История института казачества
41,477 151
 

  Пасечник ( Слушатель )
03 май 2020 11:28:22

Забайкальские казаки

новая дискуссия Новость  503

Забайкальские казаки


Николай Смирнов Забайкальское казачество



От автора



Присоединение Забайкалья к России завершилось к середине 60-х годов XVII века. С этого времени началась новая страница в истории огромного края.
Первопроходцы Сибири и русские крестьяне-переселенцы подняли, обогатили и прославили эти далекие окраинные земли Российской империи.
Огромную роль в их освоении сыграли казаки. Это те русские, свободолюбивые, непокорные люди, которые не смирились с посягательством московских правителей на их вольную жизнь и ушли в Сибирь; и те, кто в силу различных обстоятельств переселившись сюда и став казаками из крестьян, переняли быт и традиции вольного казачества.
Породнившись с местными народами, вобрав в себя их национальные особенности, они образовали этническую группу людей, отличающую их от относительно однородной массы казачества Сибири и юга России.
От смешения крови великого русского народа с восточной кровью появился новый тип человека, воплотившего в себе силу и удаль, лихость и ярость, выносливость и неприхотливость, терпеливость, трудолюбие и бескорыстие, — все то, что долгие годы определяло черты забайкальского казака.
О казаках Забайкалья написано много противоречивого, разные давались оценки их жизни и деятельности.



После похода в Китай в 1900–1901 годах их хвалили, но в Русско-японскую войну 1904–1905 годов на них обрушился поток как заслуженной, так и, в большей мере, незаслуженной критики. Особенно яростно нападала на казаков русская демократическая либеральная пресса после выхода во Франции книги Людвига Нодо «Письма о войне с Японией», переведенная на русский язык в 1906 году. В серии публикаций под общим названием «Они не знали» была статья «Банкротство казаков», где в резкой форме военный французский корреспондент при Русской армии — Л. Нодо — приписывает казакам все неудачи, которые преследовали Маньчжурскую армию в войне с японцами. В действительности же эти неудачи должны были быть адресованы бездарному русскому генералитету, не умевшему правильно использовать казаков в боях и операциях.
Не жаловал казаков и немецкий военный агент при Русской армии барон Э. Теттау в своей книге «Восемнадцать месяцев в Маньчжурии с русскими войсками», изданной в Санкт-Петербурге в 1907–1908 годах в переводе офицера Русского генерального штаба М. Грулева без всяких комментариев.


Эти и другие авторы, претендовавшие на объективность, совершенно не знали жизни казаков, их быта, нравов. Они так и не заметили, что при общей безыдейности, поразившей Русскую армию в этой позорной для царизма войне, только казаки сохраняли силу духа, любовь к родине, сплоченность и сознательную воинскую дисциплину. Легче было обвинить казака в неумении воевать, чем тех начальников, которые превратили кавалерию в «ездящую пехоту».



Большая часть авторов статей и воспоминаний в военных, научных и исторических журналах, как правило, боевых офицеров, наоборот, давали высокую оценку забайкальским казакам как воинам, не задумываясь особо, что война вскрыла в боевой подготовке казачьих частей много недостатков, которых можно было бы избежать при правильной организации боевой учебы в мирное время. В этих статьях было больше объективности, но и излишней хвалебности тоже хватало, однако все сходились во мнении, что забайкальский казак — это «прекрасный материал» в хороших руках.
Такую характеристику дали пешим и конным казакам генерал П.Л. Орлов, полковник В. А. Апушкин и войсковой старшина A.B. Квитка; генералы П.К. Ренненкампф и П.И. Мищенко, главные кавалерийские начальники казаков; казачьи офицеры Д.И. Аничков, П.П. Врангель, П.М. Комаровский, П.Н. Краснов, Гейтерфен, А.И. Деникин, В.В. Чеславский и многие другие. Не без печати конъюнктурности писал о забайкальских казаках уже в годы советской власти участник войны с Японией, военный атташе во Франции граф A.A. Игнатьев в общем-то правдивой книге «Пятьдесят лет в строю».

Хорошо показан быт казаков на войне и в мирное время, в период становления советской власти, в высокохудожественных книгах В. Балябина «Забайкальцы» и К. Седых «Даурия».
Другие авторы даже в таком фундаментальном труде, как «История Сибири», о забайкальском казачестве упоминают вскользь.
Таким образом, одни ругали казаков, другие хвалили, третьи считали, что не стоит уделять этому особое внимание, так как казачество давно ликвидировано, и нечего ворошить старое — то ли хорошее, то ли плохое.
Менялось время, менялись и люди, а вместе с ними и те критерии, которые вчера были безусловными, а сегодня подвергнуты сомнению и жесточайшей критике.


