Цитата: Sir Max Merfie от 10.05.2020 20:25:57Голосящий орел, напрягшийся дракон, сосредотачивающийся медведь
Мир уже 75 лет не знал глобальной мировой войны. Спасибо за это нашим дедам, отстоявшим свободу Родины и сломавшим нацистскую военную машину, а также механизму безопасности, созданному в послевоенный период, когда мощные СССР и США взаимно сдерживали друг друга попутно не позволяя никому начать конфликт, способный перерасти в мировую войну. Но видимо времена меняются.
Спустя 75 лет после Второй Мировой каркас международной безопасности начал рушиться. Сначала его рушил выход США из договора о противоракетной обороне, затем к этому добавился мораторий на договор о ракетном оружии средней и меньшей дальности, параллельно США выражает желание похоронить договор по открытому небу, позволявшему избежать казусов, типа поражения самолета американского летчика Пауэрса. Сейчас ставится под сомнение фундаментальный договор по безопасности СНВ-3, продление которого американская сторона связывает с совершенно нереализуемыми требованиями. Слава Богу никто не посягает на договоры о запрещении химического и биологического оружия. В противном случае все, что осталось бы миру – это воспоминания об уже архаичных Женевских и Гаагских конвенциях, хотя. Полагаю, такая жуткая вещь, как пуля «дум-дум» на фоне ядерного оружия мало кого уже пугает.
Во многом причиной этого стало то, что мир изменился и в изменившемся мире противостояние США и России уже не представляется тем вызовом, ради которого нужно затевать что-то в области глобальной безопасности. Дело в том. Что во все времена интересы военно-политические были сопряжены с интересами экономическими. Глобальной торговлей, контролем торговых маршрутов и т.д. Но Россию наличие договоров по вооружениям не спасают от попыток США помешать строительству газопровода Северный поток – 2, эксплуатировать нефтяные месторождения Венесуэлы и т.д. Равно и российское оружие не угрожает экономическим интересам США. А угрожает Китай, который при этом не связан военными договорами, ограничивающими его в сфере оружия массового поражения.
В результате старая архитектура безопасности в мире уже не работает. Новая, еще не работает и к ее строительству только собираются приступать. В результате обстановка в мире стала самой угрожающей за последние как минимум 50 лет (со времен Карибского кризиса), сохранение статус-кво все труднее поддерживать, а в мире попросту не существует сил, которые могли бы гарантировать, что пока что вялые конфликты между великими странами не приведут к фатальному результату. А это в настоящих условиях – угроза нормальному существованию земной цивилизации. А это уже не шутки. Это уже вызовы. Которые нужно решать сообща.
Российский вызов
Собственно, игроков на глобальной геополитической арене сейчас четыре. Соединённые Штаты, Россия. Китай и Европейский Союз (который как-то пытается собрать партактив евро-атлантистов). Начнем с России.
Собственно, Россия была поставлена в совершенно невыгодное положение догоняющего, когда российское руководство оказалось поставленным перед фактом нежелания США сохранять договор ПРО, развертывания систем ПРО морского и сухопутного базирования, в том числе и у российских границ (на Дальнем Востоке и в Восточной Европе). Россия смогла ответить на данный вызов, создав уникальные гиперзвуковые технологии, способные преодолевать американские системы ПРО, а также уникальные системы ПВО и ПРО (С-500 и «Нудоль»), способные работать не только по целям в атмосфере земли, но и в космосе. Примерно то же произошло и с договором по ракетным системам средней и меньшей дальностью, только разница в том, что у России уже были технологии морского базирования, которые просто нужно было перенести на сушу, и конвенционные технологии, которые требовалось лишь модернизировать (Искандер).
В результате Россия к 2018 году оказалась способной представить концепцию военного ответа США (выступление Путина с посланием в 2018 году), а в 2019 и дала «пощупать» эти самые технологии, убедив всех, что это не шутка и не компьютерная графика. С появлением данных систем уже США вынуждена была отвечать в гонке вооружений и что-то предлагать в ответ на гиперзвуковые технологии России.
При этом Россия не только сохранила готовность к ответу США в силах ядерного сдерживания, но и фактически провела модернизацию вооруженных сил по всем параметрам. К настоящему моменту, хотя в некоторых сферах Россия и отстает от США по некоторым показателям (например, в количестве боевых самолетов, или списочном составе флота), однако под поставленные военно-политические задачи российские вооруженные силы заточены если не оптимально, то весьма хорошо.
