя служба атаманом в Сургуте[1]. Где тот достойный памятник, который сибирское казачество или жители города Сургута возвели бы своему атаману и великому патриоту? Пока такого памятника пока нет... Когда же он будет?
|
|
Комментарии не найдены! |