25 октября 1943 года советские войска одержали долгожданную победу в сражениях за освобождение Днепра (Днепропетровска)
Падение ДнепраС середины июля по сентябрь 1941 года вследствие тяжелых потерь 6-й и 12-й армий Южного фронта направление Умань-Днепропетровск оказалось открытым для гитлеровцев. Сюда и устремились соединения 1-й танковой группы врага. Командование немецко-фашистских войск рассчитывало сравнительно легко овладеть территорией всей области с целью захвата с ходу Днепропетровска и переправы через Днепр, отрезать пути отхода войскам Южного фронта и открыть себе кратчайший путь к Донбассу. Натиск гитлеровских оккупантов здесь сдерживали 8-я танковая дивизия полковника Е. Г. Пушкина, 81-й авиационный бомбардировочный полк дальнего действия под командованием А. В. Самохина.
Однако Днепропетровск пал через два месяца после начала наступления гитлеровских орд. Бои за город велись с 19 августа, а уже 25 августа оккупанты заполонили все улицы, и жизнь в городе потекла по совершенно новым для днепропетровцев правилам.
Захватив город, оккупанты уничтожили более 30 тыс. военнопленных и почти столько же мирных жителей. 75 тыс. человек было угнано в Германию. Население города сократилось в несколько раз и в начале 1942 г. составляло менее 200 тыс. человек. Почти все промышленные предприятия были разрушены, уничтожено более 40 % «жилого фонда», выжжены парки и скверы. Центральный просп. К. Маркса — один из красивейших в республике — был превращен в руины. До основания были снесены жилые поселки на левом берегу Днепра, уничтожены школы и высшие учебные заведения, разграблены исторические памятники и культурные ценности.
Позже Днепропетровск стал центром одного из шести округов Рейхскомиссариата Украина.
«Абсолютное послушание и жестокое наказание» — на двух китах была основана оккупационная немецкая власть. Вне закона объявлено «хранить оружие и боеприпасы, поддерживать связь с советской стороной по телефону, телеграфу, оптическим или другим приборам, прятать или помогать солдатам и офицерам Красной армии, фотографировать, держать почтовых голубей, иметь радиоприемники, контактировать с пленными».
Сразу же оккупационная власть взялась за решение «еврейского вопроса». Это обернулось для многих горожан кровавой бойней. Как пишут авторы книги «Днепропетровск: вехи истории», в первые дни на территории Днепропетровского коксохимического завода было организовано еврейское гетто на 5 тысяч человек. А в начале октября возле здания ЦУМа было собрано более 11 тысяч евреев. За два дня 13-14 октября все они были расстреляны на территории Ботанического сада. Советских военнопленных держали в районе Тихвинского монастыря, что на улице Чичерина. Там находился лагерь для пленных офицеров и солдат Красной армии. После освобождения города там обнаружили захоронения более 30 тысяч человек, умерших от голода и болезней.
Пусть земля горит под ногами врага
Уже в 1941 году Днепропетровская область стала одним из крупнейших очагов сопротивления врагу. Здесь действовали 6 подпольных горкомов и 18 райкомов партии. Более 100 человек к началу декабря 1941 года насчитывала Днепропетровская городская подпольная организация, активно действовали подпольщики Павлограда (секретарь горкома А. П. Караванченко), Днепродзержинска (секретарь горкома К. Ф. Ляудис), Новомосковска (секретарь горкома Г. Ф. Павлов) и другие. Была установлена связь с ЦК КП(б)У.
Под руководством коммунистов развертывало борьбу комсомольское подполье в Днепропетровске, Днепродзержинске, Кривом Роге, Павлограде, Синельникове. На территории области действовали 8 подпольных комсомольских и комсомольско-молодежных организаций и 8 групп, 67 антифашистских патриотических боевых и диверсионных организаций и групп. Подпольщики распространяли листовки и воззвания, информируя население о положении на фронтах, призывая его к борьбе против оккупантов.