По большому счету сейчас Россия заинтересована в договорах по разоружению только в части нежелания устраивать очередную гонку вооружений с ядерным оружием. Потребности в сорока и более тысячах боеголовок, которые были на вооружении СССР в 70-е годы сейчас нет, да и в будущем не будет. В результате Россия может в начинающемся процессе выступать в сравнительно благоприятном статусе государства уже обеспеченного необходимыми системами вооружения и не особо заинтересованного в их ограничении.
Однако именно Россия в лице президента Путина является инициатором новой фазы разоружения. Однако, преуспеть в этом России будет очень не просто, поскольку другие партнеры по диалогу как минимум не видят для себя успешный путей в этом направлении.
Хроника американских телодвижений
США сейчас выступают в весьма странной, но при этом сопряженной с небывалым пафосом роли. Американская армия по-прежнему называется самой-самой многими экспертами. И если брать во внимание количественные показатели, то так оно и есть. Самый большой флот с самым большим числом авианосцев, самое большое число военных самолетов, в том числе и пятого поколения, самое большое число военных спутников, самое большое число военных баз по всему миру. Звучит это устрашающе, а что на деле?
А на деле полное несоответствие вооруженных силам имеющимся угрозам и вызовам, не позволяющее США как –либо успешно реагировать на текущее состояние дел. Укрепляется Китай? Но в борьбе с китайской активностью в Азии у США нет адекватного ответа. Не использовать же для этого базы в Персидском заливе, или в Центральной Азии? Или возьмем Россию. Россия укрепила свои возможности в Арктике – Северный флот, отремонтированные аэродромы, новые базы на островах Северного-Ледовитого океана, система ПВО в Арктике, высадка десанта в Арктике. И практически полная неготовность США к какому-то внятному ответу на это.
Вот и выходит, что США готовы к войне, которая сейчас невозможна и не готовы к решению задач, которые сейчас актуальны. Да, США как-то пытаются отвечать. Разворачивают новые мощности в Азиатско-тихоокеанском регионе, пытаются оптимизировать силы флота. Против России в Арктике проводят учения, прямо сейчас. С международной эскадрой в Северной Атлантике (но почему-то не в Арктике), с полетами стратегической авиации, с демонстрацией возможностей на базах на Аляске. Столь же демонстративны и пусты по факту попытки США показать, что они могут противостоять накоплению Российских сил в Калининградской области и в Крыму.
При этом американское военное ведомство, напоминает счетовода, который пытается разделить бюджет (не скудный) по такому количеству кучек, что каждая из них совершенно не вызывает каких-либо эмоций. В результате мерами. Которые могут предпринять является сокращение заказа одних вооружений и направление денег на другие, закрытие некоторых военных баз и вывод войск из Афганистана, Ирака, Сирии, Египта. Более того, начали покушаться на святое, на количество авианосцев. Предложив сократить парочку для экономии бюджета. Но беда США в другом. Они не понимают, что Штаты это уходящий гегемон, который не может одновременно противостоять всем и России, и Китаю, Ирану, Северной Корее, отстаивать на называемые интересы в Африке, Латинской Америке.
Сейчас США откровенно пытаются использовать свои вооруженные силы, как аргумент убеждающий другие страны принять их аргумент и согласиться на заведомо невыгодную «сделку» по вооружениям. Так, например, Китаю предлагается не войти в паритет с США по числу боеголовок, а заморозить число своих ядерных зарядов на количестве в разы меньшем, чем арсенал США. России же предлагается заодно отказаться от все наработок области гиперзвука. Как Вы понимаете попытка заключить невыгодную сделку, угрожая силой это сейчас важнейшая составляющая американской политики. Потому что время играет против них.
Очередное китайское предупреждение
И время играет на стороне Китая. Обладая куда меньшими, чем США амбициями. Китай при этом имеет сейчас куда большие возможности к развитию собственного вооружения (как произведенного в Китае, так и закупленного за рубежом). Как в количественных, так и в качественных составляющих.
Китай в ограниченном потенциале времени способен пошатнуть позиции американской гегемонии. А в совокупности с российскими технологиями поставить перед США неразрешимые задачи. Даже если возможно США не интересуют угрозы, связанные с возможностями Китая в обычных вооружениях (число танков, бронемашин, артиллерийских установок). Но очень беспокоят три составляющие – это флот, авиация и ядерные силы, так как это единственное, что серьезно может угрожать интересам США.