Несправедливо опороченные, преданные забвению в течение многих лет, забайкальские казаки нуждаются в правдивой оценке своей роли в истории Русского государства.
Долог был путь русского казака в Забайкалье, прежде чем он освоился и утвердился в бассейнах могучих восточно сибирских рек, но в конечном итоге, обосновавшись на восточных границах Российской империи, он стал стражем ее и хранителем.
Но не только пограничная служба определяла значение забайкальского казачества в жизни державы — всегда, когда было приказано, забайкальские батальоны, полки, бригады и дивизии выступали беспрекословно в защиту Родины. Так было в Крымскую войну на Востоке и в пору занятия Амура; во время похода в Китай; в Русско-японскую и Первую мировую войны.
Потомки забайкальских казаков сражались на Халхин-Голе и в боях под Москвой, дошли до Берлина и разгромили милитаристскую Японию.
Всегда и везде забайкальцы верой и правдой служили своему Отечеству. Первым, кто попытался написать историю Забайкальского казачьего войска до октябрьского переворота 1917 года, был историк-краевед А.П. Васильев, взявшийся за это дело по поручению наказного атамана Забайкальского казачьего войска. Бурные события первых лет революционного преобразования страны вообще и Забайкалья в частности не дали ему завершить начатую работу.
Больше над историей Забайкальского казачьего войска основательно никто не трудился.
Я не ставил целью быть историком Забайкальского казачества, думаю, что с этим более профессионально справятся ученые — исследователи Забайкалья, но мне хотелось бы поднять эту проблему и прежде всего сказать правду о забайкальце-воине и его времени.
В этом историческом очерке нет ни капли вымысла, все, о чем написано, опубликовано в разные годы в воспоминаниях участников тех событий на Востоке и Западе России, к которым были причастны забайкальские казаки.


Многое взято из архивов и со слов людей, которые сохранили в своей памяти рассказы своих близких старшего поколения о жизни и быте дореволюционного казачества Забайкалья.
Исторический отрезок времени рассматривается относительно небольшой; с момента образования в 1851 году Забайкальского казачьего войска и до 1917 года, когда казачьи полки начали возвращаться с фронтов Первой мировой войны в родное Забайкалье.
В очерке отражены не все аспекты жизни дореволюционного казачества, а лишь отдельные штрихи, позволяющие понять причины успехов и неудач, славы и позора, которые испытали забайкальские казаки в свое историческое существование, и прежде всего во время войн и между войнами.

В советской военной исторической литературе обходилось стороной участие России в составе коалиции иностранных государств в подавлении восстания ихэтуаней в Китае, названного еще «боксерским восстанием», а ведь вся действующая конница Русской армии в то время состояла главным образом из частей забайкальских казаков.
В решающих событиях той войны принимали участие и пешие казачьи батальоны забайкальцев, удивившие мир своей выносливостью, и конные полки, без которых не обходилось ни одно сражение или бой.
Противоречиво рассматривалась роль забайкальских казаков в Русско-японской войне, изложенная в дореволюционных исследованиях и мемуарах различных авторов, о чем упоминалось выше, и совершенно не нашедшая свое отражение в советской литературе — а между тем треть всей конницы Маньчжурской армии была из забайкальцев.


Совсем ничего не написано в исторической литературе советского периода об участии забайкальских казаков в Первой мировой войне, а это и Брусиловский прорыв, и тяжелые бои в окопах на Юго-Западном фронте, и лихие дела на Кавказском фронте против турок.
Не исследована как следует жизнь забайкальских казаков между войнами, а ведь там скрыты многие ответы на вопросы, позволяющие понять, почему разложилось, разделилось на два враждебных друг другу лагеря и в конечном итоге исчезло забайкальское казачество.
Показать казака в мирной жизни и на войне — вот главная цель этого исторического очерка.


Я также считал своим долгом вспомнить и тех, кто покорил Сибирь, присоединил ее к России и создал условия для проникновения русских казаков в Забайкалье; кто неутомимым трудом и бескорыстием на службе Отечеству в мирные дни и на войне вел казаков на подвиги во имя Великой России.
Пусть потом бывшие командиры и начальники нерчинцев и читинцев, верхнеудинцев и аргунцев возглавят Белое движение в России, станут знаменем контрреволюции, немало прольют своей и чужой крови в пекле братоубийственной Гражданской войны — но это будет уже после 1917 года. До этого рокового, переломного года в истории нашего многострадального народа все они: и титулованные блестящие гвардейские офицеры, и забайкальские казаки из русских и бурят, бывшие в подчинении у первых, — верой и правдой служили своей Родине, шли в бой и умирали десятками, сотнями, «за Веру, Царя и Отечество» — других лозунгов для них не было.
В сознании многих людей укоренилось мнение, поддерживаемое в течение всех лет советской власти, что казаки — это сатрапы царя, каратели, душители свободы и всего прогрессивного.



