17 октября 1941 года: «За Москву будем драться до последней капли крови»
Сейчас некоторые авторы в соцсетях тиражируют посты на тему "всё пропало", так вот - в 1941 году трусов, паникёров, мародёров арестовывали и даже расстреливали.... Немцы подходили к Москве. В городе проводилась упорядоченная работа по эвакуации предприятий, оставленные на местах предприятия работали. На улицах были выставлены противотанковые заграждения, в воздухе находились аэростаты заграждения ПВО, на строительстве оборонительных сооружений день и ночь трудилось более полумиллиона москвичей. Шел непрерывный набор батальонов ополчения. После объявления 15 октября об эвакуации Москвы возникли, однако, отдельные проявления паники и беспорядков. В связи с недостатком информации рождались слухи о стремительном приближении немцев и решении руководства покинуть Москву.
17 октября 1941 г. секретарь Московского комитета ВКП(б) А.Щербаков обратился к москвичам по радио:
«Под давлением вражеских войск, прорвавших на одном из участков фронта нашу оборону, части Красной армии отошли на оборонительный рубеж ближе к Москве. Над Москвой нависла угроза. Но за Москву будем драться упорно, ожесточенно, до последней капли крови… Самым опасным является паника, чего допустить нельзя… Сохраняйте выдержку и дисциплину! Обеспечивайте порядок! Московские организации обязали всех руководителей торговых предприятий, городского транспорта, коммунальных и лечебных учреждений обеспечивать нормальную работу в городе. Директора и руководители предприятий и учреждений обязаны обеспечить твердый порядок… Товарищи, будьте бдительны! Провокаторы будут пытаться сеять панику. Не верьте слухам! Разоблачайте и задерживайте шпионов и провокаторов!»
17 октября 1941 года, когда Москва пустела прямо на глазах, линия метро после необъяснимой остановки снова открылась. Весть о том прокатилась по всей столице - и сразу спокойнее стало: значит, Москву врагу сдавать не собираемся!
За несколько дней до этого Госкомитет обороны объявил эвакуацию московских предприятий в связи с приближением вражеских войск. Народ кинулся в бегство.
Первым делом - к метро: а как иначе до вокзалов добраться, наземный же транспорт исчез... Но 16 октября 1941-го двери станций оказались закрыты. Тут и началась настоящая паника…
Кто же отдал тот скорый в решении приказ о закрытии метро?
15 октября начальника метрополитена Новикова и его, Теплова, вызвал нарком путей сообщения, которому метро подчинялось, Лазарь Каганович. Весь метрополитен носил его имя! Он тогда произнес слова, в которые Новиков и Теплов не могли поверить: «Метрополитен закрыть! Подготовить план его уничтожения!» И тогда понеслось… Спешно принялись демонтировать эскалаторы, рубить высоковольтные кабели подземки - покрытые свинцовой оболочкой, пилам они не поддавались, снимать трансформаторы, многие из которых утопили в Москве-реке. Работали, веря, что это необходимо: врагу действующее метро нельзя оставлять. А рано утром следующего дня Каганович позвонил Новикову (Теплов всю ночь с ним на работе был) и приказал... срочно восстановить разрушенное и открыть движение!
17 октября 1941 года в 18 часов 45 минут поезда пошли! На том же участке, что и в день рождения метро, - от «Сокольников», но теперь до конца всей линии - до «Парка культуры»! Мимо станции «Кировская» с замедленным ходом, поскольку в подземельях станции был пункт связи Ставки.
19 октября И.В.Сталин подписал постановление о введении в Москве осадного положения. Порядок в городе был восстановлен в считанные дни.Миниатюры