С точки зрения флота вопрос отставания Китая от США – это вопрос времени. Несколько лет и судостроительные мощности Китая позволят превзойти США по числу боевых кораблей. Еще десятилетие и Китай будет способен выставить против США адекватное число авианосцев. В сфере авиации, особенно стратегической, не все так благоприятно. Однако у Китая есть возможность дальнейшего наращивания количественного потенциала авиации, работа по теме авиационного вооружения. Опять же авиация Китаю нужна для того, чтобы защищаться, а не нападать, а в совокупности с ПВО в котором представлены С-400 и С-300 российского производства и большое количество китайских клонов советских и российских систем ПВО все выглядит уже не столь печально. Наконец вопрос сил ядерного сдерживания тоже оставляет Китаю большие перспективы для развития. Наличие собственной производственной базы, ракетостроение, позволяющие выводить в космос объекты достаточно большой массы, наличие подводных крейсеров - ракетоносцев дает основание полагать, что всего через несколько лет Китай сможет как минимум сократить отставание от США и России по ядерным вооружениям, а как максимум, не будучи сдерживаемым ограничивающими договорами и вовсе вырваться вперед. Это, разумеется, вряд ли разумно, однако в ситуации в которую постоянно загоняют Китай и не лишнее.
Политика США по шельмованию Китая, связанная с обвинениями в нарушении правил мировой торговле, промышленном шпионаже, халатности в теме с короновирусом фактически является звеньями одной цепочки. Попытки представить Китай мировой «империей зла» по протухшим, но некогда эффективным сценариям 70-80 года ХХ века.
Заявление о том, что Китаю нужно еще 1000 боеголовок и не мене 100 межконтинентальных баллистических ракет, заявления, что Китай - это не Иран и не позволит провокаций против себя и многое другое. Китай огрызается. Хотя, конечно еще не готов ввязываться в драку. Однако время идет и идет на пользу Китаю.
Европейский Союз военных импотентов
Самым слабым в военном плане видится Европейский Союз – детище евро-атлантистов, не обладающий по большому счету своей субъектностью в вопросе международной безопасности. Что уж поделать, нет у ЕС возможности вести самостоятельную оборонную политику. А вместе с ней и места в числе стран. Способных отстаивать свои интересы в полной мере.
По большому счету ЕС, как мирового игрока сдерживает НАТО. В рамках НАТО, страны Европы не более чем прицепные вагоны к локомотиву США. И эта ситуация не может измениться в силу особенностей самой организации. При этом, конечно у стран Европы есть свой голос. Греция может устраивать скандал по поводу недопущения в НАТО Македонии без переименования. Германия может отбрехиваться от участия в операциях неисправностью своей военной техники (будь то самолеты или корабли), Франция может заявлять о наличии собственных интересов и даже в одностороннем порядке что-то делать в Африке (чаще уже неудачно). Но на этом самостоятельность в оборонной политике заканчивается, как и место в числе ведущих держав. Конечно у Франции есть ядерное оружие и даже некоторые средства доставки (подлодки – 4 штуки и примерно 300 боеголовок), у Великобритании тоже что-то есть, правда арендованное у США. Но их участие в игре на высшем уровне, скорее мифотворчество, чем реальность.
Попытки Макрона создать вооруженные силы Европы пока что не увенчались успехом. Точнее создать то что-то создали, но это что-то мало похоже на полноценные вооруженные силы. Скорее это пока что политическая конструкция для будущего создание каких-то вооруженных сил. В условиях, когда мир начинают делить здесь и сейчас времени на то, чтобы создавать что-то реальное просто нет. Как нет и воли, которая бы реально объединяла страны ЕС в стремлении обзавестись собственными вооружёнными силами. Более того, все больше растет пропасть, отделяющая страны ЕС друг от друга. Великобритания вообще не в ЕС и в части обороны ей скорее по пути с США, а не единой Европой, Польша, страны Прибалтики. Венгрия, Чехия периодически демонстрируют несогласие с европейской политикой. В общем такая рыхлая политическая структура. Даже если и создаст что-то напоминающее вооруженные силы столкнется с их слабой функциональностью в условиях отсутствия единой политической воли.
Таким образом, Европейский Союз видимо нужно выводить за скобки рассуждений о новой конфигурации мировой безопасности. Подписание каких-либо соглашений с европейскими странами может подвигнуть их на создание нового образования – вне ограничений и принятых обязательств. Подписание с новой структурой не гарантирует возможность стран спокойно выходить из него, забывая о каких-либо обязательствах.