Большое внимание уделялось организации актов саботажа на предприятиях. На ряде заводов Днепропетровска при участии секретаря подпольного обкома Н. И. Сташкова и секретаря подпольного горкома Г. П. Савченко были созданы диверсионные группы, срывавшие работы оккупантов по использованию предприятий. Такие же группы действовали и на металлургическом заводе в Днепродзержинске; под руководством подпольного горкома они всячески затягивали монтаж агрегатов.
Партизанские отряды Новомосковского, Никопольского, Апостоловского, Солонянского, Томаковского и Юрьевского районов в 1941 году принимали участие в оборонительных боях Красной Армии на территории области. Активные действия партизан заставили фашистское командование оттянуть значительные силы с фронта. В декабре 1941 года против расположенного в Новомосковском лесу партизанского отряда под командованием П. Я. Жученко (комиссар Г. С. Мазниченко) были брошены дивизия СС, пехотная дивизия, сотни полицаев.
Еще активнее действовали подпольщики и партизаны в 1942 году, когда по городам и селам оккупированной территории разнеслась весть о разгроме фашистов под Москвой. В январе 1942 года подпольный обком партии созвал в Павлограде областное совещание руководителей подпольных организаций, которое обратило особое внимание на осуществление установки ЦК КП(б)У об усилении борьбы с врагом. В Днепропетровске были взорваны склады боеприпасов и нефтепродуктов, участники Криворожского подполья сорвали весеннюю посевную кампанию в хозяйстве № 38, партизанская группа села Николаевки Новомосковского района взорвала два железнодорожных моста на линии Губиниха — Новомосковск, павлоградские подпольщики организовали крушение гитлеровского бронепоезда, освободили из концлагерей более тысячи бойцов и командиров Красной Армии.
Особенно активизировалась деятельность подпольщиков и партизан Днепропетровщины в результате наступательных действий Красной Армии в начале 1943 года. Одной из ярких страниц в истории борьбы украинского парода против гитлеровских оккупантов явилось вооруженное восстание в Павлограде, подготовленное подпольным обкомом партии. 16—17 февраля 1943 года город был очищен от фашистов восставшими подпольщиками и подошедшими бойцами 4-го корпуса 6-й армии. Активную помощь частям Красной Армии оказывали также подпольщики других прифронтовых районов области.
И ярость благородная…
Освобождение Днепропетровской области от гитлеровской оккупации связано с летним наступлением Красной Армии в 1943 году, с исторической битвой за Днепр и Правобережную Украину. В сентябре 1943 года на территорию Днепропетровщины вступили войска Степного и Юго-Западного фронтов. 18 сентября были освобождены Юрьевка и Павлоград, 21 — Котовка, Перещепино и Синельниково, 22 — Новомосковск, 27 — Нижнедпепровск.
Изгнанный с левобережной части области враг рассчитывал, прикрываясь линией Днепра, удержать за собой Правобережье с его мощной металлургической базой — Криворожским и Никопольским бассейнами. Однако эти расчеты были сорваны стремительным наступлением советских войск. Войска Юго-Западного фронта (с 20 октября — 3-й Украинский фронт) под командованием генерала армии Р. Я. Малиновского после ожесточенных боев захватили плацдармы на правом берегу Днепра в районе Аул и Войскового. 25 октября 1943 года советские войска штурмом овладели Днепропетровском и Днепродзержинском.
За проявленное мужество и героизм 59 воинским частям и соединениям были присвоены имена населенных пунктов Днепропетровской области, которые они освобождали.
В боях за освобождение городов и сел области плечом к плечу сражались русские и украинцы, белорусы и грузины, казахи и узбеки, азербайджанцы и армяне — воины всех национальностей Советского Союза. Высокое звание Героя Советского Союза было присвоено 33 воинам 46-й армии, отличившимся при форсировании Днепра и освобождении Днепропетровска и Днепродзержинска.