Американо-китайское обострение – вирус только повод, ответ в экономике
10 мая 2020
«Коронавирусный» доклад американской разведки, в котором Китай в косвенной форме назван главной причиной нынешних, санитарных, и как следствие этого, экономических проблем в США – был событием скорее ожидаемым, нежели неожиданным. Уже в двадцатых числах апреля, после заявлений Дональда Трампа было видно, что очередное обострение Вашингтона с Пекином вопрос уже решенный, и вопрос был только в том, как формально все это будет обставлено. Трампу срочно потребовался внешний громоотвод в проигрываемой им «короновирусной войне» с демократами и Китай был здесь лучшим кандидатом. Правда, не только эти соображения двигают американским президентом. Вернее, совсем не это…
Дело в том, что в связи с новыми, по мнению Пекина форс-мажорными, обстоятельствами, вся его китайская стратегия на 2020 год рухнула в один момент. Как мы все помним, еще в январе между Пекином и Вашингтоном было заключено «историческое торговое соглашение», где Китай обязался резко увеличить импорт американских товаров. Согласно принятых решений, которые должны были стать только первым этапом по нормализации отношений (как американцы называли выравнивание торгового баланса в свою пользу) обязательства Пекина по закупке американских товаров из четырех отраслей составляли сумму 200 миллиардов долларов. Именно на эту сумму Китай должен был нарастить закупку американских товаров на протяжении следующих двух лет (2020-21 годы).
Из них 75 миллиардов долларов приходились на промышленную группу товаров, 50 млрд. долл. на энергоносители, еще 40 млрд. долл. на сельхозпродукцию, и 35-40 млрд. долл. на услуги. Причем, эти объемы должны были закупаться китайцами сверх "норм" докризисного 2017 года! И теперь всего этого нет. Не прошло и месяца, как Пекин, сославшись на проблемы с вирусом, «приостановил» действие этого «исторического» соглашения.
Проходили март, апрель, начался май. Китайская экономика начала выходить из кризиса и восстанавливать производство, а временная приостановка действия соглашения от 15 января продолжается до сих пор. Китай, кажется уже забыл о нем и по его нынешним действиям уже видно, что «временная приостановка», если американцы не обострят проблематику, станет хронической и доживет до ноября 2020 года, после чего само соглашение от 15 января потеряет всякий смысл. Дело в том, что к этому моменту выборы в США состоятся и любая следующая администрация Белого Дома будет вносить в американо-китайские соглашения свои важные коррективы. При этом, для Трампа это решение Китая произошло как никогда некстати. Мало того, что у него сегодня в стране настоящий коллапс «постиндустриальной экономики», так еще и то, что США пока еще может предложить миру, китайцами упорно не покупается. С другой стороны, можно понять и Китай. На кой ляд им нужна американская сверхдорогая нефть, если мир залит почти дармовой нефтью конкурентов. Причем, за нее даже не надо драться, а стоит лишь поманить пальчиком и дополнительные супертанкеры десятками двинутся в ее порты, подвозя дешевую нефть Саудовской Аравии, которая только и ждет случая от нее избавиться. Еще более все прискорбно у американских газовиков. Их газ, никому не нужен от слова совсем.
И если бы не заключенные под дулом «кольта» газовые соглашения более ранних лет, то уже сегодня американский экспорт СПГ измерялся бы очень смешными цифрами и был бы замкнут исключительно на североамериканский рынок. И ясно, что в таких условиях закупать американский газ способны только полностью неадекватные или зависимые люди. Но это точно не о нынешних китайцах. А отсюда и такое желание Трампа найти китайский след в короновирусной теме. И никого не интересует, что доказательств «вины» Китая нет. Важно, что у Трампа нет другого хорошего выхода в китайской проблеме и он любым способом будет пытаться вернуть ситуация в состояние января 2020 года, пусть и в сильно урезанном варианте. Ему, как и полгода назад, позарез нужно торговое соглашение с Китаем, а все остальное, не более чем удобный фон и повод для нажима.