Глобальное умиротворение
Таким образом, анализ полудиких и военных возможностей стран мира показывает, что в рамках очередного раунда решения вопросов мировой безопасности мы скорее будет говорить о диалоге трех игроков – России, США и Китая, поскольку все остальные просто выводятся за скобки общего дискурса за неимением того, что может представлять серьезную угрозу для других.
При этом, однако единственной константой в стремлении к заключению новых соглашений о разоружении является Россия, которая с радостью бы пошла на то, чтобы продлить действие договора СНВ-3 без дополнительных условий. Россию ядерные силы Китая не особо пугают. Размещенные вблизи от российской границы они крайне уязвимы для имеющихся средств вооружений. В то же время диалог с США строится в части сдерживания уже не в сфере стратегического ядерного сдерживания, а с позиций появления новых образцов вооружения, гарантирующих неприемлемый ущерб противника.
США и Китай находятся в ситуации взаимной борьбы за первенство на мировой экономической арене При-этом соблазн использовать оружие может возникнуть только у США, демонстрирующего желание вмешиваться в вопросы территориальной принадлежности островов Восточно-китайского и Южно-китайского морей. У Китая таких стремлений нет. Их главная задача обеспечить себе доступ на рынки зарубежных стран, обеспечить собственную безопасность и вернуть утраченный остров Тайвань, причем желательно посредством политических переговоров. а не военной силы. Естественными противниками Китая являются не Россия или США, а, например, Индия, где китайские и индийские части периодически устраивают перестрелки. До серьёзной войны дело не доходит, но и перестрелка двух ядерных держав не дает оснований для того, чтобы расслабляться.
Китаю тема разоружения не нужна. В Пекине понимают, что их экономическое положение и узость военных задач, дает возможность наращивать свой военный потенциал там, где нужно. Если Китай и пойдет на подписание чего-то, то не ущемляющего свои возможности. Не водящего неравновесные ограничения, и, разумеется, только после обеспечения невмешательства в дела Китая в окружающей его территориальной зоне. На эти условия вряд ли пойдет уже США. При этом США. Очевидно, продолжат оказывать давление на Китай и возможно попытаются спровоцировать военный конфликт Китая с соседними государствами. В первую очередь, разумеется с Индией, во вторую с Японией, Южной Кореей, Тайванем. При этом у США нет хорошего решения задачи, роме как в ограниченный период времени не более 5-8 лет обеспечить смену политического режима Китая. Автократическое китайское государство, основанное на доминировании КПК будет основной целью США. Отстранение КПК от власти – победой в очередной холодной войне. Не зря Помпео уже начал пытаться сравнивать Китай с поздним СССР. Но такие результаты – скорее плод воображения американцев и уж точно не связаны с военной силой.
Таким образом, всем трем игрокам сейчас какие-либо договоры по разоружению нужны разве что только для поддержания своего имиджа, как стремящихся к разоружению стран. В остальном ни США, ни Китай, ни Россия по большому счету в такого рода ограничениях не заинтересованы. А значит, все потуги будут напрасными, по крайней мере до момента выборов в США в ноябре 2020. И только тогда можно будет попытаться предсказать, в какую сторону пойдет процесс мирного урегулирования. И будет ли этот процесс действительно мирным.
1. Из чего следует, что Россия заинтересована в договорах типа РСМД и СНВ? Из заявлений российского руководства? Попробуем представить, что ему эти договора не интересны, но оно знает психологию контрагента. И у контрагента тот кто предлагает договорится - априори имеет слабую позицию и его надо давить. В результате госдеп вываливает совершенно безумные требования к началу переговоров, которые никто выполнять не будет. При этом у самих США изготовление новых боеголовок отсутствует. Они могут только канибализировать старые. Т.е. по факту США физически не могут нарастить свой ядерный потенциал выше ныне существующих боеголовок. И со временем он будет уменьшаться вне зависимости от наличия заключенных договоров. Ну и зачем в таком контексте ВПР России новый договор об ограничении СНВ, если он будет ограничивать исключительно Россию?
2. Армия Китая - это одна большая показуха. За последние 200 лет китайцы проиграли ВСЕ войны, которые вели. При этом они ВСЕГДА имели численное и техническое преимущество над противником. Даже в экономической области последняя стычка с США закончилась их феерическим сливом. Поэтому численность корабликов и самолетиков к китайцев не имеет ни малейшего значения - в случае "агрессивных переговоров" они сольются и бросят всю имеющуюся технику и территории.
3. НАТО - это набор стран которые должны платить ВПК США. И не более того. Военного значения они не имеют, да и не хотят иметь.