Вот почему мне особенно хотелось напомнить тем, кто думает и высказывается до сих пор так, что казаки — это те же солдаты, связанные присягой и воинским долгом, с детства приученные к обязательному выполнению приказов и распоряжений своих начальников. Не казаков вообще надо было осуждать и клеймить, а тех, кто довел страну до Гражданской войны, обманом и посулами заставил полуграмотную казачью массу служить своим классовым интересам, а когда они перестали быть нужными, одних репрессировали и расказачили, других, бросив на произвол судьбы, обрекли на изгнание за пределы своего Отечества, превратив в бесправных и униженных эмигрантов.
Эта книга о казаке-забайкальце, воине и защитнике своей Родины, хранителе ее восточных границ.
Н. Смирнов
  • +0.02 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (8)
 
 
  Пещерный ( Слушатель )
03 май 2020 14:49:31

Вот млять, именно из-за таких заявлений вас, ряженых, и терпеть не могут.
ПС. Чуть не забыл - слово Родина пишется с большой буквы!!!
  • +0.18 / 7
  • АУ
 
 
  НаталияС. ( Слушатель )
03 май 2020 19:28:24

А еще из-за умалчивания об источнике богатства казаков. Мол, зажиточные, потому что на земле работали. А о том, что занятые поселения на три дня мародерства  раздобывания трофеев отдавались - ни слова. В войне 1812 года наскочили казаки на ставку Даву, но маршала упустили - не до того им было, делили трофеи из захваченных обозов (грабили награбленное) и пленных. У Толстого в "Войне и мире" этот эпизод описан, и никто не оспаривает - значит, был такой факт, причем широко известный в тогдашней армии. На мой вопрос - зачем казакам пленные французы? - ни один из нынешних казаков ответить не может.
  • +0.15 / 7
  • АУ
 
 
 
  Алёша Попович ( Слушатель )
03 май 2020 21:40:41

У тети Зины кофточка с драконами, да змеями -
То у Попова Вовчика отец пришел с трофеями.
Трофейная Япония, трофейная Германия:
Пришла страна Лимония - сплошная чемодания.(с)



красноармейцев тоже в мародеры запишете?
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
  Пещерный ( Слушатель )
04 май 2020 08:51:20

Ну как бы это не совсем в тему, в меру помародерить затрофеить что-нибудь за рамки морали не выходит.
С казачьим богатством всё не так просто. 
Если я правильно понимаю, на Дону и Кубани роль помещиков Центральной России выполняли казачьи старшины. То есть именно они были основными крепостниками (в свое время) и основными землевладельцами. 
Как следствие - они по примеру помещиков стали объектом, мягко говоря, недовольства для основной массы казачества (в том числе из-за произвола и прочих злоупотреблений при выкупе крестьянами земли после 1861 года).
И соответственно им (и их приближенным) и прилетело после 17 года. Думаю, что тот же Буденный прекрасно знал историю своей семьи. И вряд он собирался прощать  все, не побоюсь пафосного выражения,  вековые обиды. Да и другие бойцы Первой конной тоже не страдали грехом всепрощения...
  • +0.09 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  НаталияС. ( Слушатель )
04 май 2020 19:13:22

Не помещики, а кулаки. Так правильней. И есть разница между трофеями (добытыми на поле боя у врага - за рамки морали не выходит, например, оружие, элементы вооружения или украшения воинов) и мародерством (выгребать из домов всех жителей все, что нравится). Напомнить сценку из "Войны и мира" - драки и споры из-за тряпок  пленных французов (работорговлей, что ли казаки промышляли?)? Или казачьи станы под Царицыным из "Хождения по мукам"? Или разочарованного нерасторопностью сына папу, приехавшего с возом за добытым добром из "Тихого Дона" - увозить нечего?
  • +0.10 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  Алёша Попович ( Слушатель )
04 май 2020 21:00:28

Полегче на поворотах. Злой
Не много-ли на себя берете - обвинять русских воинов в мародерстве?
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  НаталияС. ( Слушатель )
05 май 2020 10:09:36

А Вы полегче с терминами. Речь о дореволюционных казаках (свободных воителях), а не воинах (которые в регулярной, централизированной армии на службе государевой или государственной). Вот дореволюционных казаков и обвиняют в мародерстве (по современной терминологии, а по тогдашней - законной добыче, три дня на полное хозяйствование в занятом населенном пункте), и не я, а многочисленные исторические документы. Некоторые из этих документов вытаскивают и пытаются приписать деяния казаков в ПМВ в Европе тем казакам, которые были воинами СА в ВМВ. Свидетельские показания сербов, хорватов, чехов и т.п.
  • +0.08 / 6
  • АУ
 
 
  Пасечник ( Слушатель )
05 май 2020 04:56:48


Терпеть не могут явреи .  Выходит вы из ггусских  ? 

  • -0.02 / 1
  • АУ