Время Лукашенко подходит к концуЕсли говорить о теме суверенитета всерьёз, то нужно отметить два аспекта вопроса: суверенитет элиты и суверенитет государства. Суверенитет элиты – это её способность не реагировать на оппозицию и общество. Суверенитет государства – это способность элиты противостоять давлению иностранных элит.
С этой точки зрения проблема суверенитета Белоруссии – это суверенитет Лукашенко от общества и отсутствие суверенитета лукашенковского госаппарата от интересов других государств. Причём всю степень несуверенности Белоруссии как государства подчёркивает высокая зависимость лукашенковского режима от третьестепенных государств – Украины, Прибалтики, Польши.
Можно понять зависимость Белоруссии от мнений России, Китая и США. Второй эшелон в виде ЕС и Восточной Европы – это тоже понятно: Белоруссия – маленькая страна. Но критическая чувствительность Белоруссии к действиям Украины и Прибалтики – это крайняя степень несуверенности государства. Когда вассал вассала становится важным партнёром, это признак того, что вы теперь на одном уровне с этими субъектами.
Несмотря на все усилия Лукашенко, слияние России и Белоруссии в любой форме интеграции произойдёт до 2030 года. В суверенитете Лукашенко пробита большая дыра: в выборах участвуют альтернативные персоны, которые даже в случае «победы» Лукашенко превращаются в политиков национального масштаба. Они будут комментировать каждый шаг Лукашенко, каждую его неудачу. Их будут включать во все сценарии, они будут рупором даже не другой повестки, а факта, что поле власти Лукашенко сузилось и продолжает сужаться.
И это самый главный месседж, который послан миру из Белоруссии. У несуверенного государства теперь нет и суверенной элиты. Она пала под напором проблем, неразрешимых в нынешнем формате белорусской государственности.
Когда Россия экономически окрепнет после окончания трансфера в ходе избавления от либерального проекта, наступит эпоха активизации её отношений с Белоруссией. Лукашенко будет гнать страну на Запад, но Запад не примет Белоруссию с Лукашенко. А создавать нечто большее для оппозиции, чем свободу для НКО, Лукашенко не станет. Оформления статуса оппозиции он не допустит, а значит, договора с Западом не будет.
Когда в конце всех этих метаний Лукашенко уйдёт в отставку, условия для слияния с Россией у Белоруссии будут намного хуже, чем теперь. Пока технологический разрыв между Белоруссией и Россией невелик, слияние возможно в виде разделения сфер влияния в экономике и кооперации на основе единого законодательства. Но когда сливаются два несопоставимых по технологическому уровню субъекта, происходит поглощение сильным слабого, а не равноправный договор о совместной деятельности.
Так ФРГ просто проглотила ГДР, вовсе не собираясь с ней кооперироваться. И этому есть причина – потенциал двух государств был несопоставим. В отношениях России и Белоруссии чем дальше, тем больше происходит подобная поляризация. России уже сейчас экономика Белоруссии не интересна. К 30-му году для России союз с Белоруссией будет означать не сложение потенциалов, а отвлечение ресурсов России на гуманитарную миссию.
Лучшим временем для кооперации РФ и РБ был период нулевых – десятых годов. При всей разнице в весовых категориях это могло быть договором партнёров. После 2018 года и дальше выгоды для России в экономическом слиянии с Белоруссией всё меньше и меньше. Теперь для России это вопрос только геополитики и военно-стратегической безопасности. То есть это уже не инвестиции, а затраты на оборону.
Все белорусские конкуренты Лукашенко теперь получили легитимизацию и никуда из информационного поля не денутся. В Белоруссии возникла контрэлита, и это верный признак грядущей ротации элит. Старая белорусская элита деградирует, и остановить этот процесс нельзя, а вот ускорить можно. И лучше самого Лукашенко никто с этой задачей в Белоруссии не справится.